Актуальность проблемы патриотического воспитания.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.

Дошкольный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, традициях людей среди которых живёт ребёнок.

Знакомство с историческим прошлым России – интересное направление по воспитанию патриотизма у детей. Необходимо у старших дошкольников ещё до школы сформировать первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем.

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя.

4. Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи:

1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

3. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

4. Развитие умения ориентироваться в пространстве – перестраиваться в круг, становиться друг за другом в колонну, шеренгу, самостоятельно выполнять заданные перестроения

5. Способствовать активному вовлечению родителей в образовательный процесс.

Новизна проекта заключается в том, что работа по патриотическому воспитанию проходит через разные организационные формы, с интеграцией образовательных областей, во взаимодействии с кадетскими классами школы, с использованием информационных технологий и видео-материалов.

Реализация проекта.

Участники проекта:дети, педагоги, родители воспитанников

Старшая группа – 1-й год обучения

Содержание деятельности Сроки проведения
Блок – «Малая Родина»
Познавательная беседа «Родные просторы» (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое) Экскурсия по улицам посёлка (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) Конкурс рисунков совместно с родителями «Посёлок железнодорожников» (художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие) Оформление фотоальбома «Наше любимое место в посёлке» (социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) Экскурсия на железнодорожную станцию (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) Праздник «День рождения детского сада»речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое,) Экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями работников детского сада (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) Сентябрь Октябрь Октябрь Октябрь Декабрь
Блок – «Родная природа»
Выставка «Дары осени» (художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие) Познавательная беседа «Лес- наше богатство» (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое) Экскурсия на озеро, в сосновый бор (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) Аппликация из осенних листьев(художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие) Экологическая викторина совместно с родителями (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Познавательно-развлекательное мероприятие «Осень» (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Экологическая акция «Сохраним красавицу ёлку» — изготовление ёлок их бросового материала (художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие) Природоохранная акция «Помоги птицам зимой» (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие) Занятие-развлечение «Зима» (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Экологическая акция «Озеленение участка детского сада» (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)) Занятие-развлечение «Весна» (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Сентябрь Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Май Апрель
Блок «Государство»
Познавательная беседа «Моя Родина- Россия» (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое) Беседа «Москва – столица России» (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое) Экскурсия в уголок «Красной площади» в детском саду (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное) Рисование «Москва -моя столица» художественно-эстетическое, социально-коммуникативное) Декабрь Январь Март
Блок «Защитники Отечества»
Познавательная беседа «Военнослужащие, знаки отличия» с использование ИКТ(познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное). Праздник «Наши славные мужчины» (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное) Встреча с интересными людьми «Мой папа в Армии» (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное) Изготовление подарков папам, дедушкам(художественно-эстетическое, социально-коммуникативное) Спортивно-патриотическая игра «Зарничка»(физическое развитие, социально-коммуникативное) Праздник «День Победы» (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное) Конкурс чтецов совместно с родителями «Не забудет мир спасённый» (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное) Экскурсия к Стеле Памяти (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное) Выставка детских рисунков «Пусть всегда будет мир» (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие) Февраль Апрель Май Май Май Май
Блок – «Культурные традиции»
Игротека «Игры наших бабушек» (физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие), Екатерина-санница – народный праздник на св. воздухе (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное) Масленица – народный праздник(познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное) Сезонные праздники на основе народных традиций(познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное) Сладкий вечер (гостеприимство, традиции и трапезы, традиционная кулинария) Март Декабрь По календарю По сезону Каждый четверг
Блок – «Горжусь Отечеством – впервые в России»
Беседа «Ю. А.Гагарин – первый человек в космосе» Познавательная беседа «Животные в космосе»с использованием ИКТ(познавательное развитие, речевое развитие) Музыкально-литературное развлечение «День космонавтики» (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное) Художественное творчество «Космический корабль» (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное) Апрель

Подготовительная к школе группа – 2-й год обучения

Содержание деятельность Сроки проведения
Блок – «Малая Родина»
Экскурсия по близлежащим улицам посёлка, знакомство с историей улиц (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) Экскурсия в школьный музей (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) Оформление фотоальбома «История семьи – история родного посёлка» (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Праздник «День рождение «Подснежника» (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие) Выставка портретов работников детского сада» (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие) Познавательная беседа «Край, в котором мы живём» (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие художественно-эстетическое развитие) Литературно-музыкальная гостиная совместно с родителями «Я и мой посёлок» по поэтическим произведениям местных поэтов (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Встреча с интересными людьми, с тружениками посёлка (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие) Викторина «Знатоки родного края» (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Март Март Апрель
Блок – «Родная природа»
Выставка «Дары осени» (художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие) Познавательная беседа «Природа Севера» (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое) Экскурсия на озеро, в сосновый бор (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) Праздник «Проводы Осени» (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Познавательная беседа «Красная книга Архангельской области» с использованием ИКТ(познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) Природоохранная акция «Помоги птицам зимой» (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие) Праздник «Проводы Зимы» (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) «День Земли» (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Апрель
Блок – «Государство»
Беседа «Наша Родина- Россия» с использованием ИКТ (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Познавательная беседа «Москва – столица нашего государства» ИКТ (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Оформление фотоальбома «Я – в Москве» (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Праздник «Москва – любимая столица» (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Познавательная беседа «Символы государства — флаг и герб» (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие) Герб группы «Пересвет» Гимн России Ноябрь Январь Январь Январь Ноябрь
Блок – «Защитники Отечества»
Беседа о русских богатырях с использованием ИКТ(познавательное развитие, речевое развитие) Ручной труд «Богатырь на коне» (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Беседа о Пересвете с использованием ИКТ (познавательное развитие, речевое развитие) Просмотр мультфильма «Пересвет и Ослябля» (познавательное развитие художественно-эстетическое развитие, речевое развитие) Конкурс-выставка «Раскрась богатыря»(художественно-эстетическое развитие, речевое развитие) Экскурсия в школу к кадетам (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) Музыкально-спортивный праздник «Открытие группы «Пересвет» » (художественно-эстетическое развитие речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) Развлечение «Русские богатыри» (художественно-эстетическое развитие, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) Участие в смотре строя и песни в школе (социально-коммуникативное развитие ,физическое, познавательное развитие) Беседа «Профессия – Родине служить» (познавательное развитие, речевое развитие) Оформление фотоальбома «Моя семья и Армия»(познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие) Ручной труд «Подарок папам, дедушкам» (художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие) Выпуск стенгазеты совместно с родителями ко Дню защитников Отечества(познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Спортивно-патриотическая игра «Зарничка» (физическое развитие, социально-коммуникативное) Беседа о подвиге русского народа в ВОВ(познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие) Беседа о подвиге детей в годы ВОВ с использованием ИКТ(познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие) Праздник «Великий День Победы» (художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие) Участие в праздничном поселковом митинге, посвященному Дню Победы(художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие) Майская эстафета совместно с родителями (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие Сентябрь Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Апрель Апрель Апрель Май Май Май
Блок – «Культурные традиции»
Игротека «Игры наших бабушек» (физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие), Екатерина-санница – народный праздник на св. воздухе (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное) Масленица – народный праздник(познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное) Сезонные праздники на основе народных традиций(познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное) Сладкий вечер (гостеприимство, традиции и трапезы, традиционная кулинария) Театрализованные представления (народные сказки) Март Декабрь По календарю По сезону Каждый четверг Январь
Блок – «Горжусь Отечеством»
Беседа «Наш земляк М. Ломоносов» с использованием ИКТ(познавательное развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие) Познавательная беседа «Герои Космоса» с использованием ИКТ(познавательное развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие) Музыкально-литературная гостиная «День космонавтики» речевое развитие социально-коммуникативное развитие) Ручной труд «Космодром» — коллективная работа с привлечением родителей Знакомство с творчеством С. Писахова(познавательное развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие) Октябрь Апрель Апрель Апрель Март

Ответственный гражданин патриотическое воспитание


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: