Для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

— Определите, к какой группе жанров публицистики (1, 2, 3) относятся перечисленные слева жанры (а, б, в, г, д, е, ж). Обратите внимание: отдельные позиции этого теста предусматривают несколько вариантов ответов (приводится речевой материал).

— Определите, к какому стилю относятся приведенные тексты, сделайте их стилистический разбор (приводится речевой материал).

— Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Составьте словосочетания с данными паронимами (приводится речевой материал).

— С данными словами составьте словосочетания (приводится речевой материал).

— Приведите к каждому фразеологизму первой группы синонимичный фразеологизм из второй группы. Составьте предложения с данными фразеологизмами . (приводится речевой материал).

— Назовите словосочетания, из контаминации которых появились ошибочные, ненормированные выражения (приводится речевой материал).

— Проанализируйте композицию текста реферата (приводится речевой материал).

— Определите в тексте реферата слова – средства организации научного текста (с помощью каких языковых средств может быть сформулирована тема; какие языковые средства используются при описании основного содержания, для иллюстраций, перечисления, выводов) (приводится речевой материал).

— Оформите библиографическое описание следующих источников (приводится речевой материал).

— Прочитайте текст. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения. Найдите грамматические формы и синтаксические конструкции, свойственные научной речи (приводится речевой материал).

— Назовите слова, принадлежащие письменной деловой речи (приводится речевой материал).

— Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните написание этих слов (приводится речевой материал).

— Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи (приводится речевой материал).

— Образуйте устойчивые сочетания, имеющие окраску официально-делового стиля: а) именные, подобрав согласованные или несогласованные определения; б) глагольные, подобрав соответствующие глаголы (приводится речевой материал).

— Прочитайте служебные документы. Оцените, во всем ли они соответствуют требованиям деловой речи. При необходимости внесите исправления (приводится речевой материал).

— Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите слова, искажающие смысл фразы. Определите характер ошибок и исправьте их.

— Напишите протокол одного из заседаний вашего спецсеминара или совещания вашей группы по поводу успеваемости, подготовки к празднику, олимпиаде и т.д. Обратите внимание на форму и реквизиты данного документа, на способы передачи чужой речи.

— Найдите и исправьте ошибки в оформлении протокола (приводится речевой материал).

— Составьте письмо-приглашение организационного комитета «Экосан» с предложением посетить международную специализированную выставку «Экономия материальных и топливно-энергетических ресурсов в строительстве и промышленности». (приводится речевой материал).

— Определите, какие типы официальных писем (гарантийное, сопроводительное, напоминание, подтверждение, сообщение, приглашение, рекламация) могли бы начинаться указанными языковыми формулами. Закончите фразы (приводится речевой материал).

— Отредактируйте разговорный монолог, исходя из потребностей официального общения (приводится речевой материал).

— Как можно изложить описанный в диалоге трудовой опыт в резюме (письменный вариант) и представить в интервью при приеме на работу (устный вариант) (приводится речевой материал).

— Прочитайте фрагменты из материалов газеты «Аргументы и факты», отражающие одно и то же событие. Назовите событие, о котором идет речь. Определите, как и с какой целью (проинформировать, проанализировать, рассказать подробности и т. д.) представлено это событие. Сделайте вывод, к какому жанру относится каждый из материалов (приводится речевой материал).

— Какие особенности речи российских соотечественников за рубежом отражает следующая пародия? О каком уровне речевой культуры она говорит? (приводится речевой материал).

— Дайте характеристику говорящим на основе следующих текстов (приводится речевой материал).

— Оцените выступление ведущего аналитической программы какого-либо канала телевидения (по желанию).

— Исследования ученых показывают, что от директора завода рабочему доходит и правильно понимается не более 25% информации; информация «снизу» – от рабочего к директору – доходит неискаженной в 10% случаев. Действием какого коммуникативного закона это вызвано? Какие выводы необходимо из этого сделать? Что нужно делать, чтобы ослабить действие данного закона в общении?

— Объясните смысл русской поговорки «Бранить – себя тешить». Какой коммуникативный закон она иллюстрирует?

— Прочитайте стихотворение M. Светлова «Гренада». Делайте добор после каждой строки, сохраняя связность текста. Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила утечка воздуха. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите внутренний четкий, торжественный ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в каждой строке было так же полнозвучно, как и первое. Стихи читайте вслух достаточно громко, как будто вы диктуете их человеку, находящемуся в соседней комнате.

— Прочитайте стихотворение 3. В. Савковой. Читайте его, скандируя по слогам, в ритме человека, прыгающего со скакалкой. Не торопитесь. Успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. Не разваливайте гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ, собранных как для свиста. Представьте себе, что вы говорите в рупор мегафона.

— Прочитайте скороговорки. Читайте вначале медленно, проговаривая все звуки, потом все убыстряя темп.

— На какие особенности звучащей речи указывают пословицы, поговорки, устойчивые выражения? Какие из них характеризуют темп речи? (приводится речевой материал).

— Определите, какая максима нарушена в каждом из приведённых выражений (приводится речевой материал).

— Какие речевые манипуляции использованы в данных фрагментах текста (приводится речевой материал).

— Какая речевая стратегия реализуется в следующей ситуации (приводится речевой материал).

— Какие речевые тактики использованы в следующей ситуации (приводится речевой материал).

Приложение 3

КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЗАОЧНОЙ И ОЧНОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: