УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
Направление 230100 «Информатика и вычислительная техника»
Специальность 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
Ханты-Мансийск, 2011
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» специальности 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления». В пособии отражены общие требования к прохождению производственно-технологической практики, оформлению и защите отчетов, а также рекомендации по выполнению программы производственно-технологической практики.
Содержание
Введение. 4
1 Общие положения. 6
1.1 Цель и задачи производственно-технологической практики. 6
1.2 Нормативно-правовая база производственно-технологической практики 9
2 Организация и руководство производственно-технологической практикой. 12
2.1 Места практики и темы производственно-технологической практики. 12
2.2 Руководство производственно-технологической практикой. 13
2.2.1 Заведующий выпускающей кафедрой. 13
2.2.2 Руководитель практики от университета. 13
2.2.3 Руководитель практики от предприятия. 15
2.2.4 Обязанности студента-практиканта. 16
2.3 Общие рекомендации по организации выполнения программы производственно-технологической практики. 17
2.3.1 Материальное и информационное обеспечение практики. 17
2.3.2 Календарно-тематический план производственно-технологической практики 18
3 Подведение итогов производственно-технологической практики. 19
3.1 Оформление дневника по производственно-технологической практике. 19
3.2 Оформление отчета по производственно-технологической практике. 19
3.3 Организация защиты отчетов по практике. 34
3.4 Отчетность и материалы, сдаваемые на кафедру. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Направление на производственно-технологическую практику 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Пример оформления отрывной части направления на производственно-технологическую практику. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Пример оформления дневника по практике. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Титульный лист отчета по производственно-технологической практике 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Пример составления реферата на отчет по производственно-технологической практике. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Примеры библиографического описания использованных литературных источников. 45
Введение
Производственно-технологическая практика студентов, обучающихся по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» специальности 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления», является неотъемлемой составной частью образовательной программы. Общая продолжительность производственно-технологической практики регламентируется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и составляет 4 недели.
Программа производственно-технологической практики разработана кафедрой «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и утверждена ЮГУ самостоятельно на основе ГОС ВПО, с учётом соответствующих рабочих учебных. Студенты обязаны пройти производственно-технологическую практику в объеме, предусмотренном учебным планом.
ЮГУ, реализующий основную образовательную программу подготовки инженера, обеспечивает прохождение студентами производственно-технологической практики с целью ознакомления и изучения опыта создания и применения конкретных автоматизированных систем обработки информации и управления для решения реальных задач организационной или научной деятельности в условиях конкретных производств, организаций или фирм; приобретение навыков практического решения задач на конкретном рабочем месте в качестве исполнителя или стажера.
Данное учебно-методическое пособие разработано с целью регламентации процесса подготовки студентов к производственно-технологической практике, выполнения программы практики, подготовки и оформления отчетных документов производственно-технологической практики, а также организации защиты отчетов по ней.
Общие положения
Цель и задачи производственно-технологической практики
Целью производственно-технологической практики является приобретение студентом опыта в решении реальной инженерной задачи, а также закрепление и углубление полученных теоретических знаний по специальности на основе практического участия в деятельности предприятий, организаций, учреждений; приобретение ими профессиональных навыков и опыта самостоятельной работы; овладение производственными навыками и передовыми методами труда по специальности, приобретение знаний основ производственных отношений и принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; формирование профессиональных умений и навыков в производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности техника; освоение на практике методов обследования объекта информатизации, проведение системного анализа результатов обследования; изучение технологии сбора, регистрации, обработки и передачи информации в информационных системах; ознакомление с характеристиками средств вычислительной техники и особенностями их эксплуатации; приобретение навыков работы с локальными и глобальными вычислительными сетями; привитие навыка системного подхода при проектировании, модернизации и эксплуатации информационных систем; ознакомление с системой классификации документальной информации; получение навыков по анализу характеристик информационных потоков в системе управления предприятием; приобретение навыков обслуживания вычислительной техники и вычислительных сетей; подготовка и систематизация необходимых материалов для подготовки отчета по прохождению практики.
При прохождении практики студенты обязаны:
— полностью выполнить задание, предусмотренное программой практики;
— изучить и соблюдать правила внутреннего распорядка и техники безопасности на рабочих местах предприятия;
— подготовить дневник и защитить в установленные учебным планом сроки отчет по производственно-технологической практике.
В результате освоения программы производственно-технологической практики по специальности студент должен
в производственно-технологической области деятельности
иметь опыт:
- анализа предметной области с точки зрения автоматизации обработки информации;
- формализации задач по автоматизированной обработке информации;
- разработки технологического процесса автоматизированной обработки информации на основе типовых решений;
- определения состава необходимых информационно-программных и аппаратных средств;
- разработки компонентов типового информационно-программного обеспечения автоматизированных информационных систем;
- адаптации и внедрения типовых технологических процессов автоматизированной обработки информации;
- настройки типовых компонентов обеспечения автоматизированных информационных систем;
- информационно-программной эксплуатации автоматизированных информационных систем и компьютерных сетей;
в организационно-управленческой деятельности
иметь опыт:
- организации работы коллектива исполнителей;
- планирования и организации работ;
- выбора оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций;
- участия в оценке качества и экономической эффективности деятельности;
- обеспечения техники безопасности.
Во время производственно-технологической практики студент должен продемонстрировать:
— профессиональную компетентность, определяемую совокупностью теоретических и практических навыков, полученных при освоении профессиональной образовательной программы;
— специальную подготовку в предметной области и в области информационных технологий для анализа, проектирования и сопровождения автоматизированных систем;
— профессиональную способность прогнозирования, моделирования и создания информационных процессов в конкретной предметной области;
— умение выполнять работы по развитию возможностей профессионально-ориентированных автоматизированных систем на всех стадиях ее создания;
— способность осуществлять профессиональные функции в рамках одного или более видов деятельности;
— понимание основных тенденций развития информационных технологий и автоматизированных систем в области применения;
— коммуникационную готовность, определяемую:
1) перечнем решаемых задач (оптимизация процессов обработки информации и управления);
2) владением теорией в прикладной области;
3) умением читать и переводить профессионально ориентированные тексты на иностранном языке;
4) умением разрабатывать документацию и пользоваться ею;
5) умением профессионально использовать компьютерную технику и средства связи;
6) развитой способностью к творческим подходам в решении профессиональных задач;
7) умением ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать возникающие проблемы, разрабатывать и осуществлять план действий по их решению;
устойчивым позитивным отношением к своей профессии, к повышению квалификации; стремлением к непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.