А. тарковский — г. козинцеву

14 сент[ября] 70

Дорогой Григорий Михайлович!

Получил Ваше письмо и благодарю. У нас все благополучно.

Лариса (так же, как и я, разумеется) благодарит за поздравления.

Н. Зоркая мне говорила, что Дм[итрий] Дм[итриевич] Шостакович написал кому-то письмо в защиту «Рублева». Если это так, то мне кажется, что его самое время послать.

Черноуцан1 написал (…) какую-то бумагу с просьбой выпустить фильм на экраны, правда в ограниченном тиражом виде (?). Не знаю. Устал я от всего этого подпольного существования. Может быть, пусть выпускают ограниченным тиражом?

Когда мы сможем посмотреть «Лира»?

Возникают ли в туманной дали видения следующего фильма?

Желаю Вам доброго здоровья и всяких радостей.

Ваш А. Тарковский

_____________________

1 И. С. Черноуцан — в те годы ответственный работник ЦК КПСС.

Г. Козинцев — А. Тарковскому

Сентября 1970 г.

Дорогой Андрей,

пишу Вам сразу после просмотра. Второй раз1 понравилось еще больше.

Всего Вам самого доброго.

С любовью

Г. Козинцев

_____________________

1 Описка: Г. Козинцев посмотрел «Андрея Рублева» в третий раз.

Г. Козинцев — А. Тарковскому

IХ.70 г.

Дорогой Андрей!

Нея [Зоркая], к сожалению, напутала: письма Шостаковича о «Рублеве» нет, а он сам опять в больнице в Кургане.

Думаю, что Вы можете сказать, что фильм ему очень понравился. Вряд ли он стал бы против этого возражать.

Я попросил посмотреть картину и Бориса Ивановича Бурсова (наш самый авторитетный литературовед, специалист по русской литературе). Он отозвался

о ней самым добрым образом. На мой вопрос: могу ли я Вам об этом написать,— сказал: «Конечно».

Если зайдет какой-либо разговор, сошлитесь и на эту оценку.

Я вовсе задуренный от работы. Сердечный привет всей семье.

Г. К.

А. Тарковский — Г. Козинцеву

Москва

IХ.70

Дорогой Григорий Михайлович!

Спасибо за письмо. Что касается письма Дм[итрия] Дм[итриевича] — то это, конечно, путаница. Ради Бога, не беспокойтесь.

Не помню, писал ли Вам, что Суслов подписал бумагу о выходе на экраны «Рублева».

Но меня опять в Комитете начинают терзать насчет сокращений, каковых я, конечно, делать не буду.

Желаю Вам окончания трудов над картиной и доброго здоровья.

Григорий Михайлович! Я знаю — у Вас много друзей в Л[енингра]де. Дело в том, что меня очень заботит судьба Анатолия Солоницына. Это актер новосибирского «Красного факела», который снимался у меня в роли Андрея.

Он в ужасном состоянии — несмотря на то, что сыграл за это время много серьезного, вплоть до Бориса Годунова,— и уходит из театра длятого, чтобы перейти в Таллин в Русский т[еат]р.

Но его мечта — Ленинград и театр, где режиссером Владимиров. Не могли бы Вы посодействовать ему в этом смысле. Об Товстоногове он и не мечтает: боится интриг и проч[его]. Не знаю, прав ли он.

Солоницын очень хороший актер, и важно, чтобы он осел в хорошем театре. Я, к сожалению, настолько в опале, что никому и никак не могу быть полезным, скорее наоборот.

Извините, ради Бога, за просьбу, очередную просьбу, которыми Вам и так надоел. Только, поверьте, я рассчитываю лишь на словечко, которое Вы можете замолвить за Толю Солоницына, и ни в коем случае ни на какие хлопоты, на которые я не вправе рассчитывать.

Желаю удачи и здоровья.

Ваш Андрей Т.

Г. Козинцев — А. Тарковскому

Дорогой Андрей!

Сердечно поздравляю с разрешением «Рублева». Пусть теперь все у Вас пойдет самым добрым образом.

О Вашем артисте постараюсь рассказать нашим худрукам.

Привет семье.

Г. К. 5.Х.70

А. Тарковский — Г. Козинцеву

Декабря 70.

Дорогой Григорий Михайлович!

Ну вот я, наконец, могу поздравить Вас и с премьерой «Короля Лира», и с окончанием трудной постановочной картины.

Янесколько недель был нездоров и, наверное, поэтому плохо себя почувствовал во время просмотра «Лира» и вынужден был тут же, после сеанса, отправиться домой.

Потом я не мог найти Вас ни в Москве, ни в Ленинграде — оказалось, что Вы уехали в Кисловодск.

Вчера раздобыл Ваш адрес и спешу с письмом.

К сожалению, я режиссер и вряд ли сумею встать на объективную позицию по отношению к Вашему «Лиру», как мог бы сделать критик, пишущий объективные оценки.

Нет слов — это серьезная работа классического толка и театрально организованная. И в свете этого она достойна самых высоких похвал.

У меня есть некоторые мелкие замечания, касающиеся технических недоделок. Мне, например, не слишком нравится, как озвучена картина и, самое главное, как звучит голос Гердта. Так же Ярвет во второй половине мне кажется значительнее и глубже, нежели до разговора с дочерьми.

Мне вообще очень трудно судить о многом по поводу «Лира», т. к. у каждого из нас есть свой Лир, который кажется нам наиболее верно прочитанным. Для меня «Лир» на экране весь должен был бы строиться на буре — на ее приближении, духоте, зное — изматывающем и жестоком, на том, как она, наконец, обрушивается на землю и уносится, освободив персонажи и зрителя от тяжести и совпав с катарсисом. Потому что, как мне кажется, в «Лире» важен процесс, и буря его приблизила бы до зрителя буквально физиологически.

Я понимаю, что Вы представили Лира иначе, и мои соображения здесь не в счет. Просто я пытаюсь объяснить, что мне трудно стать на позицию объективную, стороннюю.

Я искренне и радостно поздравляю Вас с победой — Вы скоро убедитесь в ее существовании по прессе и критике — и надеюсь, что, отдохнув, с новыми силами начнете следующую картину. Интересно, что это будет.

Очень бы хотелось повидаться с Вами и поговорить обо всем. Будете ли Вы в Москве на обратном пути?

Меня врачи выпихивают в санаторий, но я не хочу. Во всяком случае, я к Новому году буду в Москве уже.

Еще раз поздравляю Вас, дорогой Григорий Михайлович! Выздоравливайте, зализывайте раны и снова за работу, ибо, как сказал поэт,— «покой нам только снится».

Обнимаю Вас крепко.

Ваш Андрей Тарковский

Простите за конверт. Это дети развлекались и «украшали» мои конверты таким способом, а других в доме нет.

Фильм Андрея Тарковского Сталкер 1979 год


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: