Анализ содержания учебного материала

Подготовка учебного материала заключается в выборе изучаемых понятий и выстраивании последовательности их изучения и закрепления. Это позволяет выделить основные понятия и обнаружить связи между ними, продумать общий план урока. Фактически, перед написанием конспекта урока учитель в той или иной степени осуществляет такую процедуру, анализируя содержание темы. Анализ содержания учебного материала включает:

1) понятийный анализ;

2) логический;

3) психологический;

4) анализ воспитательной значимости учебного материала;

5) дидактический анализ.

Понятийный анализ учебного материала необходим для правильного определения дидактических целей. В ходе такого анализа следует:

— определить объем нового материала и наметить дидактическую цель;

— выделить основные понятия, которые предстоит усвоить учащимся; выделить обязательный и информационный материал;

— продумать способы раскрытия сущности новых понятий, установить, что подлежит творческому и что – репродуктивному усвоению;

— раскрыть взаимосвязь понятий — новых и уже известных; определить, что из ранее усвоенного надо повторить и закрепить;

— подготовить варианты формулировок понятий, определений, правил;

— выделить понятия для изучения на последующих уроках в системе, уточнить их связь с основными понятиями данного урока.

Логический анализ учебного материала позволяет установить последовательность введения понятий и служит для правильной организации процесса усвоения знаний. С этой целью рекомендуется:

— если материал не требует актуализации уже имеющихся знаний – его излагают вначале; а затем то, что на этом материале основано;

— определить понятия и умения, которые требуют предварительной актуализации и продумать способы ее осуществления;

— выстроить подлежащий усвоению материал по принципу «от простого к сложному»;

— продумать информационные и проблемные вопросы – их лучше чередовать, начиная с простого;

— обнаружить, если возможно, противоречивые стороны информации, спорные суждения – их можно предложить для обсуждения в конце изложения материала при традиционном обучении или сформулировать вначале при проблемном.

Психологический анализ служит для выявления проблемности учебного материала, дает возможность учесть особенности определенного класса, конкретных учащихся. Такой анализ заключается в том, чтобы:

— оценить готовность учащихся к изучению данного учебного материала;

— выделить учебный материал, который предстоит изучать в ближайшем будущем, т.е. то, что находится в «зоне ближайшего развития» учащихся (Л.С. Выготский) и продумать способы его вкрапления в данный материал для изучения в перспективе;

— спрогнозировать возможность возникновения у учащихся затруднений и продумать пути их преодоления при изучении материала или выполнении учебных заданий;

— предусмотреть учебные ситуации, в которых могут возникнуть моменты догадки, интуитивной находки и подобрать соответствующий материал, который может выполнять роль наводящего или уточняющего;

— продумать приемы и способы создания проблемных ситуаций на этапах актуализации, усвоения нового материала, применения усвоенных знаний;

— подобрать материал для самостоятельной работы учащихся в целях индивидуализации обучения;

— выявить возможные учебные ситуации, которые могут положительно повлиять на эмоционально-психологический настрой учащихся.

Анализ воспитательной значимости позволяет обнаружить возможности учебного материала для воспитания учащихся, формирования их мировоззрения и убеждений. Для этого советуют:

— выделить понятия и представления, которые могут оказывать влияние на формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических взглядов и убеждений учащихся и обдумать, как для этого использовать отмеченный учебный материал;

— подобрать примеры, факты и явления окружающей действительности, связанные с данным учебным материалом;

— продумать задания, выполнение которых может способствовать развитию социально положительных качеств личности: взаимопомощи, аккуратности, ответственности и других;

— учесть, что не только учебный материал, но и деятельность учителя, дидактическое оснащение урока, действия самих учащихся оказывают воспитывающее влияние.

Дидактический анализ обобщает результаты понятийного, логического и психологического анализа, дает общую картину места и роли учебного материала в структуре урока. Дидактический анализ предполагает:

— уточнить способы осуществления практической иллюстрации изучаемого, реализации межпредметных связей;

— продумать формулировки вопросов, подобрать задания и упражнения для закрепления и применения изучаемого материала, формирования умений и навыков;

— подготовить дидактический материал, педагогические программные и технические средства обучения;

— обдумать способы контроля знаний и умений учащихся и критерии оценки, наметить учащихся для оценки знаний, для выполнения индивидуальных или групповых заданий;

— подготовить материал для домашнего задания.

Проводить анализ содержания учебного материала удобно сразу для всех уроков темы, уточняя отдельные элементы в процессе подготовки к каждому уроку. Следует отметить, что описанная работа повышает точность и грамотность постановки целей урока.

Людмила Ясюкова. Школьные программы для сырьевой колонии. (26.05.17)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: