Цели обучающей программы — дьяченко дарья

Май 2017

Цель первоначальной программы будет включать в себя 2 части:

1 налаживание сотрудничества и установление руководящего контроля

2 обучающая часть, приобретение новых навыков

Часть 1

Установление сотрудничества и руководящего контроля

На данный момент Дарья плохо идет на сотрудничество и, по большей части, игнорирует какие-либо инструкции и действия специалиста. Для осуществления процесса сотрудничества необходимо чтобы у Дарьи появились положительные эмоции на постоянной основе по отношению к тераписту и месту проведения занятий. Для этого нужно собрать все мотивационные вещи (игрушки, книги и др.) в одну коробку. На занятии терапист достает по одному предмету, например, пузыри, и начинает дуть пузыри. Дарьи станет интересно, она присоединяется, и они вместе начнут дуть пузыри. Затем из коробки достается что-то другое, например, книга. Начинается совместный просмотр книги. И так далее. Терапист, на данном этапе, человек, который знает, что любитДарья и все эти вещи находятся у него. Таким образом, постепенно сформируется связь: терапистприятное времяпрепровождения, а, следовательно Дарья начнет сотрудничать.

Данный этап может занять 1 или 2 занятия, а может и продолжительное время. Здесь стоит запастись терпением. Но это стоит того, это не зря потраченное время: Дарья успеет принять тераписта, закрепится положительное восприятие его, и можно будет двигаться дальше, не возвращаясь, каждый раз на этот этап. Без процесса сотрудничества,и впоследствии установления руководящего контроля, мы дальше двинуться не сможем.

В помощь имеется «инструкция», состоящая из семи шагов по установлению вышеперечисленных процедур: http://autism-aba.blogspot.ru/2011/01/blog-post.html

Дополнительно можете почитать вот эту статью:

http://autism-aba.blogspot.ru/2013/07/instructional-control.html#more

ЧАСТЬ 2

Для того чтобы продвижение по обучающей программе пошло эффективнее необходимо начать использовать жетоны.

1. Подготовьте табличку с жетонами. Это небольшая, продолговатая поверхность, которую можно просто вырезать из очень плотного картона (или другого плотного материала), на которую наклеена одна часть липучки. И 10 жетонов (можно использовать большие пуговицы, или фишки от игры), на обратной стороне которых тоже наклеена липучка. В конечном итоге, эти жетоны должны легко прилепляться к поверхности с липучкой, и также легко их можно оттуда снять.

Так же можно использовать для этой цели магнитную доску с фишками.

Цели обучающей программы - дьяченко дарья

2. Подготовка коробки с поощрениями. Для начала необходимо собрать в одну коробку все предметы, которые любит Дарья- самые любимые книги, игрушечный транспорт, музыкальные инструменты, другие любимые игрушки. Можно попробовать для разнообразия и дополнительные предметы: воздушные шарики, мыльные пузыри, фонарики, юла, и т.д. Также можно положить в коробку любимые сладости, и перестать использовать их в обиходе, и не оставлять в свободном доступе.

Когда вы садитесь заниматься с Дарьей, как минимум 2 раза за урок — обучите ее закономерности. Достаньте пустую табличку, и ничего не требуя, кроме того, чтобы она спокойно сидела за столом — начинайте прикреплять жетоны один за другим. Не делайте это очень быстро, что быДарья могла проследить за каждым из них (не менее чем один в секунду, можно даже чуть медленней). Как только все жетоны будут прикреплены — сразу же, как можно быстрее, достаньте коробку с призами, и скажите, указывая на жетоны: Смотри, все жетоны на месте — можешь выбрать приз — и протянуть ей коробку.

Также при выборе поощрений важно помнить, что необходим постоянный поиск того, что интересноДарье, не ограничивать этот список до нескольких поощрений. В качестве поощрений можно использовать и различные игры, и мультики, …

После того, как Дарья выучит эту закономерность, можно начать использовать табличку с жетонами во время занятий, и каждый раз, когда она правильно реагирует — прикреплять жетон к табличке. С помощью этих жетонов можно будет усиливать не только правильные реакции, но и сосредоточенное сидение за столом и др.

На данном этапе обучающая программа будет сосредоточена на обучении следующих навыков:

Навыки коммуникации

1. Введение ПЭКС.

В первую очередь мы начнем вводить систему альтернативной коммуникации PECS, что позволит нам понимать желания Дарьи. Так же ввод данной системы может подтолкнуть к развитию речевых навыков, а также сократить количество нежелательного поведения.

Для начала обучения необходимо подготовить:

  • Список предметов и действий, которые Дарья любит больше всего. Начиная от любимой еды и напитков, заканчивая подвижными играми.
  • Фотографии всего того, что указано в предыдущем пункте.

Пример:

Что любитДарья Что должно быть на фотографии
Сухарики Сухарики
Играть в песок Дарья играет в песок
Смотреть мультики кадр мультика (если много мультиков, то кадр каждого мультика отдельно)
Обниматься с мамой Мама обнимает Дарью

Первым этапом будет обучение подавать карточку «коммуникационному партнеру» для того, чтобы получить желаемый предмет или действие. Например,Дарья хочет сухарикидает карточку сухарики в руку партнеруполучает сухарики

Для реализации данной цели понадобится помощник («фея»)

Схема обучения. Один взрослый сидит напротив ребенка и держит в руках желаемый предмет. Фея сидит сзади ребенка и ее задача вовремя направить руку ребенка к карточке, помочь ее взять и дать партнеру.

Важное правило.С целью не подавить инициативу ребенка с самого начала обучения, не приучать давать карточку только после вопроса: «А что ты сейчас хочешь?», инструкции: «Дай карточку, а я тебе конфетку» и т.д. важно молчать!

Можно побуждать ребенка к действиям. Например, дуть в пузыри и остановиться. Или приблизить предмет к ребенку, но без слов.

Как только ребенок потянется к предмету, нужно направить руку к карточке, помочь взять ее и передать в руку партнеру. Вся эта цепочка делается тоже молча.

Как только карточка оказалась в руке партнера, только тогда нужно озвучить название предмета и дать его ребенку. Этим действием вы озвучиваете просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова — он сможет сопровождать просьбу словами. Обязательно обрадуйтесь или улыбнитесь, когда получите карточку. Дайте ребёнку понять, что он сделал что-то очень хорошее и важное.

В процессе обучения первого этапа взрослым нужно меняться ролями для того, чтобы обучить Дарья обращаться к разным людям.

Цель данного этапа – подача карточки. Соответственно, работаем с одним предметом и одной карточкой.

ЕслиДарья не проявляет инициативы, то следует перейти к другому любимому предмету.

На первых парах нужно использовать весь арсенал любимых предметов. И только один предмет и одна карточка. Тренировать интенсивно, пока ребенок не будет просить карточку раз 30 в день. На данный момент важно продвигаться последовательно, но постоянно, и поэтому важно научить Дарью подавать карточки всех предметов, которые его заинтересуют, но не торопиться переходить к различию карточек, и тренировать только с одной карточкой каждый раз.Дойти до 20 карточек.

Все просьбы отмечать в соответствующей таблице (см отдельный файл в письме)

Обучение жестам

«ДА»-«НЕТ»

Лучше для начала выбрать что-то одно. Схема обучения «НЕТ»:

Создаем ситуацию, когда Даша явно не хочет чего-либо (например, лук)

Подносим к Даше лук

Даша кричит, возмущается

С физической подсказкой помогаем Даше покрутить головой отрицание

( нееееет)

убираем лук.

Схема обучения «Да» аналогичная.

ДАЙ

В ваших руках предмет, который хочет получить Даша (например, чипсы). Даша потянулась к чипсам, вы даете подсказку — сжимаете ладошку (жест «дай) и произносите «дай-дай» вместе с жестом. Затем, незамедлительно даете чипсы. Далее уменьшаете подсказку, убираете словесную подсказку «дай», оставляете жестовую- сжатие ладошки. Идем к тому, чтобы Даша сама с жестом просила желаемые предметы. Важно чередовать мотивационные предметы, чтобы навык был обобщен.

ПОМОГИ

Создаем ситуацию, когда Даши надо получить предмет с вашей помощью. Например, что-то вкусное в завязанном прозрачном пакете или этот желаемый предмет находиться на шкафу или в каком-то недосягаемом видном месте.

Используем жест –руки в замок. Схема следующая:

Даша тянется к желаемому предмету или кричит

взрослый показывает на себе жест одновременно произносит «помоги»

помогает Даше сложить пальчики в замочек

взрослый незамедлительно развязывает или достает желаемый предмет

!Важно! Тренировать жесты на постоянной основе. Много раз в день.

Имитация

(подражание крупной моторики)

Сейчас навыки имитации у Дарьи развиты недостаточно. Необходимо начать их обучать. А начнем обучение имитации с движений крупной моторики.

Следует дать инструкцию: «Сделай так» и выполнить движение (например, поднять руки вверх)Дарьядолжна повторить. Если у ее не получается выполнить самостоятельно, то следует дать физическую подсказку и постепенно ее уменьшать. Перечень движений:

1.Потереть ладошки

2.Похловать

3.Руки поднять вверх

4.Похлопать по плечам

5.Похлопать по коленкам

6.Постучать по столу ладошками

7.Руки в стороны

8.Покрутить кулачками «моторчик»

9.Потопать

10.Покружиться

11.Попрыгать

Если Дарья выполняет движение самостоятельно, то следует ее поощрить жетоном. Когда правильная реакция будет в 80%, стоит переходить к другому движению.

Первоначальная цель – 11 действий. Результаты записывать в таблицу

Визуальное восприятие

1.Собрать предметы домашнего обихода в одну корзинку (например, зубная щетка, ботинок, ложка,трусы, мыло и т. д.) и разложить все по местам. Инструкция «Положи …. на место», если Даша затрудняется, помочь ей с физически, ее руками положить в нужное место.

2.Сортировка предметов (картинок).

Например, кошечки-разного цвета, пароды, величины. В одну кучку.

Шапки- в другую, собачки в третью и т. д.

Инструкция : « Где такая же? Или где похожее? Положи на такую».

Мы активно подсказываем Даше куда надо положить, поощряем жетом. В самом начале не даем Даше ошибиться. Затем уменьшаем подсказку, иногда можем подсказать указательным жестом куда надо положить. Критерий успешности— Даша самостоятельно кладет предмет(картинку в соответствующую стопку)

!Важно давать правильную инструкцию, вовремя подсказывать и поощрять!

Дойти до 8 предметов(картинок) на столе.

ИСТОЧНИК ЛЮБВИ — Внутренняя красота женщины (Дарья Абахтимова)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: