Анкета «психологический комфорт».

  1. Психологический комфорт на уроке для меня это:

А) тишина в классе Б) учитель не повышает голос В) учитель меня понимает Г) мне не скучно Д) занятие своим делом Е) интересный урок Ж) меня никто не трогает З) приятное общение с одноклассниками Е) другое__________________ __________________________

2. Психологический комфорт я чувствую на уроках: 3.Мне психологически не комфортно на уроках:

Я – пятиклассник!

Программа факультативных занятий по повышению уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения.

Разработчики:

Педагоги-психологи

Брынза Н.И.( МОУ гимназия №6)

Золотарёва А.В. (МОУ СОШ №51)

Курочкина П.Ю ( МОУ СОШ №50)

Тельпухова С.М. ( МОУ СОШ №35)

Г. Томск 2008 г.

Пояснительная записка.

Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся, в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.

Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.

К сожалению, в силу ряда объективных обстоятельств (участие классных руководителей в начале учебного года в обязательных организационных мероприятиях, составление различного вида планов, отчетов, заполнение текущей документации и т.д.) и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.

Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.

Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.

Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе. Она состоит из диагностического и информационно–практического блоков и рассчитана на 34 часф. Каждое занятие рассчитано на один академический час.

В данной работе представлены разработки занятий с элементами тренинга, которые рекомендуется проводить в первые недели обучения (5 часов). Кроме того, мы предлагаем план работы со всеми участниками образовательного процесса и диагностические методики, которые могут быть использованы педагогом-психологом в данный период.

Цель:

обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

1. Провести диагностические исследования с целью уточнения особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия на этапе перехода в среднее звено.

2. Провести тренинговые занятия с учётом особенностей выявленных проблем.

3. Пролонгировать психолого-педагогическую деятельность с учётом анализа полученных результатов работы.

4. Повысить уровень психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Ожидаемый результат:

1 Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.

2 Снижение уровня школьной тревожности пятиклассников.

3 Повышение уровня их коммуникативных навыков.

4 Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

5 Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Система контроля:

1. Тестирование обучающихся.

2. Анкетирование участников образовательного процесса.

3. Наблюдение за особенностями поведения учащихся в учебное и во внеурочное время.

Тематический план.

Тема Цель Кол-во часов Форма проведения
Раздел 1. Диагностические мероприятия.
1. Диагностика уровня психологической комфортности. Определения уровня психологической комфортности пятиклассников. 0,5 ч. Групповое тестирование.
2. Диагностика уровня школьной тревожности. Определение уровня школьной тревожности. 1ч. Групповое тестирование.
3. Изучение особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия . Выявление особенностей учебного и межличностного взаимодействия . 0,5 ч. Групповое анкетирование.
4. Изучение уровня учебной мотивации. Определение уровня учебной мотивации. 0,5 ч. Групповое тестирование.
5. Повторная диагностика 2,5 ч.
Раздел 2. Тренинговые занятия по повышению уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения.
1. «Я — пятиклассник». Снижение уровня эмоциональной напряжённости. 2 ч. Пресс-конференция. Занятие с элементами тренинга.
2. «Я и мир». Выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я -концепции. 1 ч. Занятие с элементами тренинга.
3. «Я — ученик». Совершенствование и развитие навыков социализации. 1 ч. Занятие с элементами тренинга.
4. «Я + мы». Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива. 1 ч. Занятие с элементами тренинга.
Раздел 3. Работа с педагогами.
1. Возрастные особенности младших подростков. Актуализация знаний педагогов об особенностях адаптационного периода пятиклассников. 1 ч. Семинар.
2. Психо-эмоциональное состояние пятиклассников. Ознакомление с результатами диагностических исследований. Выработка стратегии психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса. 2 ч. Психолого-педагогический консилиум.
3. Тревожные дети в школе. Информирование педагогов о системе работы с детьми, имеющими особенности в психо-эмоциональном развитии в адаптационный период. 1 ч. Семинар.
4. По запросам. Оказание психологической помощи по работе с детьми. Октябрь – май. Индивидуальные консультации.
Раздел 4. Работа с родителями.
1. Возрастные особенности младших подростков. Информирование родителей об особенностях адаптационного периода пятиклассников. 1 ч. Лекторий для родителей.
2. Психо-эмоциональное состояние пятиклассников. Ознакомление с результатами диагностических исследований. 1 ч. Родительское собрание.
3. Тревожные дети в школе и дома. Информирование родителей об особенностях поведения тревожных детей и моделях взаимодействия с ними. 1 ч. Лекторий для родителей.
4. По запросам. Оказание психологической помощи по взаимодействию с детьми. Октябрь – май. Индивидуальные консультации.

10 Психологических Советов, Которые Помогут Вам Собрать Свою Жизнь Воедино


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: