Дефис, звонить, симметрия, тенденция, шинель.

Ответ.

Дефи?с(неправильно де?фис). Не рекомендуется произношение [дэфи?с].

Звони?ть, звоню?, звони?т (не рекомендуется зво?нит); прич. звоня?щий (неправильно зво?нящий).

Симме?трияи Симметри?я.

Тенде?нция. Произносится [тэндэ?нция].

Шине?ль,мн. шине?ли, род. шине?лей (неправильно шинеля?, шинеле?й). Неправильно произношение [шинэ?ль].

Оценка. Каждая правильно составленная статья – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.

Вопрос №2

Участники должны продемонстрировать знание истории русского алфавита.

Прочитайте утверждение академика А.С. Шишкова:

«Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку».

Какие фрагменты азбуки имел в виду А.С. Шишков, составляя приведенное суждение?

Ответ.

а) аз буки веди = я буквы знаю,

б) глагол добро есть = слово/речь – это добро,

в) добро есть живете = добро есть жизнь,

г) како люди мыслете = как люди мыслят;

д) наш он покой = наш тот покой;

е) рцы слово твердо = говори слово твердо.

Оценка. По одному баллу за каждый правильно найденный фрагмент

Вопрос №3

Какое из перечисленных слов является по смыслу лишним?

Турчанка, медведица, балерина, овца, горилла, кассирша, свинья.

Ответ. Лишним является слово горилла, так как оно может называть как самку, так и самца этого вида обезьян.

Оценка. 2 балла за правильный ответ + 2 балла за обоснование.

Вопрос №4

Просклоняйте параллельно слова стол и шкаф в единственном числе. Чем обусловлено разное число падежных окончаний?

Ответ. У слова шкаф в предложном падеже есть 2 окончания, которые различаются по значению: окончание -Е имеет объектное значение, -У – местное значение.

Оценка. Максимальный балл – 5: 2 за выявление различия, 2 за объяснения значения, 1 балл за указание того, что в древнерусском языке данный падеж назывался местным, поскольку это было его основное (первичное) значение.

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

В церковнославянском переводе Библии читаем: труси же велицы по местомъ и глади и пагубы будутъ, страхования же и знамeния велия съ небесе будутъ. Что значит в данном случае слова труси, страхованияиглади?

Ответ. а) слово труси означает землетрясения (ср. трясти, тряска; диал. вытрусить ковёр ‘вытрясти ковёр’);

б) слово страхования означает страхи, устрашения;

в) слово глади – форма мн.ч. от глад (голод).

Оценка. По 3 балла за каждый правильный ответ.

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

В забытом городском романсе «Бедовая морячка» рефрен заканчивается строкой: «Рассорясь по-одесски, по-английски ты ушла».

Какие правила правописания согласных можно проиллюстрировать выделенными словами?

Ответ.

1. Правописание приставок на з-/с-.

2. Запрет на употребление утроенных букв на письме: *рас-ссо[р’]-и-ть-ся, *одесс-ск(ий). Ср.: сторон-а – сторон-н(ий), но: ванн-а — *ванн-н(ый) ванн(ый).

Ответ. За первую часть вопроса – 2 балла, за вторую часть вопроса – 3 балла.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрёк, неодолимый, обычный, страсть, приятный, намек.

Ответ.

Современное членение Историческое членение
упрек-o у-прек-ъ (корень тот же, что и в словах переч-ить, по-перек; неполноргласный вариант:, прек-о-словить, во-прек-и).
не-одол-им-ый не-о-дол-им-ый (корень тот же, что в словах доля, делить;одолеть – взять долю, часть, счастье; неодолимый – то, что нельзя разделить, чем можно овладеть)
обыч-н-ый о-быч-н-ый *об-выч-н-ый (корень тот же, что и в словах при-выч-к-а, на-вык)
страсть- o страс-т-ь *страд-т-ь (корень тот же, что и в слове страд-а-ть)
прият-н-ый при-я-т-н-ый (корень -я- тот же, что в словах вз-я-ть, по-(н)-я-ть, при-(н)-я-ть)
намек- o на-мек-ъ (корень тот же, что в словах с-мек-а-ть, с-мек-а-л-к-а, ку-мек-а-ть)

Оценка. 2 балла за каждый правильный ответ, за частично правильный ответ; максимальный балл – 12.

Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

В современном русском языке мы используем устойчивые выражения взялся за гуж, надел хомут на шею, поворачивай оглобли, закусить удила. А каковы исходные значения слов гуж, хомут, оглобля, удила?

Ответ. Гуж — петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.

Хомут — часть упряжи — надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне.

Оглобля — В упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющихся с дугой.

Удила — часть сбруи — металлические стержни, вкладываемые в рот упряжного животного.

Оценка. По 2 балла за каждый правильный ответ. Минус один балл за неточность в ответе.

Вопрос №9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Какие грамматические особенности известного детского стихотворения свидетельствуют о том, что ребенок относится к игрушке как к живому существу?

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

(А. Барто)

Ответ. Отношение ребенка к игрушкам как к живым существам проявляется в грамматической форме мишке. Если действие оторвать (как и некоторых других глаголов со значением «порчи») направлено на неживой предмет, то название последнего будет стоять в форме родительного падежа с предлогами у или от: оторвать у газеты уголок, оторвать у рубашки (или от рубашки) рукав и т.п. Форма же дательного падежа употребляется в данной ситуации только в том случае, если «страдает» живое существо, ср.: оторвать мухе лапку.

Оценка. Максимальный балл – 4.

Вопрос №10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Одинаков или различен синтаксический статус выделенных сочетаний слов в предложениях:

1) Я сижу читаю.

2) Я сел почитать.

Ответ. В предложении (1) выделенные слова представляют собой осложненное сказуемое, выраженное одинаковыми формами двух глаголов, не формирующих однородный ряд: семантическая значимость компонентов различна, она преобладает у слова читаю. Если вставить союз И (Я сижу и читаю), то пропадает семантическое неравноправие и меняется смысл высказывания.

В предложении (2) инфинитив при пространственном глаголе выполняет функцию обстоятельства цели, что доказывается возможностью вставки целевого союза чтобы.

Оценка. По 1 баллу за правильно определенный тип и по 2 балла – за комментарий.

звонит лунтик!???


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: