Май 2017
Цель первоначальной программы будет включать в себя 2 части:
1 налаживание сотрудничества и установление руководящего контроля
2 обучающая часть, приобретение новых навыков
Часть 1
Установление сотрудничества и руководящего контроля
На данный момент Дарья плохо идет на сотрудничество и, по большей части, игнорирует какие-либо инструкции и действия специалиста. Для осуществления процесса сотрудничества необходимо чтобы у Дарьи появились положительные эмоции на постоянной основе по отношению к тераписту и месту проведения занятий. Для этого нужно собрать все мотивационные вещи (игрушки, книги и др.) в одну коробку. На занятии терапист достает по одному предмету, например, пузыри, и начинает дуть пузыри. Дарьи станет интересно, она присоединяется, и они вместе начнут дуть пузыри. Затем из коробки достается что-то другое, например, книга. Начинается совместный просмотр книги. И так далее. Терапист, на данном этапе, человек, который знает, что любитДарья и все эти вещи находятся у него. Таким образом, постепенно сформируется связь: терапистприятное времяпрепровождения, а, следовательно Дарья начнет сотрудничать.
Данный этап может занять 1 или 2 занятия, а может и продолжительное время. Здесь стоит запастись терпением. Но это стоит того, это не зря потраченное время: Дарья успеет принять тераписта, закрепится положительное восприятие его, и можно будет двигаться дальше, не возвращаясь, каждый раз на этот этап. Без процесса сотрудничества,и впоследствии установления руководящего контроля, мы дальше двинуться не сможем.
В помощь имеется «инструкция», состоящая из семи шагов по установлению вышеперечисленных процедур: http://autism-aba.blogspot.ru/2011/01/blog-post.html
Дополнительно можете почитать вот эту статью:
http://autism-aba.blogspot.ru/2013/07/instructional-control.html#more
ЧАСТЬ 2
Для того чтобы продвижение по обучающей программе пошло эффективнее необходимо начать использовать жетоны.
1. Подготовьте табличку с жетонами. Это небольшая, продолговатая поверхность, которую можно просто вырезать из очень плотного картона (или другого плотного материала), на которую наклеена одна часть липучки. И 10 жетонов (можно использовать большие пуговицы, или фишки от игры), на обратной стороне которых тоже наклеена липучка. В конечном итоге, эти жетоны должны легко прилепляться к поверхности с липучкой, и также легко их можно оттуда снять.
Так же можно использовать для этой цели магнитную доску с фишками.
2. Подготовка коробки с поощрениями. Для начала необходимо собрать в одну коробку все предметы, которые любит Дарья- самые любимые книги, игрушечный транспорт, музыкальные инструменты, другие любимые игрушки. Можно попробовать для разнообразия и дополнительные предметы: воздушные шарики, мыльные пузыри, фонарики, юла, и т.д. Также можно положить в коробку любимые сладости, и перестать использовать их в обиходе, и не оставлять в свободном доступе.
Когда вы садитесь заниматься с Дарьей, как минимум 2 раза за урок — обучите ее закономерности. Достаньте пустую табличку, и ничего не требуя, кроме того, чтобы она спокойно сидела за столом — начинайте прикреплять жетоны один за другим. Не делайте это очень быстро, что быДарья могла проследить за каждым из них (не менее чем один в секунду, можно даже чуть медленней). Как только все жетоны будут прикреплены — сразу же, как можно быстрее, достаньте коробку с призами, и скажите, указывая на жетоны: Смотри, все жетоны на месте — можешь выбрать приз — и протянуть ей коробку.
Также при выборе поощрений важно помнить, что необходим постоянный поиск того, что интересноДарье, не ограничивать этот список до нескольких поощрений. В качестве поощрений можно использовать и различные игры, и мультики, …
После того, как Дарья выучит эту закономерность, можно начать использовать табличку с жетонами во время занятий, и каждый раз, когда она правильно реагирует — прикреплять жетон к табличке. С помощью этих жетонов можно будет усиливать не только правильные реакции, но и сосредоточенное сидение за столом и др.
На данном этапе обучающая программа будет сосредоточена на обучении следующих навыков:
Навыки коммуникации
1. Введение ПЭКС.
В первую очередь мы начнем вводить систему альтернативной коммуникации PECS, что позволит нам понимать желания Дарьи. Так же ввод данной системы может подтолкнуть к развитию речевых навыков, а также сократить количество нежелательного поведения.
Для начала обучения необходимо подготовить:
- Список предметов и действий, которые Дарья любит больше всего. Начиная от любимой еды и напитков, заканчивая подвижными играми.
- Фотографии всего того, что указано в предыдущем пункте.
Пример:
Что любитДарья Что должно быть на фотографии | |
Сухарики | Сухарики |
Играть в песок | Дарья играет в песок |
Смотреть мультики | кадр мультика (если много мультиков, то кадр каждого мультика отдельно) |
Обниматься с мамой | Мама обнимает Дарью |
Первым этапом будет обучение подавать карточку «коммуникационному партнеру» для того, чтобы получить желаемый предмет или действие. Например,Дарья хочет сухарикидает карточку сухарики в руку партнеруполучает сухарики
Для реализации данной цели понадобится помощник («фея»)
Схема обучения. Один взрослый сидит напротив ребенка и держит в руках желаемый предмет. Фея сидит сзади ребенка и ее задача вовремя направить руку ребенка к карточке, помочь ее взять и дать партнеру.
Важное правило.С целью не подавить инициативу ребенка с самого начала обучения, не приучать давать карточку только после вопроса: «А что ты сейчас хочешь?», инструкции: «Дай карточку, а я тебе конфетку» и т.д. важно молчать!
Можно побуждать ребенка к действиям. Например, дуть в пузыри и остановиться. Или приблизить предмет к ребенку, но без слов.
Как только ребенок потянется к предмету, нужно направить руку к карточке, помочь взять ее и передать в руку партнеру. Вся эта цепочка делается тоже молча.
Как только карточка оказалась в руке партнера, только тогда нужно озвучить название предмета и дать его ребенку. Этим действием вы озвучиваете просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова — он сможет сопровождать просьбу словами. Обязательно обрадуйтесь или улыбнитесь, когда получите карточку. Дайте ребёнку понять, что он сделал что-то очень хорошее и важное.
В процессе обучения первого этапа взрослым нужно меняться ролями для того, чтобы обучить Дарья обращаться к разным людям.
Цель данного этапа – подача карточки. Соответственно, работаем с одним предметом и одной карточкой.
ЕслиДарья не проявляет инициативы, то следует перейти к другому любимому предмету.
На первых парах нужно использовать весь арсенал любимых предметов. И только один предмет и одна карточка. Тренировать интенсивно, пока ребенок не будет просить карточку раз 30 в день. На данный момент важно продвигаться последовательно, но постоянно, и поэтому важно научить Дарью подавать карточки всех предметов, которые его заинтересуют, но не торопиться переходить к различию карточек, и тренировать только с одной карточкой каждый раз.Дойти до 20 карточек.
Все просьбы отмечать в соответствующей таблице (см отдельный файл в письме)
Обучение жестам
«ДА»-«НЕТ»
Лучше для начала выбрать что-то одно. Схема обучения «НЕТ»:
Создаем ситуацию, когда Даша явно не хочет чего-либо (например, лук)
Подносим к Даше лук
Даша кричит, возмущается
С физической подсказкой помогаем Даше покрутить головой отрицание
( нееееет)
убираем лук.
Схема обучения «Да» аналогичная.
ДАЙ
В ваших руках предмет, который хочет получить Даша (например, чипсы). Даша потянулась к чипсам, вы даете подсказку — сжимаете ладошку (жест «дай) и произносите «дай-дай» вместе с жестом. Затем, незамедлительно даете чипсы. Далее уменьшаете подсказку, убираете словесную подсказку «дай», оставляете жестовую- сжатие ладошки. Идем к тому, чтобы Даша сама с жестом просила желаемые предметы. Важно чередовать мотивационные предметы, чтобы навык был обобщен.
ПОМОГИ
Создаем ситуацию, когда Даши надо получить предмет с вашей помощью. Например, что-то вкусное в завязанном прозрачном пакете или этот желаемый предмет находиться на шкафу или в каком-то недосягаемом видном месте.
Используем жест –руки в замок. Схема следующая:
Даша тянется к желаемому предмету или кричит
взрослый показывает на себе жест одновременно произносит «помоги»
помогает Даше сложить пальчики в замочек
взрослый незамедлительно развязывает или достает желаемый предмет
!Важно! Тренировать жесты на постоянной основе. Много раз в день.
Имитация
(подражание крупной моторики)
Сейчас навыки имитации у Дарьи развиты недостаточно. Необходимо начать их обучать. А начнем обучение имитации с движений крупной моторики.
Следует дать инструкцию: «Сделай так» и выполнить движение (например, поднять руки вверх)Дарьядолжна повторить. Если у ее не получается выполнить самостоятельно, то следует дать физическую подсказку и постепенно ее уменьшать. Перечень движений:
1.Потереть ладошки
2.Похловать
3.Руки поднять вверх
4.Похлопать по плечам
5.Похлопать по коленкам
6.Постучать по столу ладошками
7.Руки в стороны
8.Покрутить кулачками «моторчик»
9.Потопать
10.Покружиться
11.Попрыгать
Если Дарья выполняет движение самостоятельно, то следует ее поощрить жетоном. Когда правильная реакция будет в 80%, стоит переходить к другому движению.
Первоначальная цель – 11 действий. Результаты записывать в таблицу
Визуальное восприятие
1.Собрать предметы домашнего обихода в одну корзинку (например, зубная щетка, ботинок, ложка,трусы, мыло и т. д.) и разложить все по местам. Инструкция «Положи …. на место», если Даша затрудняется, помочь ей с физически, ее руками положить в нужное место.
2.Сортировка предметов (картинок).
Например, кошечки-разного цвета, пароды, величины. В одну кучку.
Шапки- в другую, собачки в третью и т. д.
Инструкция : « Где такая же? Или где похожее? Положи на такую».
Мы активно подсказываем Даше куда надо положить, поощряем жетом. В самом начале не даем Даше ошибиться. Затем уменьшаем подсказку, иногда можем подсказать указательным жестом куда надо положить. Критерий успешности— Даша самостоятельно кладет предмет(картинку в соответствующую стопку)
!Важно давать правильную инструкцию, вовремя подсказывать и поощрять!
Дойти до 8 предметов(картинок) на столе.