Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей

Диагностическая таблица 1.

Фамилия, имя ребенка Возраст Дата
Характеристика поведения Утверждения
Да Нет
Испуганно озирается, оглядывается
Продолжает заниматься своим делом даже после замечания
Нетерпелив, выкрикивает, перебивает
Претендует на главные роли
Неопрятный внешний вид
Дерется со сверстниками, кусается
Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы
Спорит, с трудом договаривается, соглашается
Не доводит начатое дело до конца
Требует к себе постоянного внимания
Не в состоянии поддержать порядок
Обзывает сверстников, грубит взрослым
Говорит тихо и мало
Ссорится, конфликтует со сверстниками
Склонен к быстрой и частой смене настроений
Кривляется, строит из себя шута
Опаздывает
Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение
Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов
Обидчив, склонен к беспричинным слезам
Говорит быстро и много
Любит приказывать другим детям, повелевать ими
Не держит обещания, забывает о порученном
Плюется в состоянии раздражения
Не уверен в себе
С трудом признает свои ошибки
Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами
Болезненно переживет поражения, неуспехи
Нарушает правила поведения и правила игры “по забывчивости”
Стремится делать многое назло
Сторонится коллективных игр и заданий
Обвиняет в своих неудачах других
Неусидчив
Склонен к хвастовству
Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое
Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты
Избегает главных ролей в играх
Добивается своего капризами
Постоянно отвлекается
Не идет на уступки и компромиссы
Регулярно и целенаправленно нарушает правила
Замахивается на сверстников

Следующий шаг поможет взрослым ответить на другой волнующий их вопрос – надо ли срочно принимать какие-либо меры, направленные на преодоление неконструктивного поведения, или ребенок сам со временем от него откажется? В некоторых случаях действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что неконструктивное поведение не только исчезает, а, наоборот, закрепляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:

  • Частота подобного поведения;
  • Длительность его присутствия в поведенческом репертуаре ребенка;
  • Степень тяжести последствий неконструктивного поведения;
  • Ситуационная специфичность такого поведения.

Частота неконструктивного поведения – это то, насколько часто ребенок прибегает к такому поведению. В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объективности целесообразна следующая градация:

  • Несколько раз в день – 5 баллов.
  • Один раз в день – 4 балла.
  • Несколько раз в неделю– 3 балла.
  • Один раз в неделю – 2 балла.
  • Один раз в месяц и реже – 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу 2 в графу “Частота”.

Таблица 2.

Ф.И. ребенка Возраст Дата
Тип неконструктивного поведения Критерии оценки
Частота Длительность Степень Ситуационная специфичность

Длительность – критерий времени – указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка:

  • Год и дольше – 5 баллов.
  • Полгода – 4 балла.
  • Два-три месяца – 3 балла.
  • Три-четыре недели – 2 балла.
  • Несколько дней– 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу 2 графу “Длительность”.

Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:

  • Снижает продуктивность на занятиях;
  • Появляются негативные качества личности, черты характера;
  • Ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем;
  • Не складываются взаимоотношения со сверстниками;
  • Обостряются взаимоотношения со взрослыми.

Каждый параметр оценивается в 1 балл. Суммарный балл (от 1 до5) заносится в таблицу 3 в графу “Степень”. Соответственно, чем выше балл, тем разрушительнее оказываются последствия неконструктивного поведения.

Ситуационная специфичность – если подобное поведение спровоцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тревожный симптом, чем когда неконструктивное поведение появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:

  • Поведение от ситуации не зависит – 5 баллов.
  • Поведение возникает в нескольких схожих ситуациях – 3 балла.
  • Поведение возникает всегда в одной и той же ситуации – 1 балл.

Соответственно балл заносится в таблицу 2 в графу “Ситуационная специфичность”.

Для родителей

4. Тест-опросник родительского отношения к ребенку

Если вы согласны с высказыванием, то обведите в кружок его номер.

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю свои долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если он его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8 Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как “губка”.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку “липнет” все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за стоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1 шкала. “Принятие – отвержение”

“да” – 4,8,10,12,14,15,16,18,23,24.26,29,39,40,42,44,46,47,49,51,52,55,60;

“нет” -3,20,27.37,38,43,45,53,56;

Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.

По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.

2 шкала. “Кооперация” 4 6, 9, 21,25, 31,33,34,35,36.

3 шкала. “Симбиоз”: 1,5.7,28,32,41,58.

4 шкала. “Авторитарная гиперсоциализация”: 2,19,30,48,50,57,59.

5-я шкала. “Маленький неудачник”: 9,11.13,17,22,28,54,61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируются как:

1 – отвержение;
2 – социальная желательность;
3 – симбиоз;
4 – гиперсоциализация;
5 – инфантилизация.

“Принятие – отвержение” – отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

“Кооперация” – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка. Старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

“Симбиоз” – отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т.е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставит ребенку самостоятельности никогда.

“Авторитарная гиперсоциолизация” – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

“Маленький неудачник” – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Сташкова Т.Н.

Литература

1. Вайнер М. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников, Москва, педобщество России, 2005.

2. Нечипорук Е., Диагностическая работа в детском саду”, Ростов-на-дону, Феникс, 2005.

Вы хотите как в Венесуэле (оценка ситуации и прогноз полковника Глущенко)?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: