Физкультура с пеленок и… даже раньше

Б.П.: Все, о чем мы рассказали выше, касается самых насущных проблем первого

года жизни ребенка. Кормление, уход, закаливание — мимо этого не пройдет ни

одна семья, потому что все это связано со здоровьем и самим существованием

малыша. Проблемы эти нельзя не решать, и, к сожалению, на решение их уходит в

основном все время матери и отца в первый год жизни ребенка.

Но есть и другие проблемы, на которые, к сожалению, мало обращают внимания,

которые откладывают на потом, потому что мал еще, пусть сначала

подрастет. Это проблемы физического, умственного и нравственного развития

малышей в первый год жизни. Да, да, именно тогда.

Правда, они становятся ощутимыми для родителей позже — через два-три года, но

тогда же выясняется: что-то сделано уже не так и надо переделывать или

наверстывать упущенное. Все знают, например, что малыш в первый год к

определенному времени должен научиться сидеть, стоять, ползать, ходить. Ему

помогают в этом, беспокоятся, если он плохо умеет делать то, что положено,

но в то же время частенько делают все, чтобы он двигался поменьше:

перекутывают, надевают неудобную обувь с негнущейся подошвой, подолгу держат

в кроватке или манеже, а на улице сплошь и рядом возят в коляске, не давая

самому ребенку — даже летом! — и шагу лишнего ступить. Спокойный малыш

радует: Никаких с ним хлопот! Подвижный же считается бедствием: И минуты

не даст посидеть! При этом естественная потребность ребенка в активном

движении не только не удовлетворяется, не развивается, но, наоборот, как бы

притупляется, сходит на нет. К тому же почему-то на первом году жизни следят

главным образом лишь за ростом и весом и только по ним судят об уровне

физического развития ребенка. И совсем не обращают внимания на крепость его

мышц, на подвижность, ловкость, координацию движений. Когда позже, уже в

школе, обнаруживается плоскостопие, искривление позвоночника, общая мышечная

слабость, ожирение, слабое сердце и другое неприятности — вот тогда родители

начинают беспокоиться: что делать, если сынишка не любит физкультуру? Как

быть, если он такой неловкий?

А начало всем этим неприятностям закладывается, оказывается, в том самом

возрасте, когда еще никто и не думает о них: ни мать, ни отец. С рождения

ребенка. Более того, еще до его появления на свет.

Гимнастика до рождения

Ну какое, например, может иметь значение, много ли шевелится малыш у мамы до

рождения или мало? Мы тоже не придавали значения этой детали и просто

удивлялись почему это наши ребята, еще не родившись, толкаются так сильно и

так часто. Думали: такие уж они у нас сами шустрые. А то, что семья большая,

что надо и приготовить, и обшить, и обстирать, что работы у матери дома

невпроворот — одни полы держать в чистоте чего стоит, — тут мы никакой связи

не предполагали.

А связь, оказывается, не только тесная, но и прямая. Если мать постоянно

занимается физической работой, много и энергично двигается, то у нее

снижается насыщенность крови кислородом. Она, естественно, начинает усиленно

дышать, а сердце ее чаще биться. А что делать ребенку, ведь и он ощущает

нехватку кислорода? Тогда он начинает брыкаться, шевелиться, его сердечко

бьется чаще, и это сразу увеличивает количество крови, которое поступает к

нему от матери. И кислорода добыто сколько ему требуется.

Точно такая же картина получается, если в крови матери снизится содержание

питательных веществ (это когда мать хочет есть). Ребеночек и тут начинает

двигаться и тем самым добывает себе хлеб насущный. Исследователями было

подсчитано, что — подумать только! — через 1,5-2 часа после обеда он делает

только 3-4 шевеления в час, а если мать не ела 10 часов, то 50-90. Разница

громадная — в 20-30 раз! И при этом, как при всякой тренировке, происходит

развитие, совершенствование и укрепление его мышц, сердца и всего организма.

Оказывается, советовать женщине, ожидающей ребенка, есть за двоих и почаще

отдыхать — значит оказывать ей медвежью услугу. При избытке еды и

малоподвижном образе жизни матери младенец слабо шевелится и, значит, не

тренируется. И родится на свет физиологически незрелым.

По данным лаборатории профессора И.А.Аршавского, количество физиологически

незрелых новорожденных растет из года в год. Мы избежали этой опасности

случайно (если и не полностью, то, во всяком случае, значительно) — жили в

доме без всяких коммунальных удобств и домашним хозяйством занимались сами,

маме приходилось волей-неволей много двигаться. Заодно тренировались и

малыши еще задолго до рождения.

Без специальных занятий

Но вот новорожденный уже дома. Когда же и как начинать его физическое

развитие, если к нему и прикоснуться-то страшно в первые дни? О том, что

младенец намного крепче, чем это принято считать, мы узнавали постепенно.

Оказалось, что немалую роль в развитии мышц играет… легкая одежда. Шутка

ли, пока малыш не спит, он голенький или в одной распашонке. Ему прохладно,

и, чтобы больше вырабатывалось тепла, у него сильно напружинены все мышцы.

Врачи называют это гипертонией мышц новорожденных. А стоит завернуть его

потеплее, как этот тонус сразу снижается, мышцы расслабляются. Значит, в

первый же месяц благодаря прохладе тренируется и мускулатура.

Но с первых же дней мы начинали заниматься и физкультурой. И первым

тренером у нас в семье всегда становилась мама. Это и понятно. Никто с

малышом так много не возится и так тонко его не чувствует, как мать и поэтому

она точнее всех может определить и его возможности, и его желания. Но я с

самого начала старался помогать ей во всем и постепенно брал на себя все

больше и больше тренерских обязанностей. Я был не только тренером, но

придумывал и делал спортивные сооружения в доме и во дворе, судил семейные

соревнования и сам в них участвовал, а иногда даже превращался — для самых

маленьких! — в спортснаряд и целый спорткомплекс. Я же вел подробнейшие

таблицы результатов физического развития наших детей с самого рождения и

записывал в дневниках все их достижения, каждый шаг вперед.

Короче говоря, у нас в семье физическое воспитание в основном моя забота. Но

мы поддерживаем друг друга и радуемся открытиям и находкам каждого.

Однажды мама, например, заметила, что если с малышом энергичнее обращаться,

то он как бы в ответ при этом напружинивается, напрягая мышцы. И наоборот,

если перекладывать его с руки на руку или перевертывать очень мягко,

нерешительно, его тельце остается расслабленным и вялым. Глядя на маму, и я

смелее стал браться за младенца и чувствовал, как с каждым днем крепнет малыш

— ведь брать его и переворачивать приходится десятки раз за день, никакая

специальная зарядка не сравнится с этим упражнением по продолжительности и

частоте, по напряжению всех групп мышц. И специального времени на занятия

отводить не надо. Нужно только проследить, чтобы энергичное обращение не

превратилось в грубоватое, резкое, неприятное для малыша и окружающих.

Еще не зная о существовании многих врожденных двигательных рефлексов, мы

заметили, что младенец в некоторые моменты (особенно перед кормлением) крепко

хватается за пальцы взрослого. И это буквально с первых дней и недель жизни.

Затем, к своему удивлению, мы обнаружили, что он с самого начала может даже

висеть, ухватившись за пальцы папы или мамы.

Начинали мы с того, что просовывали в сжатые кулачки новорожденного по пальцу

и тянули его к себе, пока он не сядет. Посадим, а потом положим, посадим и

снова положим. Это не доставляло неприятностей малышу, хотя он еще плохо

держал головку и она у него отклонялась назад. А мы, радуясь за него,

становились смелее. Месяцам к двум малыш уже вставал, держась за наши пальцы,

при этом — очень важный момент! — мы хорошо чувствовали, насколько он крепко

держится. Обычно рекомендуют давать ребенку колечки и тянуть за них, чтобы

малыш крепче хватался, но кольца, мне кажется, небезопасны: не чувствуешь

ведь, насколько прочно держится за них ребенок. А пальцы сразу ощущают это,

и, как только ручки ребенка начинали слабеть (через 5-10 секунд, а потом и

больше), можно сразу осторожно положить младенца. Так легко определить

возможности ребенка и дать ему оптимальную нагрузку каждый раз, когда он

берется за пальцы взрослого.

Так же случайно мы обнаружили, что если положить малыша головкой себе на

плечо и одной рукой держать его у груди, а другую подставить ему под пяточки,

то он моментально упрется ножками в ладонь. Оказывается, это срабатывал

опорный рефлекс, и малыш выпрямлял и напрягал ножки настолько, что держал

на них уже весь свой вес. Мы тогда еще не отдавали себе отчета в том, что,

действуя так, развиваем у младенца природные рефлексы, превращая каждое

прикосновение к нему в непрерывную и действенную гимнастику.

Ну-ка прыг из кроватки!

С трех месяцев, когда малыш уже стал сам крепко хвататься за пальцы взрослых

и уверенно висеть на них (Ваня, например, однажды перед обедом провисел…

43 секунды), я ввел в обиход еще одно упражнение: перестал брать из

кроватки малыша под мышки, а вместо этого протягивал ему руки так, чтобы

малышу удобно было ухватиться за большие пальцы. Это было сигналом: Берись

покрепче! Малыш хватался двумя ручонками сразу, и я вынимал его из кроватки.

Для подстраховки я иногда охватывал остальными четырьмя пальцами ручку

малыша. Получалась двойная прочность хвата.

Л.А.: Хочу заметить, что я таким цирковым способом (по определению бабушки)

пользовалась очень редко, предпочитая брать малыша, как обычно, под мышки.

Почему? Мне казался этот способ грубоватым для женщины, несвойственным ей.

Зато я радовалась тому, что и отцу и малышке эти трюки доставляют сплошное

удовольствие и обоим приносят несомненную пользу. Отец проявлял все больше

интереса к младенцу и находил свой язык общения с малышом. А младенцу этот

мужской язык тоже был необходим для предотвращения изнеженности и

несмелости, этих неизбежных последствий нашего женского, в основном все-таки

оберегающего воспитания. Осознали мы все это не сразу, конечно, но интуитивно

чувствовали, что такое разное отношение к малышу ему не повредит, и не мешали

друг другу делать так, как каждому было приятнее. Правда, бывало, что я

относилась к очередному отцовскому изобретению скептически (не чересчур

ли?), или он подтрунивал над моими маменькиными нежностями, но до

конфликтов дело не доходило: мы же видели, что малышу и с папой и с мамой

хорошо. А это было для нас главным.

Б.П: После того как был освоен необычный способ вынимания из кроватки, я

придумал новый: протягивал теперь малышу только одну руку (чаще левую) и

давал ему указательный палец или мизинец, а остальные пригибал к ладони. При

этом вторая рука могла подстраховать ребенка. Это упражнение со временем

превратилось в настоящий цирковой номер. Малыш сначала становился на ножки

в кроватке, а потом, чуть присев, подпрыгивал вверх. Его ножки и моя рука

действовали синхронно, наши усилия сливались, превращаясь в легкий

стремительный взлет. Казалось, что крошка ребенок сам выпрыгивает из кроватки

ко мне на руки. Это впечатление легкости прыжка и дало бабушке повод назвать

его цирковым. Он у нас очень прижился, и малыши с удовольствием

пользовались им до пяти-шестилетнего возраста — я только так и брал их к себе

на руки.

А теперь подсчитайте, сколько раз за день приходится вынимать из кроватки

трех-пятимесячного ребенка и возвращать его назад? Десять-пятнадцать-двадцать

раз! Обычно эта работа только для взрослого, а у нас получалась опять-таки

эффективная тренировка младенца: ведь он и напрягался весь, развивая мышцы не

только рук, но и спины, и живота, и груди.

Малышу очень нравится такой способ обращения, его руки быстро крепнут, но вот

беда — он все чаще просит дать ему пальцы, ему так хочется снова и снова

схватиться за них, посидеть, постоять — это так интересно — так бы, кажется,

и прыгал целый день. Но… как быть нам, взрослым? И я придумал себе замену:

прикрепил деревянную палочку в кроватке так, чтобы малыш лежа мог до нее

дотянуться. Так в три месяца наша дочурка получила в подарок турничок —

первый спортивный снаряд, предназначенный специально для нее. Такую же

деревянную перекладинку я сделал ей и в коляске. Сначала мы немного помогали

малышке нащупать палочку, подставляли ладонь к ножкам, чтобы она могла

упереться, помогали сесть и встать. Зато после этого сидеть и стоять она

могла сколько хотела. Особое удовольствие доставляло ей (а потом и всем

остальным ребятишкам) придуманное ею упражнение: стоя, дергать палочку так,

что коляска начинала ходить ходуном. Сколько радости это доставляло малышу!

Но сколько же было кругом различных страхов и волнений! Ну где это видано —

трехмесячному стоять, да еще так раскачиваться, ведь ножки-то слабые —

искривятся, — так говорили многие, не замечая, что ножкам помогают и ручки и

спинка ребенка, что его вес распределяется на все мышцы тела. А это оказалось

не только не страшным, но, наоборот, способствовало правильному развитию

скелетно-мышечной системы. У всех наших детей руки и ноги рано становились не

только крепкими, сильными, но и прямыми, стройными.

Зачем ползать?

Но вот кроватка уже освоена вдоль и поперек. И на полу на мягком матраце,

застеленном большой простыней, совершаются первые попытки освоить новое

пространство — малыш начинает ползать. Мы очень скоро — как только он сам

сумеет — разрешали ему переползти с матраца на пол и путешествовать по

всему дому. Это освобождение оказывалось очень полезным для развития

движений. Прежде всего это громадные (для него!) расстояния, которые надо

преодолевать, если хочешь добраться в кухню к маме или к папе в мастерскую, —

какая большая работа и рукам, и ногам, да и сердечку тоже, разве сравнить их

с микроперемещениями в кроватке. А эти двери, у которых ручки почему-то на

недосягаемой высоте, никак не хотят открываться, сколько ни прилагаешь

усилий. А эти чьи-то большие ноги, шагающие мимо или стоящие на пути, — можно

ли за них уцепиться? И все предметы, которые сделаны будто для великанов.

Сколько ни хватайся за мяч, а взять его не удается — ручонка соскальзывает,

сколько ни толкай этот стул с дороги, он ни с места. Трудно маленькому

человеку в такой новой, незнакомой, непонятной обстановке. Однако эти

трудности, видимо, и есть самый могучий двигатель развития, а если рядом

папа, или мама, или братишки с сестренками, которые поддержат настроение в

случае неудачи, малыш с удивительным упорством и невероятной для такого

возраста настойчивостью пытается их преодолевать.

Чтобы ребенок учился становиться на ноги, мы приносили каркас от старой

раскладушки и ставили его в середине комнаты на коврик или матрасик. Держась

за трубки каркаса (как за турничок в кроватке), можно подниматься и топать

вокруг, не отпуская спасительную опору из рук. Это второй спортснаряд,

который осваивал наш малыш, а дальше — месяцев с восьми — дело доходило и до

настоящих спортивных снарядов, которые находились тут же, в комнате (кольца,

перекладина, канат с боксерской грушей внизу, лесенка, горизонтальный канат

через всю спортивную комнату и пр.). Мы только опускали их на доступную для

малыша высоту да иногда помогали поймать ускользающее кольцо.

В этой обстановке да еще в обществе старших братьев и сестер наши ползунки

быстро осваивались и начинали свободно перемещаться по всему дому.

Естественно, что младшие попадали в лучшие условия по сравнению с первыми:

прибавлялся опыт у нас, появлялись все новые спортснаряды, у каждого из

младших было больше учителей — старшие братья и сестры. Это сказывалось на

развитии детишек очень заметно и отразилось на способах их ползания.

Получилась даже своеобразная диаграмма: первый сын применял обычный прием

ползания — опирался на пол шестью точками; руками, коленками и пальцами

ног. Второй умудрялся ползать только на одном левом колене, а другую ногу

ставил на стопу, то есть ходил на пятереньках, а остальные очень быстро

переключались на четвереньки, то есть не только ходили, но и бегали, не

касаясь пола коленями. Если сравнить все эти способы ползания, то даже

неискушенному будет очевидно, что последний из них куда совершеннее других —

он позволяет передвигаться намного быстрее, но он требует и большей ловкости,

силы, выносливости. Этим способом может пользоваться только подвижный,

крепкий ребенок с хорошей координацией движений и умением надежно и быстро

ориентироваться в пространстве.

Считается, что ползание, в общем-то, необязательная фаза в развитии движений

ребенка. Есть детишки, которые обходятся без нее, и ничего, ходят не хуже

других. Возможно. Но ведь бывают случаи, когда в играх, в спортивных

тооажнениях нужно быстро, и долго ползти. Непривычному это намного труднее:

ведь тут используются другие группы мышц. Кроме того, во время ползания

развиваются и крепнут руки. В общем, это хорошая гимнастика для всесторонней

тренировки ребенка и прекрасная подготовка к будущей ходьбе.

Спорт с пеленок — спортивная гимнастика


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: