Деятельность сестриченства может осуществляться:

Цели, задачи, кодекс поведения, личность сестры милосердия.

Каков же прообраз организации сестер милосердия, каковы цели, задачи, к чему же надо стремиться и на что ориентироваться, что будет образцом для подражания?

Вспомним притчу из Евангелия.

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.»

По словам Архимандрита Иоанна Крестьянкина у милосердного самарянина, закон любви был написан в сердце, для него ближним оказался тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II наставлял, что «в добрых делах не обязательно стремиться к масштабным проектам, следует начать с малых дел, не отказывая в помощи нуждающимся людям. Лучше «потерять» свое время и приобрести нечто гораздо большее, потому что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Макарий Оптинский же говорил так:

«Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем. Оная изображена в шести заповедях Евангелия от Матфея,гл.25

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

Мф.25:32. и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

Мф.25:33. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

Мф.25:35. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

Мф.25:36. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Мф.25:37. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

Мф.25:38. когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

Мф.25:39. когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

Мф.25:40. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

На этих словах можно было бы и остановиться, так как в них кратко и емко описаны и цели и принципы работы и то, какими же должны быть Сестры милосердия, и остается только воплотить их в дела.

История возникновения такой организации как «Сестры милосердия» подтверждает это.

Севастопольские сестры

Началась Восточная война 1853–56 гг. Стали приходить письма с описанием ужасных мучений раненых и больных воинов, страдавших от недостатка ухода и попечения. В свою армию выехали французские и английские сестры, а у нас еще не имели и понятия о сестрах милосердия.

Пребывание на войне женщине казалось тогда не только зазорным и бесполезным, но и опасным. Но к счастью нашлась умная и добродетельная женщина, великая княгиня Елена Павловна.

которая создала общину сестер милосердия – Крестовоздвиженскую, собрала отряды любящих женщин, желавших послужить Христу, в лице Его «меньшего брата». Дала им медицинскую подготовку, нашла материальные средства и в декабре 1854 года первое отделение в числе 34 сестер уже начало работу в симферопольских госпиталях, сама великая княгиня ежедневно ездила в больницы и своими руками перевязывала кровоточащие раны.

Сестры милосердия отказываются от своей личной жизни, от удовольствий мира, от своей воли и желаний и отдают себя в послушание любви, жертвуя своими силами и здоровьем, подвергая жизнь свою опасности заражения и самой смерти.

Для таких сестер уже самая поездка к Севастополю была первым тяжелым испытанием их святого намерения. Тарантасы опрокидывались или завязали в грязи, приходилось идти пешком. Ночевали в грязных, зловонных избах и в таком холоде, что вода замерзала в стакане на столе.

После сражений раненые лежали на нарах или даже на голом полу «не только сплошь один подле другого, но даже отчасти один на другом».Роскошью были холщовые матрацы, набитые лыком и насквозь пропитанные мочей, гноем и кровью, больные валялись прямо на земле в низких солдатских палатках, в которых едва можно было сидеть. Дождь мочил раненых «до костей». Госпиталь расположен был в овчарнях, без света и воздуха. В лазаретах «тысячи голосов взывали не о помощи, которую подать было невозможно, а о глотке воды; но не легко было удовлетворить и такую смиренную просьбу: не было средства подойти к зовущему, иначе как наступив прежде на нескольких страдальцев».

Вот при таких условиях – грабежа, беспечности, равнодушия, недоверия к ним и даже прямой ненависти с стороны госпитального начальства – приходилось работать сестрам. И они, по свидетельству всех военных историков, были в своей деятельности «выше всяких похвал» . Только очевидец мог составить себе понятие о самоотвержении и героизме этих женщин» . Они перевернули госпитали, по выражению Пирогова, «верх дном» ; ввели порядок и чистоту; они заботятся и о пище и о питье, раздают чай и вино, ободряют страдальцев теплым участием и ласковым обращением, утешают, пишут письма их родным, извещают их и о смерти воинов, заботятся и об их христианском погребении.

Жить сестрам приходится среди больных и потому они и сами переболели; многие и умерли на своем посту – от тифа, холеры и других болезней. Эти, якобы«слабые духом», работали под градом пуль и разрывающихся смертоносных бомб и своим мужеством удивляли врачей и самих воинов. В дни штурмов сестрам не удавалось отдохнуть как следует, по двое и даже по трое суток.

Кроме физических страданий, – страшного переутомления, невозможности своевременно есть, пить и отдыхать, сестры должны были вынести и ужасные нравственные муки. Страшные стоны, слезные мольбы, ужасные увечья, кровь и кровь без конца, постоянное умирание молодых жизней…«Видеть это и слышать не день, не три, а месяцы».

Итак, теперь мы представляем каковы же те достойные образцы к которым мы должны стремиться.

Что же в наши дни, что можем сделать мы сейчас?

Повторю слова Патриарха Алексия II : «В добрых делах не обязательно стремиться к масштабным проектам, следует начать с малых дел»

Сейчас существует достаточно много различных организаций, которые оказывают социальную помощь людям: общество Красный крест, богодельни, сестриченства, социальные отделы Епархий,Храмов. Чтобы понять какие же задачи сейчас может выполнять Сестриченство, я ознакомилась с некоторыми материалами по работе данных организаций, в частности, пособиями Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, предоставленными мне социальной службой Казанского монастыря г.Ярославля, а также уставами государственных социальных служб.

Итак, чтобы любая деятельность была эффективна кроме помощи Господа, мы должны понимать каковы ее цели, задачи, средства достижения и на кого она направлена. Есть 2 большие группы на которые обычно направлена деятельность социальных служб.

Деятельность Сестриченства может осуществляться:

А.Для граждан, которые в связи с возрастом либо заболеванием частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постороннем уходе и наблюдении, создания для них наиболее адекватных для их возраста и состояния здоровья ухода, организации отдыха и досуга.

Б.Граждан,оказавшихся в сложной жизненной ситуации (бездомные, сироты, одинокие старики, трудное материальное положение, людей в кризисных ситуациях и т.д.)

Пока остановимся на первой группе.

Обычно социальные организации оговаривают, на кого распространяется их деятельность.

Это может быть

Конкретное лечебное учреждение

Приход определенного Храма

Например прихожане нашего Храма помогали в онкобольнице Ярославля. Это важно, так как при оказании помощи мы должны соизмерять и возможности службы и возможности сестры милосердия. Так например по опыту организации богаделен на 12 насельниц оптимальное количество сестер 18.

Обычно сестринчества имеют свой Штат в котором есть ответственный, есть штатные и добровольные сотрудники.

Какие же цели и задачи могут стоять перед сестрами милосердия в наши дни?

Цели:

1. Уход, организация условий отдыха

2. Помощь в решении социальных вопросов

3. Духовное окормление и поддержка

Задачи:

Выхаживание тяжелобольных,

помощь в уборке помещений,

мытье подопечных

приготовлении пищи.

решение социальных проблемы опекаемых больных ( получение справок,консультаций)

покупка продуктов и предметов первой необходимости и другого на деньги подопечных с предоставлением отчета о расходах.

Приглашение священнослужителей для совершения Таинств. Духовная поддержка и беседы. Подготовка к церковным таинствам.

Помощь в установлении связи больных с родственниками с целью привлечения их к помощи пенсионеру или инвалиду;

поддержание контакта с врачом подопечных

оплата коммунальных услуг средствами подопечного

в случае необходимости организация ремонта жилья, обработка участка у дома, ритуальные услуги и прочее.

В ситуациях, когда пенсионеру или инвалиду станет плохо, сестра милосердия должна оказать доврачебную помощь, поэтому очень важно, чтобы он имел необходимые для этого навыки.

Измерять давление, температуру,пульс

Следить за изменением состояния больного, чтобы вовремя принять решение о необходимости вызова скорой или участкового врача

Выдавать больным лекарство согласно с листом назначений врача,разбираться в дозировке,ориентироваться в побочных действиях препаратов

Делать несложные перевязки

Желательно уметь делать инъекции

Кормить больных

Проводить гигиенические процедуры:мыть,умывать,переворачивать,перестилать постель,бритье,стрижка волос и ногтей,замена памперсов, ремонт одежды и т.д.

Сестра милосердия не просто сотрудник, а близкий, родной человек, с которым можно поговорить, поделиться радостью, поплакаться. Инициатором такого общения должны выступать сестры, которые в идеале должны по-христиански любить своих подопечных. Именно благодаря этому создается атмосфера, которая позволяет людям не чувствовать себя брошенными, одинокими, никому не нужными.

В случае необходимости организация досуга: чтение вслух,прослушивание дисков,игры,рукоделие,вязание,рисование,лепка и т.д.

Таковы цели и задачи, которые может поставить перед собой сестриченство. Каждая сестра милосердия с каждым подопечным ставит свои цели и задачи исходя из общих и конкретной ситуации.

Проект \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: