Динамика постижения семейных смыслов

• Решимость создать семью.

• Вступление в брак.

• Принятие супружеских обязанностей.

• Хранение супружеской верности.

• Мужество в перенесении жизненных трудностей.

• Исполнение родительского долга.

• Отношение к супружеству как к результату собственного выбора.

• Наблюдение Промысла Божьего о своей семье.

• Благодарность супруге (супругу) за общность судьбы.

• Жизнь в супружеской любви.

В том случае, если супруги не помогают друг другу, не исполняют супружеского и родительского долга, не хранят чести семьи и убегают от трудностей, то отношение к супружеству будет восприниматься как досадная ошибка в собственной жизни. Обрести счастье и любовь в такой семье невозможно. Она всегда будет стоять на грани развала.

Зрелость семьи определяется не только количеством совместно прожитых лет, но, в большей степени, духовной ответственностью супругов друг перед другом, детьми и Богом.

СЕМЕЙНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

Институт семьи — это естественная лаборатория, в которой вызревают основные душевные свойства человека. В зависимости от системы духовных ценностей каждой конкретной семьи формируется устремленность личности к добру или злу.

Кто хочет, чтобы в его семье были распри, ссоры, драки, пьянство, разврат, ложь, ненависть, лицемерие, предательство? Конечно, никто. Каждый желает, чтоб в его семье был мир, взаимопонимание, радость, поддержка, прощение, забота, нежность, верность и любовь.

Но чтобы хорошее стало нормой семейных отношений, необходимо делать добрые дела. Через исполнение добрых дел формируются такие качества личности, которые так и называются — добродетели. Семейные добродетели делают семью устойчивой системой. Лучшие традиции воспитания добродетелей хранятся в укладе православной семьи.

Уклад — это упорядоченность отношений личности с Богом и ближними; определенность и последовательность в исполнении своих дел и обязанностей; сосредоточенность и внимательность к собственному внутреннему миру. Упорядоченность, определенность и сосредоточенность приводят в гармонию духовно-душевно-телесную природу человека и даруют человеку душевный лад.

Благодаря православному укладу человек укрепляется в устремленности к добру, что становится возможным лишь при условии синергии воли человека и Божьей благодати. Идеалом добродетелей являются Заповеди блаженства, в которых раскрываются духовные смыслы христианской жизни.

Упорядоченность отношений человека с Богом и ближними выражается в исполнении Заповедей Божьих — библейского декалога. Это закреплено в православной культуре и формирует мотивационно-ценностную сферу личности. Заповеди даны человечеству для различения добра и зла, потому что законом познается грех.

Первые четыре Заповеди определяют отношения людей с Богом и задают верную направленность в богообщении. Эти Заповеди напоминают о высокой избранности человека в мироздании как духовного существа, подчеркивают религиозно-культурологическое содержание его жизни.

Остальные шесть Заповедей (с пятой по десятую) регламентируют отношения людей между собой. Их еще принято называть общечеловеческими ценностями.

Божьи заповеди

1. Я Господь Бог твой.

2. Не сотвори себе кумира.

3. Не произноси имени Господа напрасно.

4. Помни день субботний.

5. Чти отца и матерь твою.

6. Не убей.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лги.

10. Не завидуй.

Семейные добродетели формируются в том доме, где есть место вере и любви. Нормой отношений в таких семьях являются: внимательность, заботливость, уважительность, кротость, правдивость, благодарность, радушие, взаимопомощь, сорадование, гостеприимство, приветливость, щедрость, отзывчивость, долготерпение, великодушие, верность, благотворительность, сочувствие и неиссякаемая любовь.

Определенность и последовательность в исполнении своих дел и обязанностей структурируют иерархичность семейной системы, научают домочадцев правильному распределению своего времени, прививают чувство долга как основы служения ближним, Родине, Богу. Обретаются эти душевно-волевые качества посредством таких добродетелей как послушание и трудолюбие.

Послушание — это способность слышать и исполнить просьбу ближнего, умение управлять собой и своими действиями в соответствии с правилами отношений, закрепленными в православных традициях.

Трудолюбие — это потребность в созидательной деятельности, стремление к умножению материального благосостояния семьи, желание придать максимально возможную красоту окружающей действительности. Семьи, в которых уклад содержит определенность, последовательность и добросовестность в исполнении дел и обязанностей, труд становится нормой жизни каждого человека.

Жизнь семьи в православном укладе сопровождается молитвой и устремлена к спасению души в Вечности, что выражено словами спаси и сохрани, обращенными ко Христу.

Молитва именуется главной добродетелью. Она возводит человека на высоту его предназначения, дарует осмысленное отношение к себе, ближнему, миру и Богу. Благодаря сосредоточенной молитве в личности укрепляются такие добродетели как воздержание, целомудрие, беззлобие, милосердие, сердечность, трезвение, добросердечие, смиренномудрие, свобода ближнего, терпение, доверие и мужество.

Внимательность и чуткость родных друг к другу рождает дружелюбие, которые не ограничивалоются границами земной жизни человека и простираются в Вечность молитвой за усопших.

Каждая вновь рождающаяся семья имеет уникальную возможность построить свой жизненный уклад на главных христианских добродетелях — вере, надежде, любви. Это открывает путь к радости и счастью в семейной жизни.

Франц Антон Месмер. У истоков групповой психотерапии и гипнотерапии


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: