А) тишина в классе Б) учитель не повышает голос В) учитель меня понимает Г) мне не скучно Д) занятие своим делом Е) интересный урок Ж) меня никто не трогает З) приятное общение с одноклассниками Е) другое__________________ __________________________ | 2. Психологический комфорт я чувствую на уроках: | 3.Мне психологически не комфортно на уроках: |
Я – пятиклассник!
Программа факультативных занятий по повышению уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения.
Разработчики:
Педагоги-психологи
Брынза Н.И.( МОУ гимназия №6)
Золотарёва А.В. (МОУ СОШ №51)
Курочкина П.Ю ( МОУ СОШ №50)
Тельпухова С.М. ( МОУ СОШ №35)
Г. Томск 2008 г.
Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся, в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.
Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.
К сожалению, в силу ряда объективных обстоятельств (участие классных руководителей в начале учебного года в обязательных организационных мероприятиях, составление различного вида планов, отчетов, заполнение текущей документации и т.д.) и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.
Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.
Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.
Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе. Она состоит из диагностического и информационно–практического блоков и рассчитана на 34 часф. Каждое занятие рассчитано на один академический час.
В данной работе представлены разработки занятий с элементами тренинга, которые рекомендуется проводить в первые недели обучения (5 часов). Кроме того, мы предлагаем план работы со всеми участниками образовательного процесса и диагностические методики, которые могут быть использованы педагогом-психологом в данный период.
Цель:
обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Провести диагностические исследования с целью уточнения особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия на этапе перехода в среднее звено.
2. Провести тренинговые занятия с учётом особенностей выявленных проблем.
3. Пролонгировать психолого-педагогическую деятельность с учётом анализа полученных результатов работы.
4. Повысить уровень психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
Ожидаемый результат:
1 Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.
2 Снижение уровня школьной тревожности пятиклассников.
3 Повышение уровня их коммуникативных навыков.
4 Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.
5 Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
Система контроля:
1. Тестирование обучающихся.
2. Анкетирование участников образовательного процесса.
3. Наблюдение за особенностями поведения учащихся в учебное и во внеурочное время.
Тематический план.
Тема | Цель | Кол-во часов | Форма проведения | |
Раздел 1. Диагностические мероприятия. | ||||
1. Диагностика уровня психологической комфортности. | Определения уровня психологической комфортности пятиклассников. | 0,5 ч. | Групповое тестирование. | |
2. Диагностика уровня школьной тревожности. | Определение уровня школьной тревожности. | 1ч. | Групповое тестирование. | |
3. Изучение особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия . | Выявление особенностей учебного и межличностного взаимодействия . | 0,5 ч. | Групповое анкетирование. | |
4. Изучение уровня учебной мотивации. | Определение уровня учебной мотивации. | 0,5 ч. | Групповое тестирование. | |
5. Повторная диагностика | 2,5 ч. | |||
Раздел 2. Тренинговые занятия по повышению уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения. | ||||
1. «Я — пятиклассник». | Снижение уровня эмоциональной напряжённости. | 2 ч. | Пресс-конференция. Занятие с элементами тренинга. | |
2. «Я и мир». | Выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я -концепции. | 1 ч. | Занятие с элементами тренинга. | |
3. «Я — ученик». | Совершенствование и развитие навыков социализации. | 1 ч. | Занятие с элементами тренинга. | |
4. «Я + мы». | Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива. | 1 ч. | Занятие с элементами тренинга. | |
Раздел 3. Работа с педагогами. | ||||
1. Возрастные особенности младших подростков. | Актуализация знаний педагогов об особенностях адаптационного периода пятиклассников. | 1 ч. | Семинар. | |
2. Психо-эмоциональное состояние пятиклассников. | Ознакомление с результатами диагностических исследований. Выработка стратегии психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса. | 2 ч. | Психолого-педагогический консилиум. | |
3. Тревожные дети в школе. | Информирование педагогов о системе работы с детьми, имеющими особенности в психо-эмоциональном развитии в адаптационный период. | 1 ч. | Семинар. | |
4. По запросам. | Оказание психологической помощи по работе с детьми. | Октябрь – май. | Индивидуальные консультации. | |
Раздел 4. Работа с родителями. | ||||
1. Возрастные особенности младших подростков. | Информирование родителей об особенностях адаптационного периода пятиклассников. | 1 ч. | Лекторий для родителей. | |
2. Психо-эмоциональное состояние пятиклассников. | Ознакомление с результатами диагностических исследований. | 1 ч. | Родительское собрание. | |
3. Тревожные дети в школе и дома. | Информирование родителей об особенностях поведения тревожных детей и моделях взаимодействия с ними. | 1 ч. | Лекторий для родителей. | |
4. По запросам. | Оказание психологической помощи по взаимодействию с детьми. | Октябрь – май. | Индивидуальные консультации. | |