Сегодня: 18 сентября 2018 г. Главная      Контакты     
   
 
аттестация педагогических и руководящих работников
03.07.2007
  

Аналитическая справка

по результатам аттестации педагогических и руководящих работников

образовательных учреждений, подведомственных управлению,

по состоянию на 01.06.2007 г.

Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, подведомственных управлению образования Центрального района г.Челябинска проводится в соответствии с  законом РФ «Об образовании», приказом МО РФ «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000г. № 1908. По состоянию на 01.06.2007 г. достигнуты следующие результаты.

В образовательной системе района работает 1589 педагогических, в том числе 168 руководящих, работников (Приложение, Диаграмма 1). Из них имеют квалификационную категорию 1467 человек, что составляет 92,3%. В сравнении с июнем 2006г. увеличение  количества аттестованных работников составило 2,6% (Диаграмма 2.1.1.).

Из общего количества работников, осуществляющих свою деятельность в подведомственных образовательных учреждениях:

  • 683 чел. (43%) работает в общеобразовательных учреждениях, что на 73 чел. меньше по сравнению с отчетным периодом 2006г.;
  • 246 чел. (15,5%) – в специальных (коррекционных), что на 74 чел. больше по сравнению с отчетным периодом 2006г.
  • 544 чел. (34,2%) – в дошкольных и учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 48 чел. меньше по сравнению с отчетным периодом 2006г.;
  • 116 чел. (7,3%) – в учреждениях дополнительного образования, что на 42 чел. больше по сравнению с отчетным периодом 2006г. (Диаграмма 1.).

Изменение количественного состава в учреждениях дополнительного образования связано с тем, что штатные единицы педагогов дополнительного образования переданы из общеобразовательных учреждений в учреждения дополнительного образования (приказ управления «Об оптимизации расходов по фонду оплаты труда в общеобразовательных учреждениях»  от 24.09.06г. № 366).

Снижение контингента педагогических работников в общеобразовательных учреждениях происходит вследствие введения подушевой системы финансирования, а также из-за сохранения демографической ситуации в районе.

В дошкольных образовательных учреждениях низкий уровень заработной платы приводит не только к значительной текучести кадров, но и к уходу из системы дошкольного образования.  

Категориальный состав работников образовательной системы района характеризуется следующими показателями: высшую квалификационную категорию имеют 615 чел. (38,7%); первую – 619 чел. (39%); вторую – 233 чел. (14,7%). Неаттестовано 122 педагогических работника (7,6%), из них 34 молодых специалистов, 21 педагога имеют 12 разряд по стажу работы (Диаграмма 2.2.1).

Таким образом, количество педагогических работников в образовательной системе района остается  достаточно стабильным, при этом постоянно увеличивается количество квалифицированных работников.

Благодаря выстроенной системе повышения квалификации педагогов, в районе формируется квалифицированный состав руководящих и педагогических кадров – в общеобразовательных школах (94%), дошкольных (91%), специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (94,7%) и в учреждениях дополнительного образования (83,6%).

Сравнительный анализ квалификационных характеристик педагогических работников по типам образовательных учреждений показал, что высшую квалификационную  категорию в общеобразовательных школах имеет 47,4% педагогических работников, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях – 45,1%; в дошкольных образовательных учреждениях и учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 28%; в учреждениях дополнительного образования – 22,4%; первую – 38%, 32,5%, 45,4% и 30,2% соответственно (Диаграмма 2.2.2.).

Показатели количества аттестованных на вторую квалификационную категорию в сравнении с 01.06.06г. следующие:

  • в общеобразовательных школах наблюдается снижение количества с 11,5% до 8,6% за счет аттестации педагогов на более высокую квалификационную категорию;
  • в специальных (коррекционных) учреждениях и в учреждениях дополнительного образования– увеличение с 12,2% до 17,1% и с 27% до 31% соответственно за счет притока молодых специалистов;
  • достаточно  стабильны результаты аттестованных педагогов на вторую квалификационную категорию в дошкольных образовательных учреждениях - 17,6%.

Кадровая политика Центрального района направлена на формирование в образовательных учреждениях высококвалифицированного педагогического состава, о чем свидетельствуют среднерайонные показатели аттестованных педагогических работников.  В сравнении с 01.06.2006г. среднерайонный уровень аттестованных на высшую квалификационную категорию к июню 2007г. вырос с 23,4% до 24,4%.  

Следует отметить активное включение в процесс аттестации на высшую и первую квалификационные категории педагогов дошкольных образовательных учреждений с целью повышения престижа учреждения, в котором они работают. За прошедший учебный год количество аттестованных на высшую квалификационную категорию увеличилось на 10,3% (с 17,7% по состоянию на 01.06.06г. до 28% по состоянию на 01.06.07г.).

Анализ аттестации педагогических и руководящих работников за 2005-2007г.г. показывает позитивную динамику повышения уровня квалификации учителей в образовательных учреждениях МОУ № 30, 138, 153, МС(К)ОУ № 127, МДОУ № 20, 31, 138, 157, 181, 194, 213, 293, что свидетельствует о высокой мотивации педагогов выше обозначенных учреждений и создании в учреждениях оптимальных условий для профессионального роста педагогических кадров.

На 01.06.2007г. наиболее высокий квалификационный уровень у педагогических работников МОУ гимназии № 10 (79,7%), МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением иностранных языков (69,1%), МОУ гимназии № 63  (67,6%), МОУ прогимназии № 133 дошкольное отделение (66,7%), МДОУ № 181 (65,6%), МДОУ № 20 (60%), МОУ СОШ № 149 (52,40%), МДОУ № 213 (50%), МС(К)ОУ №127 (49%).

Выше среднерайонного показателя – 24,4% – количество аттестованных на высшую квалификационную категорию в МС(К)ОУ шк-инт. № 4 (44,2%), МОУ № 2 (44%), МДОУ №31 (43,75%), МОУ № 148 (43,5%), МОУ № 8 и МДОУ № 403 (по 42%), МОУ № 147 (41,4%), МОУ № 133 школьное отделение (41,2%), МДОУ № 157 и № 343 (по 40%),  МОУ № 40 (39,4%), МДОУ № 97 (38,7%), МОУ № 30 (36,6), МОУ № 90 (35%), МОУ № 67 (34,6%), МОУ № 153 и МДОУ №  345 (по 33,3%), МОУ № 138 (31,8%),  (Диаграмма 2.2.3.).

Полученные результаты по итогам повышения квалификации педагогических работников показывают правильность выбранной в районе стратегии формирования квалифицированного состава для решения задачи повышения качества образования через поиск педагогами новых форм и методов обучения и воспитания, внедрения инноваций в образовательный процесс.

Вместе с тем  руководителям образовательных учреждений необходимо усилить работу с педагогами, не имеющими квалификационной категории. Выше среднерайонного показателя – 9,9% – количество неаттестованных работников в МДОУ № 84 (41,2%), МУДОД «Истоки» (32,5%), МДОУ № 438 (30,8%), МДОУ № 345 (27,8%), МДОУ № 280 и в дошкольном отделении № 133 (по 16,7%), МОУ № 153 (19,1%), МДОУ № 181 и № 35 (по 14,3%),  МОУ № 138 (13,8%), МОУ № 133 школьное отделение и МДОУ № 52 (по 13,6%), МОУ № 67 (13,5%), МДОУ № 31 (12,5%) на 01.06.2006 г. (Диаграммы 2.2.4. - 2.2.6.). 

Управление образования уделяет особое внимание повышению квалифицированного уровня руководителей образовательных учреждений. Так, отмечается положительная динамика в повышении квалификации директоров школ и заведующих детских садов. За 2006-2007 учебный год на высшую квалификационную категорию было аттестовано 15 человек: 5 директоров общеобразовательных учреждений, 10 заведующих.  В результате количество аттестованных руководителей на высшую квалификационную категорию выросло с 61,5% (по состоянию на 01.06.2006 г.) до 76,9%  (Диаграмма 3.3.1).

Одной из основных задач организации процесса аттестации работников районной образовательной системы в 2006-2007 учебном году остается аттестация руководящих работников, так как в соответствии с Законом «Об образовании» (Ст.35, п.3), приказом МО РФ № 1908 от 26.06.2000 г. аттестация данной категории лиц и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию является обязательной.

  В районной образовательной системе по состоянию на 01.06.2007г. управление образовательными учреждениями осуществляет 168 руководящих работника. Из них прошли аттестацию 164 человек (97,6%): на высшую квалификационную категорию – 63 человек (37,5%), на первую – 101 (61,1%).

 При этом в общеобразовательных школах аттестован 74 руководящий работник (100%), на высшую квалификационную категорию – 30 чел. (40,5%); в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях – 11 (100%), на высшую – 5 чел. (45,5%); дошкольных образовательных учреждениях и учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 64 (94%), на высшую – 25 чел. (37%); в учреждениях дополнительного образования – 15 (100%), на высшую – 3 чел. (20%). (Диаграмма 3.1, Диаграмма 3.2.).

Не аттестовано 4 чел. (2,4%) заместителя руководителя по административно-хозяйственной работе МДОУ № 195, 280, 293, МОУ д/д № 2.

Таким образом, контроль со стороны управления образования Центрального района за обязательность аттестации руководящих работников привел к значительному снижению количества неаттестованных в данной категории. Тем не менее,  руководителями обозначенных выше образовательных учреждений нарушается ст.35, п.3 Закона «Об образовании» и приказ МО РФ «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000г  №1908., в соответствии с которыми  аттестация руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию является обязательной.

Квалификационный состав педагогических работников образовательных учреждений, подведомственных управлению, по типам образовательных учреждений характеризуется следующими показателями: в муниципальных общеобразовательных учреждениях аттестованы на высшую квалификационную категорию 44,1% учителей начальных классов, 51,2% учителей 5-11 классов, 63,1% учителей эстетцикла, физической культуры, технологии, 33,4% педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, 32,1% педагога дополнительного образования, 60% социальных педагогов.

 В учреждениях специального (коррекционного) образования сохраняется высокий квалификационный уровень работников:  на высшую квалификационную категорию аттестовано 100% социальных педагогов, 26,7% учителей начальных классов, 60% учителей 5-11 классов, 50% педагогов дополнительного образования, 56,3% педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, 38,1% учителей эстетцикла, физической культуры, технологии (Диаграмма 4.1.1. – 4.1.5.).

В дошкольных образовательных учреждениях и учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на высшую квалификационную категорию аттестовано 26,7% педагогический работника: на первую – 43,7%; вторую – 20,2%. Высокий квалификационный уровень у инструкторов по физическому воспитанию – 38,1%, у учителей-логопедов – 52,8%.  

Значительно снизился  в сравнении 01.06.06г. процент неаттестованных с 12,6% до 9,4% (из них 2,1% молодых специалистов, 1,9% педагогов, работающих по 12 разряду по приказу № 463). Из неаттестованных доминируют воспитатели, что связано в первую очередь с текучестью кадров в дошкольных образовательных учреждениях.  (Диаграмма 4.1.3.- 4.1.5.).

В целом за 2006-2007 учебного года аттестацию прошли 466 педагогических и руководящих работников. Сравнительный анализ результатов аттестации работников по типам образовательных учреждений в текущем учебном году показал, что в общеобразовательных школах на высшую и первую квалификационные категории аттестовано 2,3% и 10,7% человек соответственно; в специальных (коррекционных) учреждениях – 5,2% и 7,7%; в дошкольных образовательных учреждениях – 13,2% и 12,7%; в учреждениях дополнительного образования – 4,3% и 7,7%. (Диаграмма 3.1.1.).

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в образовательной системе района осуществляется пропаганда передового педагогического опыта, действует система поощрения развития научно-исследовательской деятельности через проведение на различных уровнях педагогических конкурсов, семинаров,  практикумов, а также через подготовку воспитанников к олимпиадам, что способствует выявлению талантливых учителей, которые получают возможность пройти аттестацию досрочно.  В текущем учебном году такой возможностью уже воспользовались 36 педагогов (19,7%), а также 17 молодых специалистов (9,3%). Наибольший процент аттестованных молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования – 21,8% и в специальных образовательных (коррекционных) учреждениях - 7,7%. (Диаграмма 3.1.2.). По состоянию на 01.06.2006г. аттестовано досрочно 74 чел.(15,9%), молодых специалистов – 27 чел. (5,8%).

Таким образом, работа аттестационных комиссий образовательных учреждений района в основном соответствует требованиям. Вместе с тем, руководителям ОУ (особенно учреждений дополнительного образования) необходимо усилить работу с педагогами и руководящими работниками по вопросам повышения уровня квалификации, особенно с воспитателями, инструкторами физической культуры ДОУ,  социальными педагогами, со специальными педагогами, педагогами системы дополнительного образования.

За 2006-2007 учебный год аттестационной комиссией Центрального района было  рассмотрено 377 аттестационных дела, из них на высшую квалификационную категорию – 199, на первую – 167, на вторую – 11. Аттестация педагогов в основном осуществлялась согласно плану-графику аттестации, в соответствии с нормативно-правовыми документами.

На основании вышеизложенного, следует констатировать, что  аттестация педагогических и руководящих работников в образовательной системе Центрального района проводится в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (приказ МО РФ т 26.06.2000г. № 1908) и строго регламентирована. Процесс аттестации  носит планомерный, целенаправленный, достаточно успешный характер, что позволяет формировать квалифицированный кадровый состав и обеспечивать социальную защищенность работников путем дифференциации оплаты труда.

Управление образования Центрального района Администрации г.Челябинска рекомендует:

руководителям образовательных учреждений:

1)      действовать исключительно в соответствии с нормативно-правовой базой, регламентирующей процедуру аттестации;

2)      при организации процедуры аттестации использовать пакет документов, разработанный управлением образования Центрального района Администрации г.Челябинска: «Документация, сопровождающая процедуру аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений» (электронный вариант, версия 2006г.);

3)      обеспечить условия для повышения уровня квалификации педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей, инструкторов физической культуры ДОУ;

4)      при оформлении представлений работников на высшую квалификационную категорию обратить внимание на качество представленных результатов педагогической деятельности, прохождения курсовой подготовки педагогическими работниками повышения квалификации на базе ГОУ ЧИППКРО (каждые 5 лет) и в ММЦ;

5)      руководителям образовательных учреждений МДОУ № 195, 280, 293, МОУ д/д № 2  необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение Закона РФ «Об образовании» (Ст.35 п.3), приказа Министерства образования РФ «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000г.  № 1908 в части обязательности прохождения процедуры аттестации руководящими работниками на первую квалификационную категорию.

.

 

 

 

И.О.начальника управления                                                                                 О.С.Виноградова

 

 

 

Коржова

265-58-97


Вернуться к cписку новостей
Главная  |  О структурном подразделении  |  Документы  |  Справочник  |  Новости  |  ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)  |  Прием в 1 класс  |  Конкурсы профмастерства
© 2006, Управление образования Центрального района Администрации г.Челябинска