Анатолий константинович лядов

1855—1914

Русский композитор, дирижёр и педагог.

Анатолий константинович лядов

А. Лядов написал свою сказку на сюжет «Народных русских сказок» А. Афанасьева: «Баба-яга вышла во двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает… Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…» (Звучит запись.) Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-яги (играет флейта) и подъезжающую ступу.

Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее, можно представить себе тёмный дремучий лес, в котором живёт Баба-яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. И вот Баба-яга понеслась, погоняет свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук костей, которыми Яга грозит, размахивает. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические интонации изображают полет Яги, которая гремит костями, свистит, злится. (Звучит фрагмент.)

Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко, летка, танцевально, будто Яга взвилась высоко в небо и унеслась. И все-таки Яга не кажется по-настоящему страшной, скорее — смешной. Отдельные отрывистые звуки флейты, волшебные, колючие и посвист в конце выразительно и с юмором изображают исчезновение Яги. (Запись звучит повторно.)

Анатолий константинович лядов

Модест Петрович Мусоргский

1839 — 1881

Русский композитор, член «Могучей кучки».

Анатолий константинович лядов

А у М. Мусоргского, в его «Картинках с выставки», есть пьеса, которая называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба-яга.

В пьесе М. Мусоргского образ Бабы-Яги полон жизни и движения. У художника В. Гартмана (друга композитора) был нарисован эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия М. Мусоргского изобразила в музыке совершенно другое- мощный динамичный образ Бабы-Яги.(Звучит запись.)

А как изображается Баба-яга у М. Мусоргского? (Звучит запись.)

Д е т и. Она злющая, свирепая.

П е д а г о г. Да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъярённой, беснующейся, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жёсткими акцентами.

Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится — грозная, чёткая, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс или стремительный полет, властная, мощная, страшная, даже с оттенком злобного торжества! (Звучит фрагмент.)

В пьесе М. Мусоргского три части. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки. Мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга затеяла что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится… (Звучит фрагмент средней части.)

И опять музыка становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале. (Звучит запись.)

В какой из трёх пьес (П. Чайковского, А. Лядова или М. Мусоргского) Баба-яга вам показалась самой злой? (Звучат фрагменты.)

Д е ти. В последней, М. Мусоргского.

П е д а г о г. Да, в пьесах П. Чайковского и А. Лядова можно найти и черты юмора, а у М. Мусоргского Баба-яга очень страшная. (Можно попросить детей передать в движениях характер этих пьес.)

Нарисуйте дома Бабу-ягу такой, какой она вам представляется в одной из пьес, которые вы слушали, или в разных пьесах.

Lyadov Anatoliy-russian composer-АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: