Фольклор материнства и пестования

Фольклор – это мировоззрение определённого народа, его нравственные убеждения, система его взглядов на природу, человека, общество, выраженных в словесно – поэтических, музыкально – хореографических и драматических формах, а также в изделиях декоративно – прикладного творчества».

За время развития русского фольклора сложились следующие

виды фольклора:

I. Обрядовый фольклор–словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

— Календарный фольклор включает обряды и праздники годового круга жизни человека.

Весенний цикл

  • Масленица
  • Закличь весны
  • День Лели — Лельник
  • Красная горка

Летний цикл

  • Купала
  • Перунов день
  • Медовый Спас
  • Яблочный Спас
  • Хлебный Спас

Осенний цикл

  • Праздник Рода и Рожаниц
  • Покров

Зимний цикл

  • Святки , Коляда

— Семейно-бытовой фольклор включает обряды жизненного круга человека

Родильный обряд

  • Обряд «Открывание» для облегчения младенцу пути на свет
  • Обряд первого омовения (купание в заговорённой воде от болезней и сглазу)
  • Обряд «Перепеченье» для исправления судьбы ребёнка.
  • Обряды «Бабья каша» и «Отцовская каша» и т.д.

Свадебный обряд

  • Девичник
  • Обряд «Расплетения косы»
  • «Баня» очистительный обряд

— 3 —

  • Обряд обсыпания зерном, хмелем
  • Сажание на вывернутую шубу
  • Угощение яйцами или яичницей
  • Связывание рук молодых платком или рушником и т.д.

Похоронный обряд

  • Обмывание
  • Погребение
  • Поминальные обряды

-Заговоры -словесная формула, первоначально служившая пояснением (дополнением) магического обряда.

Заговоры могут быть хозяйственными, любовными, лечебными.

II. Необрядовый фольклор

К необрядовому фольклору относятся:

  • Эпические прозаические жанры (сказки, предания, легенды, бывальщины)
  • Эпические стихотворные жанры (былины, исторические песни, баллады)
  • Малые жанры устно-поэтического творчества (поговорки, пословицы, потешки, небывальщины, небылицы, прибаутки, пестушки, скороговорки, загадки и др.)

III. Игровой фольклор составляют произведения, сопровождающие игры русского народа (заклички, присказки, считалки, игровые песни, приговоры и т.д.)

IV. Неигровой фольклор составляют эпические и малые жанры народного художественного творчества (сказки, былины, баллады, предания, легенды, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки и т.д.)

V. Детский фольклор –сложное и многожанровое явление, включающее в себя не только детское творчество, но и произведения взрослых для детей, создаваемые с учётом детской психологии, своеобразия видения мира.

VI.Устно-поэтический фольклор

Раннетрадиционный (Трудовые песни, гадания, заговоры)

Классический фольклор (обрядовый фольклор, пословицы, поговорки, легенды, былины, сказки, фольклорный театр, детский фольклор).

Позднетрадиционный фольклор (частушки, фольклор рабочих, фольклор периода ВОВ и др.)

— 4 —

VII. Танцевальный фольклор — один из древнейших видов фольклора. Первоначально танец на Руси был связан с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров. Танец был неотъемлемой частью представлений на всех праздниках и ярмарках. Основными жанрами народного танцевального искусства стали хоровод и пляска.

VIII.Музыкальный фольклор

Основу музыкального фольклора составляют песни, сказания, былины, припевки, частушки, инструментальные наигрыши.

Свойства фольклора

1. Синкретизм- основное свойство фольклора. Синкретизм (от греч. соединение) означает, что в фольклоре сливаются и верование и бытовые нужды человека, а также его эстетические потребности. Кроме того, слово, музыка, мимика, жесты, танец в фольклоре существуют не в отдельности, а как элемент целого (в обряде танце или песне).

2. Устность – свойство фольклора, выступающее с одной стороны как способ бытования фольклора, с другой – как способ передачи информации от одного поколения другому.

3. Вариативность– свойство, указывающее на подвижную, вариативную природу фольклора. Поскольку фольклорное произведение бытовало в виде многократных исполнений, оно существовало в совокупности своих вариантов. Любой вариант отличался от других, рассказанных или спетых в разное время, в разных местностях, в разной среде, разными исполнителями или одним (повторно). Для вариантов фольклорного произведения важно то, что является общим, повторяется, и второстепенно то, чем они отличаются один от другого. Вариативность фольклора могла осуществляться благодаря импровизации .Вариативность – способ существования фольклорной традиции.

Традиционность

5. Локальность как проявление специфики местного стиля, сохранение историко-стилевой окраски произведений.

6. Коллективность выражается во всеобщности, т.е. причастности к фольклорной культуре всех представителей данного социума в пределах одного временного периода (от детей до стариков)

7. Структурированность- существование фольклора в чередовании будней и праздников.

— 5 –

Современные формы бытования фольклора

Неофольклор – воспроизводство новых фольклорных форм на новом витке развития общества.

Фольклоризм – «вторая волна» в современной фольклорной культуре, вторичная форма фольклора. Имеет следующие направления:

  • Этнографический, аутентичный (исходящий из подлинника, детально воспроизводящий);
  • Фольклорно – сценический (не сама жизнь, а демонстрация этой жизни);
  • Народно – академический (авторские произведения, стилизация )

Детский фольклор

Термин детский фольклор стал употребляться с середины ХIХ века. Основное содержание понятия « детский фольклор» установилось в 20-х годах ХХ века.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.

К детскому фольклору относятся произведения устной народной словесности, предназначаемые для детей и бытующие в детской среде. Носителями детского фольклора являются как сами дети , так и взрослые – матери, бабушки, няни и все те лица, на чьём попечении находятся дети.

Детский фольклор представляет собой сложное единство трёх составляющих. Это:

  • Творчество взрослых для детей;
  • Произведения фольклора взрослых перешедших в детскую среду (детский обрядовый фольклор);
  • Оригинальное детское творчество (детский игровой фольклор, детский смеховой фольклор, школьный фольклор и др.).

Признаками детского фольклора являются:

  • Простота;
  • Несложный, но динамично развивающийся сюжет;
  • Запоминающиеся образы;
  • Повторы разного уровня;
  • Звукоподражание;
  • Рифмованность.

— 6 –

Фольклор материнства и пестования

Фольклор материнства и пестования составляют произведения, которые предназначены для детей раннего возраста. Творцами и носителями их являются матери, бабушки, няни и все на попечении которых находятся малолетние дети. Назначение этих произведений – успокоить, утешить, развлечь, а иногда и научить и пострашить ребёнка.

К фольклору материнства и пестования относятся:

  • Колыбельные песни

Колыбельные песни – один из древних жанров детского фольклора. Они призваны успокоить, усыпить ребёнка. В колыбельных песнях самым важным является спокойный убаюкивающий напев. Часто эти песни заключали в себе магические (заклинательные) элементы. Колыбельные песни состоят из нанизывания образов из жизни людей и животных, которые как бы охраняют ребёнка (Кот, котенька, котя, волчёк, заинька, собачка и др.)

  • Пестушки

Пестушки — это стихотворения, которыми сопровождались движения, развивающие тело ребёнка.

Вода текучая.

Дитя растучее.

С гуся вода

С тебя худоба.

Вода – к низу,

А дитя — к верху.

  • Потешки

Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель – не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру. Часто сопровождаются характерными действиями как взрослых, так и детей (покачиванием вверх, вниз, похлопыванием в ладоши, имитацией изображаемого действия и т.п.)

Потешки сопровождают первые движения ребёнка, его первые игры: «Ладушки»,

«Сорока – белобока», «Коза рогатая» и др.

  • Прибаутки

Прибаутки – небольшие стихотворные рассказы, часто необычного, сказочного содержания, продукт поэтического творчества как взрослых так и детей

Прибаутки предназначены детям, которые уже способны воспринять их содержание:

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг.

— Можно зашить?

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Один ворот остался.

— 7 —

Развитие Детей | Пестушки, Прибаутки, Поговорки | Фольклор


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: