Адаптация к самому процессу обучения

Что говорят мамы: «Мы достаточно хорошо подготовили ребенка к школе: он и читает, и считает, и даже говорит по-английски».

И здесь я говорю не об уровне подготовленности (хотя это немаловажный момент), а о процессе учебы как таковом. Структура урока будет легче восприниматься ребенком после детсадовских занятий, также построенных по определенному принципу и имеющих определенную направленность и продолжительность.

Что делать? По сути — все то же самое, что и в предыдущем пункте: подробно рассказать, что и как будет происходить, как строится структура урока, какие упражнения обычно выполняются, что делать, когда устаешь или не успеваешь за учителем.

Адаптация к оценкам

Что говорят мамы: «В первом классе не ставят оценок, а потом он уже привыкнет к школе и это не будет его так травмировать».

Да, конечно, в самом начале обучения первоклашкам не ставят оценок, но определенная оценочная система все равно существует, будь то звездочки или кружочки разных цветов.

Ребенок все равно оказывается в ситуации, где его сравнивают с другими детьми в плане и успеваемости, и поведения.

И сам он тоже себя сравнивает с другими. И если до этого момента он был лучшим и самым умным для своих родных, то в школе его может ждать разочарование и, как следствие, снижение мотивации к учебе.

Что делать? Самый сложный вопрос, на самом деле. Многие родители используют такой инструмент, как принятие, или «мы тебя любим несмотря на оценки», «ты для нас самый лучший и самый любимый». В ряде случаев это снижает дискомфорт при адаптации. Но есть детки, которым крайне важно быть «на гребне волны» в любой компании, и любое чужое превосходство воспринимается крайне болезненно.

Адаптация к учителям

Что говорят мамы: «Главное, чтобы учитель был внимательным и терпеливым».

А если нет? И вообще, раньше все взрослые, которые решали, как и что нужно делать ребенку, были свои, родные: мама, папа, бабушка с дедушкой, ну в крайнем случае тетя.

А теперь в жизни ребенка появятся новые, совершенно чужие люди, которые будут указывать ему, что делать.

Ребенок, выросший дома в окружении только близких, может попросту не воспринять эти указания и правила либо будет болезненно их воспринимать.

Что делать? Конечно же, очень внимательно выбирать учителя. Вы можете остановить свой выбор на самой блестящей школе, с бассейном, самой продвинутой системой обучения и инновационной программой, но если учителем вашего ребенка окажется человек, для которого работа с детьми — это лишь работа, причем не очень приятная, то есть риск, что из школы ваше чадо будет приходить мрачнее тучи, швырять портфель в угол и запираться в комнате.

Адаптация к инфекциям

Ну и в заключение — про здоровье. Наверняка все (или почти все) родители отмечали, как часто болеет ребенок, который начинает ходить в детский сад. Это связано в первую очередь с большим количеством детей в непосредственной близости и с их инфекционным спектром.

Иногда это даже служит причиной полного отказа от садика.

Но весь фокус в том, что, не выработав иммунитет к такому «инфекционному полю» в детском саду, ребенок начинает точно так же часто и подолгу болеть в школе, пропуская занятия и не успевая влиться в коллектив.

Что делать? Вооружиться комплексом витаминов на каждый день и заняться закаливанием организма, если раньше до этого у вас не дошли руки.

И в заключение хочу сказать, что, конечно же, далеко не все сложности, перечисленные мною выше, обязательно «выстрелят». Многое зависит от особенностей психики и темперамента самого ребенка, от уровня его способностей и закалки. Но в любом случае эти факторы необходимо учитывать при подготовке к школе. И пусть девизом вашего ребенка станет строчка из песни нашего детства: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!».

Вывод:

1) поговорите с классным руководителем, попросите не ругать вашего ребенка за то, что он расплакался или попросился выйти, чтобы позвонить домой.

2) снабдите ребенка мобильным телефоном и договоритесь, что вы ждете его звонка каждую перемену. Если малыш потерпит и не станет звонить одну из перемен — его будет ожидать маленькое вознаграждение.

В то же время не ругайте и не стыдите ребенка, если он все же позвонит в «неусловленное» время, во время урока – просто скажите ему, что слышите его, очень любите, но сейчас ему лучше сосредоточиться на учебе. Когда ребенок поймет, что мама о нем забывает и всегда готова вникнуть в его тревоги, то он успокоится, и частота звонков снизится.

3) старайтесь никогда не опаздывать, приходя за малышом после уроков – пять минут вашего опоздания могут стать большим стрессом для него.

4) прорепетируйте с ним некоторые типичные ситуации заранее: как спросить у соседа по парте, как его зовут, как подойти к группе ребят и заговорить с ними, в какие игры можно предложить поиграть на переменке и т.д.

5) учите ребенка защищать свою точку зрения.

6) поиграйте с ребенком «в школу» еще до вступления в ряды первоклассников – расскажите ему, что означает звонок, почему нужно слушаться учителя и т.д.

7) будьте готовы, что адаптация ребенка к школе может занять не одну неделю. Иногда на то, чтобы ребенок успокоился и привык к школьной жизни, может уйти четверть, иногда семестр.

8) если вам кажется, что что-то не так, и ваш малыш уж чересчур замкнут и закрыт к общению со сверстниками – посетите школьного психолога (или детского психолога вне учебного заведения).

9) расскажите ребенку, сколько друзей у него теперь может появиться. Проговорить и проиграть с ребенком различные моменты, с которыми вы сами сталкивались в школьные годы на уроках и переменах.

10) заранее проговорите с ребенком те правила и границы, с которыми он столкнется в первый же день. Объясните, для чего они нужны и что может произойти, если они не будут соблюдаться.

11) подробно расскажите, что и как будет происходить, как строится структура урока, какие упражнения обычно выполняются, что делать, когда устаешь или не успеваешь за учителем.

12) очень внимательно выбирайте учителя. Вы можете остановить свой выбор на самой блестящей школе, с бассейном, самой продвинутой системой обучения и инновационной программой, но если учителем вашего ребенка окажется человек, для которого работа с детьми — это лишь работа, причем не очень приятная, то есть риск, что из школы ваше чадо будет приходить мрачнее тучи, швырять портфель в угол и запираться в комнате.

13) вооружитесь комплексом витаминов на каждый день и займитесь закаливанием организма ребенка, если раньше до этого у вас не дошли руки.

И в заключение нужно сказать, что, конечно же, далеко не все сложности, перечисленные мною выше, обязательно «выстрелят». Многое зависит от особенностей психики и темперамента самого ребенка, от уровня его способностей и закалки. Но в любом случае эти факторы необходимо учитывать при подготовке к школе. И пусть девизом вашего ребенка станет строчка из песни нашего детства: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!».

Обучение ребенка с аутизмом в обычной школе. Психолого-педагогическое сопровождение


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: