Если ребенок овладел всеми умениями, входящими в пуорр

Ребенок, который умеет делать все (или почти все), что указано в ПУОРР, но, тем не менее, еще отстает от своих ровесников, может хорошо продвинуться вперед, если вы для своих новых задач воспользуетесь подходом, описанным в данной программе. Вам, конечно, потребуется для работы другой перечень групп умений, теперь уже более сложных. Составить его вам помогут издания, упомянутые в списке литературы, который приведен в книге 1.

Если обучение ребенка проводится по другой программе ранней педагогической помощи

Малыш, с которым уже занимаются по одной из существующих программ, приступив к нашей программе, может растеряться, столкнувшись с противоречиями как в задачах, так и в подходах. Мы советуем вам обсудить все интересующие вас особенности этой программы, со специалистами, которые занимаются с вашим ребенком.

Постановка задач в перерыве между оценками.

После первого тестирования вы составите программу, или определите группу задач, над которыми вы будете работать. Ваш малыш, естественно, не сможет освоить все новые для него умения одновременно. Одни задачи он будет решать быстрее, другие медленнее.

Выше мы предлагали вам проводить тщательную оценку достижений и возможностей вашего малыша примерно раз в три месяца. Однако, если каким-то умением он овладеет раньше намеченного срока следующего тестирования, вы можете свободно заменить это умение другим из тех, к которым ребенок готов. Вернитесь к результатам своей первой оценки и подумайте, какие задачи из тех, что вы отложили на потом, можно добавить уже сейчас. Другой вариант — заняться умением, которое в перечне следует непосредственно за только что освоенным. Прежде, чем начать учить малыша, протестируйте его конкретно по этому пункту — он может приятно удивить вас, ведь, возможно, он уже умеет делать это! Если такое событие в самом деле произойдет, повторите весь процесс поиска следующей задачи, пока не обнаружите такой, которая окажется действительно сложноватой для вашего ребенка.

Подведем итоги

Когда вы выбираете задачи для индивидуальной программы ребенка, непременно учитывайте следующие вещи: во-первых, ваши долгосрочные цели, во-вторых, результаты тестирования, и в третьих, время и возможности, которые есть в вашем распоряжении. Формулировки ваших задач должны напоминать вам, к чему вы стремитесь, и помогать определить тот момент, когда умение можно считать освоенным.

Для того, чтобы на основании результатов тестирования выбрать задачи, следует:

— В каждой группе умений найти то место, на котором малыш начинает спотыкаться.

— Определить очередное умение, над которым вы будете работать.

— Разбить, если нужно, это умение на несколько промежуточных ступенек, используя для этого анализ задания.

Следует также подумать, не осталось ли каких-то групп умений, к которым ваш ребенок готов приступить.

Внесите в программу все умения, для обучения которым вам не потребуется специальное время.

Для плановых уроков выбирайте занятия, которые были бы разнообразны, интересны, и, с одной стороны, позволяли бы укрепить слабые стороны в развитии вашего малыша, а с другой — расширить его возможности в том, в чем он силен.

Задачи, связанные с навыками общения, нужно выбирать, следуя рекомендациям в книге 3.

Образцы программ.

Ниже в качестве примера мы покажем вам 2 программы — одну программу для Кима, одиннадцатимесячного мальчика, а другую для Джорджии, девочки четырех с половиной лет. Вы увидите, насколько разные ситуации отражают эти программы, и, конечно заметите, что ни одна из этих ситуаций нисколько не похожа на вашу. Но, главное, эти примеры покажут вам, как две мамы сумели разрешить свои практические трудности и составили своим детям вполне выполнимые программы обучения.

Ким

Ким, одиннадцатимесячный мальчик с синдромом Дауна, живет со своей семьей в маленьком провинциальном городке. Его старшая сестра Кэрри, которой 3 с половиной года, по утрам 2 раза в неделю посещает детский садик. Мама Кима, Крис — профессиональная медсестра. По выходным у нее ночные дежурства в местной больнице. Отец, Марк, имеет небольшое собственное дело, и в будние дни Крис помогает ему вести бухгалтерский учет, что каждый раз занимает у нее примерно час. Раз в неделю, если есть время, Крис играет в теннис, и один раз в месяц помогает в детском садике, куда ходит Кэрри. Родители Марка живут недалеко и оказывают семье большую помощь.

Крис протестировала Кима по проверочным таблицам ПУОРР и составила следующий список возможных задач:

Общая моторика

A.39. Лежа на животике, принимает положение для ползания и раскачивается.

А.46. Стоит у стола или другого предмета мебели, опирается о него руками и пританцовывает.

Тонкая моторика

Д.35. Держа в руках по кубику, ударяет ими друг о друга.

В.32. Находит полностью спрятанную игрушку.

Б.31. Для того, чтобы взять изюминку, захватывает ее с двух сторон (берет в клещи).

Г.37. Надевает на стержень большие кольца.

Ж.54. Переворачивает страницы картонной книжки.

Восприятие речи

Б.19. Находит членов семьи, о которых его спрашивают.

(мама заметила, что можно было начинать заниматься и умением BР.Б.18 — находит знакомые предметы, о которых его спрашивают).

Самообслуживание и социальные навыки

Б.17. Пьет из чашки с помощью взрослого.

A.20. Участвует в игре Ку-ку, а вот и я.

Б.27. Откусывает и разжевывает печенье.

Крис также оценила навыки общения Кима так, как показано в главе 2 книги 3. Она обнаружила, что более всего необходимо развить у Кима умение подражать. Имитируя действия взрослых, он способен похлопать в ладоши или помахать на прощанье ручкой, однако подражать мимике или звукам еще не умеет.

В это время Крис больше всего волновали две вещи. У нее вызывало беспокойство неумение Кима правильно есть: он еще не умел пить из чашки, не имел желания разжевывать пищу, и каждое кормление занимало больше часа. Второе, что волновало Крис, это положение, при котором Кэрри не получала того внимания и заботы, которые необходимы трехлетней девочке. Мама подумывала о том, чтобы бросить теннис, но эти мысли омрачали ее настроение, так как она понимала, что нужно уделять время и себе.

После некоторых раздумий и беседы с Марком Крис пришла к заключению, что многие задачи, которые она выписала, можно отрабатывать, в то время, которое она так или иначе проводит с Кимом. Найти по ее просьбе членов семьи он может за обедом. Отрабатывать пинцетное схватывание тоже можно за обеденным столом, ведь Крис уже знает, что Киму нравится есть мелкие кусочки банана или другой мягкой пищи. Стучать кубиками друг о друга очень удобно в игровое время, и это легко связать с играми на подражание, в которые она все равно должна была бы играть с Кимом для развития навыков общения. Умением перелистывать страницы картонной книжки Ким может заниматься, рассматривая книжки вместе с Кэрри. На упражнения по общей моторике Крис решила выделять по 10 минут каждый день. Марк согласился помогать по вечерам и в выходные дни, в те часы, когда Крис будет спать после ночной смены

Крис поняла, что, если она будет уверена в том, что каждый день у нее будет возможность немного времени, но полностью, отдаваться занятиям с Кэрри, она станет намного спокойнее себя чувствовать, занимаясь с Кимом (особенно во время обеда). В первой половине дня, когда Кэрри будет оставаться дома, Крис решила, что побыть с ней она сможет, когда Ким будет спать. Родители Марка с удовольствием согласились несколько раз в неделю примерно по часу присматривать за Кимом, чтобы Крис и Кэрри могли проводить больше времени вместе. Кроме того, они согласились побольше упражняться в играх в прятки и Ку-ку, а вот и я, тем самым, решая еще две задачи программы.

Тем не менее, распорядок дня получался очень напряженным, поэтому Крис решила одну из возможных задач — умение надевать на стержень большие кольца — отложить на более поздний срок. В области тонкой моторики Ким продвигался хорошо, так что соответствующие задачи не входили в ряд первоочередных.

В законченном виде программа Крис выглядела очень похожей на вышеприведенный перечень возможных задач. Исключен был только один пункт, для работы над которым потребовалась бы особая, достаточно тщательная подготовка.

Повседневная жизнь была реорганизована, и к помощи в обучении Кима были привлечены все члены семьи. Когда же программа Крис начала действовать, она почувствовала, что у нее есть возможность добавить еще несколько задач. Кэрри, у которой появилось свое особое время, была рада и за себя, и за Кима — ведь у него это особое время тоже есть.

Джорджия

Здесь ситуация совершенно другая. Сейчас Джорджии четыре с половиной. Ее мама, Леони, забеспокоилась, когда девочке шел второй год, поскольку Джорджия не начинала ни ходить, ни говорить. Был поставлен диагноз — затрудненная обучаемость. Лечебная физкультура, помощь ларинголога и логопеда оказали прекрасное воздействие; теперь Джорджия хорошо ходит и умеет говорить, пользуясь отдельными словами и простыми фразами. Но приближается пора, когда ей нужно будет идти в школу, и Леони тревожится, так как Джорджия все еще отстает от своих сверстников. Мама хочет помочь ей, чем только можно.

Леони воспитывает детей одна; кроме Джорджии у нее еще двое — мальчики школьного возраста. Мама работает тридцать часов в неделю, чтобы можно было что-то добавить к тем деньгам, которые она получает от своего бывшего мужа.

До сих пор все ее свободное от работы время тратилось, главным образом, на исправление физических и речевых недостатков Джорджиии. Леони полагает, что по вечерам она могла бы заниматься с дочкой примерно 20 минут. Сотрудники детского садика, куда ходит девочка, проявляют к ней особый интерес, и, вероятно, они с удовольствием примут участие в работе по новой программе.

Леони оценила уровень развития Джорджии, и в качестве возможных задач обозначились следующие умения:

Общая моторика

В.124. Спускается по лестнице, ступая то одной, то другой ножкой, и держась за перила.

Д.131. Прыгает в длину на 30 см.

Б.120. В течение 5 секунд удерживает равновесие, стоя на одной ноге (на которой стоять легче)

Г.128. Ловит обеими руками мячик, диаметром 15 мм.

Е.134. Едет на трехколесном велосипеде, делая плавные

повороты.

Тонкая моторика

Е.126. Рисует человечка, изображая, по меньшей мере, три части тела.

Д.129. Разрезает на две части квадратик со стороной 10 см.

З.101. Собирает впервые увиденную складную картинку(пазл) из 8 элементов.

И.115. По просьбе взрослого из четырех цветов выбирает один.

К.107. Раскладывает карточки по соответствующим картинкам (на выбор даются девять вариантов).

Восприятие речи

Г.42. Выполняет указания, в каждое из которых входят 2 пары слов; в каждой паре одно слово обозначает действие, а другое — название предмета.

Е.85. По просьбе говорящего помещает один предмет перед/за другим.

Д.75. По просьбе говорящего выбирает длинный и короткий предметы.

Ж.63. В словах говорящего, который показывает два предмета, распознает частицу не.

Самообслуживание и социальные навыки.

А.74. Дожидается своей очереди, играя с другими детьми.

В.89. Расстегивает крупные пуговицы.

Г.97. Сама идет в туалет и под руководством взрослого делает все, что нужно.

Д.98. Чистит зубы, выполняя словесными указаниями.

Навыки общения (из проверочных листов главы 3 книги 3)

Фразы из двух слов: описывающие свойства или определяющие месторасположение.

Фразы из трех слов, имеющие структуру: предмет + действие + предмет.

Просьба об услуге, выражаемая фразой из двух слов.

Леони с отчаянием просматривала этот список. Ну как она может надеяться всему этому обучить дочку, когда ее время столь ограниченно? После некоторых размышлений она пришла к выводу, что, хоть Джорджия и готова овладеть этими навыками, ей вовсе не нужно учиться всему сразу. Она поняла также, что среди перечисленных умений одни для Джорджии важны, другие не очень, а некоторые умения отвечают просто ее насущным потребностям.

Для своих вечерних занятий Леони выделила небольшую группу умений из таких областей развития, как тонкая моторика и восприятие речи. Это были умения, которые, как она полагала, будут особенно полезны Джорджии в школе: рисование, вырезание, выбор цвета, выполнение указаний и понимание предлогов. Она обсудила свои соображения с работниками детского сада, и они сочли, что не только Джорджии, но и остальным ребятишкам очень полезны будут усиленные занятия прыжками и упражнениями на сохранения равновесия. Они также согласились меньше помогать Джорджии, когда она ходит в туалет, и ввести побольше игр, требующих соблюдения очередности. Старший сын Леони вызвался учить сестренку ловить мяч. Из своего личного опыта и опыта совместной работы с логопедом Леони знала, что, немного подумав и правильно спланировав работу, она могла бы все навыки общения включить в процесс своего взаимодействия с Джорджией.

По прошествии небольшого периода времени Леони заметила, что некоторые из отложенных ею на потом задач можно ввести в работу, и это не потребует дополнительного времени. Она стала лучше понимать, каким именно образом Джорджия спускается по лестнице, и, кроме того, стала особенно внимательно выбирать в игротеке головоломки. Результаты тестирования помогли ей лучше осознать возможности и потребности ребенка, и теперь, когда она узнала, чему Джорджия готова учиться, она сделать так, чтобы занятия стали неотъемлемой частью повседневной жизни.

Глава 3
Как учить ребенка

Обучение — это процесс, с помощью которого мы так организуем обстановку, окружающую малыша, чтобы он скорее научился делать определенные вещи и вести себя определенным образом. Понятие окружающая обстановка имеет в данном случае самое широкое значение и включает в себя все, что мы говорим и делаем до, во время и после некоторого события или действия, а также реально существующих вокруг ребенка людей и предметы.

Учеба — это процесс, в результате которого одни поступки или ответные реакции становятся частью нашего повседневного поведения, а другие отбрасываются или заменяются. Это относится и к тому, как мы учимся работать на компьютере, и к тому, как мы учимся завязывать шнурки, и как кричим, пока не получим свою порцию мороженого!

Мы учим, а наши дети учатся, осознаем мы это или нет. Общаясь со своими детьми, будь то в больнице, в классе или дома, мы одни поступки одобряем, а другие нет. Если вы наблюдали за играющими детьми, то вы наверняка замечали, что какой-то новый навык ребенок отрабатывает в игре много раз, до тех пор, пока не набьет руку и не сможет перейти к чему-то еще. Дети упражняются обычно в тех занятиях, которые приносят им радость и удовлетворение. Это удовлетворение может проистекать как из интереса к действию как таковому, так и из реакции на него окружающих.

Если мы не осознаем того, как наше поведение влияет на ребенка, то ребенок может легко научиться чему-то, о чем мы вовсе и не думали, к чему не стремились, планируя свои действия. Когда Роджер опрокидывает на ковер цветочный горшок, его мама кричит: НЕТ! НЕТ! Плохой мальчик!. Она пытается приучить Роджера не трогать горшки с цветами. Но Роджеру нравится, когда его мама начинает вот так кричать, да и к тому же вид рассыпанной по ковру земли просто потрясающий. В следующий раз, когда Роджер опять увидит цветочный горшок, он вызовет у него приятные ассоциации и беда снова произойдет.

Дав этой главе название Как учить ребенка, мы имели в виду именно обдуманной и творческий подход к обучению тем вещам, которые кажутся вам необходимыми. Приемы, которые мы выносим на обсуждение, относятся не только к тому времени, когда вы проводите урок, но и к повседневным делам. Приглядевшись, вы обнаружите, что многие из предлагаемых приемов вы уже взяли на вооружение — необходимость применения их вам совершенно очевидна. Другие могут показаться несколько искусственными, и для их использования вам придется в чем-то изменить ваш образе жизни. Мы надеемся, что хотя бы некоторые из предлагаемых нами приемов будут для вас полезны, даже если остальные и не пригодятся. В каком-то смысле, возможность выбора у вас будет: вы сможете сами решить, какие приемы использовать и как. Но в том, стоит ли учить ребенка, или вообще этого не делать, выбора быть не может. Родители — это главные педагоги, и дети, особенно в дошкольном возрасте, приобретают от них и вообще от обстановки дома больше, чем откуда бы то ни было.

Нельзя сказать, что все, что делает ваш ребенок или что он собой представляет — прямой или косвенный результат ваших усилий. Особенности, переданные по наследству, также играют свою роль, да и определенные физиологические нарушения вполне могут влиять на поведение малыша.

Мы также не хотим сказать, что у родителей должна быть инстинктивная сноровка в обучении своих детей с трудностями в развитии. Вы в той же мере нуждаетесь в возможности учиться, что и ваш малыш. В том, что называется Специальным образованием за последние 20 лет открыто и наработано так много нового, что даже педагоги, располагающие всеми материалами и источниками информации, с трудом могут оставаться в курсе всех событий. Но основные принципы уловить нетрудно. Получив информацию о последних исследованиях обучения детей с трудностями в интеллектуальном развитии, вы сможете развить свои педагогические навыки и освоить новые, на благо вашего малыша.

В книгах 4,5,6 и 7 вы найдете информацию о том, как нужно заниматься с ребенком отработкой конкретных умений. В этой же главе мы рассмотрим общие принципы обучения. Вы сможете применить их во всех ваших занятиях, а также научиться приспосабливать изложенные в других книгах методики к индивидуальным особенностям вашего ребенка и к собственным обстоятельствам. Приведенные ниже принципы нашли всеобщее признание среди последователей специального образования и уже используются родителями и педагогами в Центре Маккуэри в течение последних 10 лет. Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии различной степени тяжести обучаются здесь широкому спектру умений.

Некоторым навыкам лучше всего обучать во время детально разработанных уроков, в тихом месте, где внимание полностью сосредоточено на выполнении задания, и где есть условия для повторной его проработки. Другие навыки лучше всего усваиваются в каждодневных, будничных ситуациях — когда реально возникает необходимость их применить. В этих случаях обычная суета и суматоха домашнего быта может сделать отработку новых умений невозможной или просто неуместной (взять, например, чистку зубов, — не можем же мы заставлять ребенка делать это пять раз подряд). Независимо от условий, в которых проводится обучение, принципы остаются во многом неизменными, и вы можете приспособить их к вашим возможностям.

Мы разделим процесс обучения на 3 стадии:

1. Что делать до того, как ребенок приступит к выполнению задания

2. Что делать во время выполнения задания

3. Что делать после.

Обучение можно представить как трехступенчатый процесс — до, во время, после — каждую ступень этого процесса можно планировать и при необходимости изменять, чтобы ребенку легче было осваивать умение. Упрощенно процесс обучения должен протекать так:

1. Скажите ребенку, что он должен сделать.

2. Если нужно, помогите ему в этом.

3. Дайте понять, что он сделал это хорошо.

Конечно, о каждой из этих ступеней рассказывать можно очень много. Но если эту простую трехступенчатую схему вы будете держать в голове, все остальные детали встанут на свои места, и вы сможете увидеть каждый описанный нами прием обучения как часть единого целого.

The Great Gildersleeve: Christmas Eve Program / New Year’s Eve / Gildy Is Sued


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: