Д.в. громов, с.а. стивенсон

Пацанские правила:
нормирование поведения в уличных группировках

Настоящая статья основывается на результатах двух независимых друг от друга исследований. Исследование Д.В. Громова посвящено участникам уличных группировок 1960-х-1980-х годов, в то время как С.А. Стивенсон опрашивала участников группировок в середине 2000-х. В рамках статьи мы используем только высказывания информантов, живущих в Москве и ближнем Подмосковье. Отметим, московские традиции и практики в целом сходны с теми, которые бытовавали и бытуют в других городах Советского Союза, а позже России и ее ближнего зарубежья.

Сопоставив результаты исследования, мы пришли к выводу, что данные, особенно те, которые относятся к нормативному строю и культурным кодам группировок, во многом сходны, несмотря на удаленность их друг от друга во времени. Сходство обнаружилось в том, что касается распределения ролей в группировке, выбора мест для тусовок и драк, мотивации проведения драк, закономерностей раскручивания конфликтов, регламентации использования оружия, стилевых особенностей поведения формирования кодекса чести, перечня ограничений на насилие, ритуалов начала драки, распределения ролей в драке, закономерностей примирения и т.д. Иначе говоря, прослеживалось существование единых культурных кодов организации и регулирования насилия.

С течением времени эти коды модифицировались. Значительно уменьшилось количество территориальных объединений, они стали менее массовыми. Это было обусловлено общей тенденцией уменьшения территориальных (локоцентрических) сообществ в пользу сообществ идеоцентрических[1][1]. Но в целом, несмотря на бурные общественные перемены 1990-х годов, пацанские группировки сохранили свою устойчивость. Можно говорить, как нам представляется, об особой уличной субкультуре, воплощающей эти коды.

Носителем этой субкультуры являются молодые люди, члены уличных группировок, часто называющие себя пацанами. Чтобы выделить пацанов, следующих нормативным правилам уличной субкультуры, из всех прочих молодых людей, часто добавляют прилагательные настоящий, четкий, серьезный, реальный, конкретный и др. В разных городах это самоназвание варьируется, например, наш информант из Тюмени отметил: «У нас говорят настоящие пацаны, или реальные пацаны. Серьезные не говорят» [2008 г.]. В последние годы широкое распространение получило выражение нормальные пацаны. «Нормальной» называет себя молодежь, не относящаяся ни к неформалам, ни к криминалу[2][2]. Нормальными называют себя и рассматриваемые нами уличные пацаны. Устарели слова центровой, как называли авторитетных пацанов (в некоторых городах так звали тех, кто живет в центре) и основной.

Стоит отметить, что слово гопники, которое на слуху в обществе, как нам кажется, мало подходит для описания интересующего нас социального слоя (как и предшествовавшее ему слово шпана). Это слово стигматизирует тех, кого оно означает, указывая, как правило, на неприемлемую презентацию тела, характер, происхождение гопников[3][3]. Сами пацаны гопниками себя не называют, это слово знают разве что наиболее «продвинутые» из них (те, кто читает прессу и ориентируется в Интернете).

Рассматривая уличные пацанские группировки, необходимо учесть, что они весьма разнообразны. Некоторые (особенно те, которые исследовались в приволжском регионе[4][4]), имеют жесткую, иерархически организованную структуру, четкое лидерство и в основном мужской состав. Такие группировки, как правило, являются криминализированными. Другие – уличные сети, включающие группы сверстников, объединенных по месту жительству, могут не заниматься организованной преступной деятельностью (хотя отдельные их участники могут, скажем, совершать акты вандализма, отбирать мобильные телефоны или деньги у сверстников, рисовать графитти на стенах и т.д). Уровень вовлеченности подростков в такие преступления варьируется.

Не ставя своей целью в этой статье рассмотреть все признаки группировки как социальной организации, мы обращаемся здесь к системе правил, которые нормируют поведение внутри группы и в уличной среде. Каждый из наших собеседников говорил о существовании таких правил, однако никто не упомянул их как какого-либо разработанного кодекса, тем более, зафиксированного в виде письменного или устного текста:

«Были правила. Их очень быстро осваивали. Когда делал что-то не так, тебе объясняли, что не так. Без злобы, не наказывали – просто объясняли. Говорили: “Пацану так делать западло”» [1 пол. 1980-х гг.].

В отличие от тюремной субкультуры, пацаны не называют нормы поведения, обязательные для членов группы, понятиями. Они называют их правилами или обязанностями.

В чем состоят эти правила и обязанности и каковы их организующие принципы?

Дмитрий Громов: «Точка опоры» Издательство «Шико»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: