1. Перекаты
1. На спине: а) в группировке; б) без группировки.
2. Прогнувшись: а) из упора лежа на бедрах, б) руки вверх; в) с захватом голеней сзади; п) из упора лежа, согнув руки; д) из упора лежа.
3. На боку.
4. В сторону: а) с груди на спину; б) с поворотом.
II. Кувырки III. Стойки
1. Вперед. 1. На лопатках.
2. Назад. 2. На голове и руках.
3. В сторону. 3. На руках.
4. Через плечо. 4. На предплечьях.
IV. Мосты V. Шпагаты
1. Из положения лежа. 1. Левой (правой;).
2. Наклоном назад. 2. Шпагат.
3. Из стойки на руках.
VI. Падения
1. С перекатом на спине (боку): а) выносом ноги; б) с шага назад; в) из выпада в сторону; г) из выпада вперед.
2. С амортизацией руками: а) назад с перекатом на спине и с амортизацией руками; б) вперед.
3. С перекатом прогнувшись (на груди).
4. Со скольжением: а) в сторону (вперед) на боку; б) прогнувшись.
VII. Броски
1. Вперед: а) со скольжением прогнувшись; б.) с перекатом прогнувшись (на груди); в) с кувырком вперед; г) с приходом на руки и ногу.
2. Назад: а) с поворотом кругом и приходом на руки и ногу; б|) выносом ног с перекатом на спине и с амортизацией туловищем; в) в упор согнувшись с амортизацией руками сзади.
3. В сторону: а) с кувырком через плечо; б) с перекатом в сторону.
VIII. Прыжки с трамплина
1. С места.
2. На трамплине.
3. С разбега.
4. С различными заданиями,
IX. Акробатические прыжки
1. Переворот в сторону (колесо).
2. Перекидки: а) вперед на одну; 61) назад на одну.
3. Подъем разгибом (вскок дугой).
4. Переворот вперед с опорой на руки и голову,
5. Переворот.
6. Курбет (прыжок с рук).
7. Прыжок на руки.
8. Рондат (переворот с поворотом).
9. Переворот назад.
10. Полупереворот назад на плечи.
11. Сальто в группировке: а) назад; б) вперед.
X. Прыжки на батуте
1. Темповые подскоки.
2. Приход в различные исходные положения: а) на колени; б) в сед; в) в упор на предплечья и голени; г) на спину; д) на спину, ноги вперед; е|) на живот; ж) примерные связки.
3. Прыжки с заданиями: а) с движениями рук и ног; б) прогнуться; в) согнуться; п) взять группировку; д) с поворотами.
4. Сальто: а) назад в группировке; б) вперед в группировке; в) назад прогнувшись; г) назад согнувшись; д) вперед согнувшись; е) с приходом на живот и спину.
5. Примерные комбинации прыжков на батуте. Формы изучения акробатических приемов могут быть самыми разнообразными. Основные из них:
1. Самостоятельное изучение упражнений.
2. Включение отдельных упражнений в подготовительную, основную или заключительную части урока (тренировки).
3. Проведение занятий по акробатике.
Материал пособия в учебно-тренировочном процессе подготовки волейболистов по годам обучения используется примерно так:
В подготовительных группах (дети от 10—12 лет). В основной части урока всего периода обучения изучаются и совершенствуются подводящие и подготовительные упражнения, прыжки с трамплина, переворот в сторону, перекидки и несложные упражнения на батуте.
Примечание. Опыт тренеров по гимнастике и акробатике показывает, что этот материал успешно осваивают дети 8—9-летнею возраста.
В группах новичков
В конце подготовительной части каждого урока всего периода обучения совершенствуются подводящие и подготовительные упражнения, а также прыжки с трамплина.
В основной части урока изучаются и совершенствуются специальные акробатические упражнения волейболиста, перевороты, перекидки, вскок дугой, курбет, прыжок на руки, рондат, упражнения на батуте, соединения падений, а затем и бросков с приемом мяча.
В заключительной части урока проводятся подвижные игры и эстафеты, в которых используются хорошо усвоенные акробатические приемы.
В группах III и II разрядов
В подготовительной части тренировки во всех периодах обучения годового цикла совершенствуются кувырки, стойки, мосты, шпагаты, падения, броски, перевороты, перекидки, вскок дугой, курбет, рондат, прыжки с трамплина.
В основной части тренировки совершенствуются приемы мяча в падениях и бросках с предварительным разбегом.
В переходном и начале подготовительного периодах проводятся занятия по акробатике, на которых изучаются сложные акробатические прыжки и связки, прыжки на батуте.
В группах старших разрядов
В подготовительной части тренировок на протяжении всего годового цикла совершенствуются падения, броски, прыжки с трамплина, акробатические прыжки и прыжки на батуте.
В конце подготовительной части совершенствуются приемы мяча в бросках с дополнительными трудностями.
В переходном и начале подготовительного периодах проводятся занятия по акробатике, на которых занимающиеся осваивают сложные акробатические упражнения и комбинации и упражнения на батуте. Проводятся соревнования по акробатике.
В заключение следует отметить, что акробатические упражнения, описанные в настоящем пособии, рассчитаны на 6—8 лет тренировочной работы волейболиста—от новичка до мастера спорта. Следовательно, удельный вес акробатической подготовки в учебно-тренировочном процессе в целом будет невелик.
В пособии падения и броски не завершены приемом мяча. Это объясняется тем, что авторы поставили перед собой задачу предложить спортсменам пособие по акробатической подготовке, а не учебник по технике игры в защите. Соединить падение или бросок с приемом мяча не трудно, если занимающийся овладеет техникой этих приемов в отдельности.
Рекомендуется придерживаться такой последовательности обучения:
1. Хорошо усвоить технику падения.
2. С собственного набрасывания, а лучше с набрасывания партнера принять мяч и затем выполнить падение.
3. То же упражнение проделать с разбега (шага, двух и т. д.), постепенно увеличивая скорость и снижая точку приема мяча.
4. Если в предыдущем упражнении обеспечивается мягкое приземление выполняющего, можно принимать мяч непосредственно в падении.
Научиться принимать мяч в броске можно в той же последовательности:
1. В совершенстве овладеть техникой броска.
2. Принять мяч, а затем выполнить бросок и так далее. При совершенствовании приемов следует увеличивать скорость разбега и длину прыжка-полета.
Необходимо чаще напоминать занимающимся, что принимать мячи целесообразно как можно проще. Если же в результате движения к мячу спортсмен потеряет равновесие, он должен уметь выполнить нацеленную передачу, а только потом воспользоваться одним из способов падения или
броска как средством страховки или торможения.
КОНЕЦ