Для 9 класса, расширенная программа

Для 7-А, Б, В классов

(35 часов; 1 час в неделю)

Дата план Дата факт Тема урока Параграф учебника Учебные достижения учащихся
Тема 1. Введение в предмет (1 час)
1 четверть
1. Предмет информатика. Содержание курса информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером Введение Обучающиеся должны знать: • правила техники безопасности и при работе на компьютере.
Тема 2. Информация и информационные процессы (7 часов)
2. Информация и ее свойства. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность §1.1 Обучающиеся должны знать: • оценивание информации с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); • примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни; • классификацию информационных процессов по принятому основанию; • выделение информационной составляющей процессов в биологических, технических и социальных системах; • понимание отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Обучающиеся должны уметь: • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).
3. Информационные процессы. Сбор информации. Обработка информации. Поиск информации §1.2
4. Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации §1.2
5. Всемирная паутина как информационное хранилище §1.3
6. Представление информации. Формы представления информации §1.4
7. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Практическая работа № 1.Кодирование информации §1.5
8. Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения количества информации. Практическая работа № 2.Измерение информации §1.6
Тема 3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 часов)
9. Основные компоненты персонального компьютера, их функции и основные характеристики §2.1 Обучающиеся должны знать: • рассмотрение компьютера с точки зрения единства программных и аппаратных средств; • понимание устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; • определение программных и аппаратных средств, необходимых для осуществления информационных процессов при решении задач; • рассмотрение информации (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; • определение основных характеристик операционной системы. Обучающиеся должны уметь: • получать информацию о характеристиках компьютера; • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); • выполнять основные операции с файлами и папками; • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); • использовать программы-архиваторы; • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ.
10. Персональный компьютер. Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера §2.2
11. Программное обеспечение компьютера. Состав и функции программного обеспечения. системное программное обеспечение. Практическая работа № 3.Знакомство с интерфейсом операционной системы, работа со справкой §2.3
12. Прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения §2.3
13. Файлы и файловые структуры. Файл. Типы файлов. Каталог (директория) §2.4
14. Файловая система. Практическая работа № 4. Работа с файловой структурой операционной системы §2.4
15. Пользовательский интерфейс §2.5
16. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. §2.5
Тема 4. Обработка графической информации (4 часа)
17. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета §3.1 Обучающиеся должны знать: • пользовательский интерфейс используемого программного средства; • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающиеся должны уметь: • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
18. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов §3.2
19. Создание графических изображений. §3.3
20. Создание графических изображений. Практическая работа № 5.Создание растровых и векторных изображений §3.3
Тема 5. Обработка текстовой информации (9 часов)
21. Текстовые документы и технологии их создания §4.1 Обучающиеся должны знать: • пользовательский интерфейс используемого программного средства; • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающиеся должны уметь: • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; • выполнять коллективное создание текстового документа; • создавать гипертекстовые документы; • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.
22. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Практическая работа № 6.Создание, ввод и редактирование текста §4.2
23. Прямое форматирование. Практическая работа № 7.Форматирование шрифта, абзаца §4.3
24. Стилевое форматирование §4.3
25. Визуализация информации в текстовых документах. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов §4.4
26. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах §4.4
27. Инструменты распознавания текстов и системы компьютерного перевода §4.5
28. Оценка количественных параметров текстовых документов §4.6
29. Коллективная работа над документом. Оформление реферата «История вычислительной техники» §4.6
Тема 6. Мультимедиа (6 часов)
30. Технология мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа §5.1 Обучающиеся должны знать: • пользовательский интерфейс используемого программного средства; • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающиеся должны уметь: • создавать презентации с использованием готовых шаблонов; • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания.
31. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Практическая работа № 8.Оформление презентации §5.2
32. Создание мультимедийной презентации §5.2
33. Создание мультимедийной презентации §5.2
34. Практическая работа № 9.Разработка учебной презентации §5.2
35. Итоговое повторение §5.2


Календарно-тематическое планирование

Для 8 – А, Б, В классов

(35 часов; 1 час в неделю)

Дата план Дата факт Тема урока Параграф учебника Учебные достижения учащихся
Тема 1. Введение в предмет (1 час)
1. Предмет информатика. Содержание курса информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером Введение Обучающиеся должны знать: • правила техники безопасности и при работе на компьютере.
Тема 2. Математические основы информатики (12 часов)
2. Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Практическая работа № 1. Системы счисления §1.1 Обучающиеся должны знать: • различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; • общее и отличия в разных позиционных системах счисления; • логическую структуру высказываний. Обучающиеся должны уметь: • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; • строить таблицы истинности для логических выражений; • вычислять истинностное значение логического выражения.
3. Двоичная арифметика. Практическая работа № 2. Двоичная арифметика §1.1
4. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления §1.1
5. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q §1.1
6. Представление целых чисел в компьютере §1.2
7. Представление вещественных чисел в компьютере §1.2
8. Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции §1.3
9. Элементы алгебры логики. Построение таблиц истинности для логических выражений §1.3
10. Элементы алгебры логики. Свойства логических операций §1.3
11. Логические элементы §1.3
12. Решение логических задач §1.3
13. Практическая работа № 3. Логика высказываний §1.3
Тема 3. Основы алгоритмизации (12 часов)
14. Алгоритмы и исполнители. Практическая работа № 4. Непосредственное и программное управление исполнителем §2.1 Обучающиеся должны знать: • определение по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; • изменения значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; • сравнение различных алгоритмов решения одной задачи. Обучающиеся должны уметь: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.
15. Способы записи алгоритмов §2.2
16. Объекты алгоритмов §2.3
17. Основные алгоритмические конструкции. Следование. §2.4
18. Практическая работа № 5. Основные алгоритмические конструкции. Следование §2.4
19. Основные алгоритмические конструкции. Ветвление. Полная форма ветвления §3.4
20. Основные алгоритмические конструкции. Ветвление. Неполная форма ветвления §2.4
21. Практическая работа № 6. Основные алгоритмические конструкции. Ветвление §2.4
22. Основные алгоритмические конструкции. Повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы §2.4
23. Основные алгоритмические конструкции. Повторение. Цикл с заданным условием окончания работы §2.4
24. Основные алгоритмические конструкции. Повторение. Цикл с заданным числом повторений §2.4
25. Решение задач по разработке алгоритмов. Практическая работа № 7. Основные алгоритмические конструкции. Повторение §2.4
Тема 4. Начала программирования (10 часов)
26. Общие сведения о языке программирования Паскаль §3.1 Обучающиеся должны знать: • основные правила языка программирования; • этапы решения задачи на компьютере. Обучающиеся должны уметь: • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.
27. Организация ввода и вывода данных §3.2
28. Практическая работа № 8. Реализация основных алгоритмических конструкций в среде программирования Паскаль §3.3
29. Программирование линейных алгоритмов §3.3
30. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор §3.4
31. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений §3.4
32. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы §3.5
33. Программирование циклов с заданным условием окончания работы §3.5
34. Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа № 9. Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль §3.5
35. Различные варианты программирования циклического алгоритма §3.5

Календарно-тематическое планирование

Для 9 – А, Б классов

(35 часов; 1 час в неделю)

Дата план Дата факт Тема урока Параграф учебника Учебные достижения учащихся
Тема 1. Введение в предмет (1 час)
1. Предмет информатика. Содержание курса информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером Введение Обучающиеся должны знать: • правила техники безопасности и при работе на компьютере.
Тема 2. Моделирование и формализация (8 часов)
2. Моделирование как метод познания. Виды информационных моделей и их назначение §1.1 Обучающиеся должны знать: • осуществление системного анализа объекта, выделение среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; • оценивание адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования; • вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; • пользовательский интерфейс используемого программного средства; • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающиеся должны уметь: • строить и интерпретировать различные информационные модели; • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; • создавать однотабличные базы данных; • осуществлять поиск записей в готовой базе данных; • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
3. Знаковые модели. Словесные и математические модели. Компьютерные математические модели §1.2
4. Графические информационные модели §1.3
5. Табличные информационные модели §1.4
6. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных §1.5
7. Система управления базами данных. Практическая работа № 1. Работа с готовой базой данных §1.6
8. Создание базы данных. Запросы на выборку данных §1.6
9. Практическая работа № 2. Поиск информации в базе данных §1.6
Тема 3.Алгоритмизация и программирование (10 часов)
10. Решение задач на компьютере. Этапы решения задачи §2.1 Обучающиеся должны знать: • этапы решения задачи на компьютере; • осуществление разбиение исходной задачи на подзадачи. Обучающиеся должны уметь: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; • разрабатывать программы для обработки одномерного массива: u нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; u подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; u нахождение суммы всех элементов массива; u нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; u сортировка элементов массива и пр.
11. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа № 3. Конструирование алгоритмов §2.2
12. Вычисление суммы элементов массива §2.2
13. Последовательный поиск в массиве §2.2
14. Сортировка массива. Практическая работа № 4. Конструирование алгоритмов §2.2
15. Конструирование алгоритмов. Последовательное построение алгоритма §2.3
16. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры §2.4
17. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Функции §2.4
18. Практическая работа № 5. Конструирование алгоритмов §2.5
19. Алгоритмы управления. §2.5
Тема 4. Обработка числовой информации в электронных таблицах (8 часов)
20. Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы §3.1 Обучающиеся должны знать: • пользовательский интерфейс используемого программного средства; • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающиеся должны уметь: • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; • строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
21. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки §3.2
22. Практическая работа № 6.Работа с формулами §3.2
23. Встроенные функции. Логические функции §3.2
24. Средства анализа и визуализации данных. §3.3
25. Сортировка и поиск данных §3.3
26. Построение диаграмм и графиков §3.3
27. Практическая работа № 7.Графическое представление числовой информации §3.3
Тема 5. Коммуникационные технологии (8 часов)
28. Локальные и глобальные компьютерные сети §4.1 Обучающиеся должны знать: • общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; • доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; • примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; • различные источники информации, оценивание достоверности найденной информации; • потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; пути их устранения. Обучающиеся должны уметь: • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.
29. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера §4.2
30. Доменная система имён. Протоколы передачи данных §4.2
31. Всемирная паутина. Файловые архивы §4.3
32. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Практическая работа № 8. Регистрация почтового ящика. Просмотр и отправка писем. Форумы и чаты в Интернет §4.3
33. Практическая работа № 9. Поиск информации по адресу. Получение информации разных видов с Web-страниц и ее сохранение §4.4
34. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта §4.4
35. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Практическая работа № 10.Создание простейшей веб-страницы §4.4

Календарно-тематическое планирование

для 9 класса, расширенная программа

(70 часов; 2 часа в неделю)

О мастер классе \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: