Формирование и развитие политической культуры в современной украине

Процессы формирования и развития политической культуры в современной Украине связанны прежде всего с особенностями государственного развития, типа социально-политических, экономических отношений и политического опыта, т.е они носят конкретно-исторический характер. Становление украинской политической культуры принято рассматривать как составляющую процесса национально-освободительной борьбы украинского народа против различных форм экономического и политического давления со стороны государств, в состав которых входили в разное время разные части Украины.На современном этапе эти процессы связаны, прежде всего, с восстановлением и развитием демократических традиций политической жизни в политической культуре Украины и с преодолениемостатков тоталитарного сознания, которое с точки зрения ряда исследователей было присуще всем народам, проживающим на территории бывшего Советского Союза. Такое сознание и культура характеризовались утверждением авторитета партийно-государственных структур и массированным, иногда неограниченным, идеологическим и политическим насилием. В рамках классификации Алмонда и Вербы такой тип культуры представляется подданническим. Современное демократическое государство, коим стремится стать Украина, немыслимо без элементов политической культуры участия, потому первоочередной задачей, стоящей на пути изменений в украинском обществе является формированиеактивной гражданской позиции. Процесс становления политической культуры – составляющая национального возрождения Украины, это системный сложный процесс, который демонстрирует связь между ростом национального, исторического сознания и политической культурой.

Развитие политической культуры — естественно-исторический процесс, который находится под влиянием различных исторических, социальных, экономических, политических факторов, некоторые из них носят стихийный характер и потому особенно важно очертить цели и задачи, которые ставит перед собой украинское общество, именно общий национальный идеал – демократическое правовое социальное государство – является той путеводной звездой, которая обеспечивает процессы преодоления фрагментарности в украинском политическом сознании и украинской политической культуре. Агентами формирования и развития политической культуры в демократическом государстве помимо самого государства должны выступать СМИ, система образования, общественные и политические организации, церковь. Именно эти институты обеспечивают трансформации в украинской политической культуре, которые усложняются спецификой геополитического положения Украины – между Западом и Востоком, и трудностями исторических судеб украинского народа. В современной Украине происходит процесс переплавки элементов различных политических разобщенных региональных субкультур в единую полиструктурную единицу – политическую культуру украинского народа, которая должна характеризоваться именно как гражданская политическая культура, потому как именно она обеспечит стабильное развитие украинского социума на пути утверждения демократии и создания правового социального государства с развитым гражданским обществом. Вопросы государственного развития в Украине сегодня напрямую зависят от уровня политической культуры разных слоев населения, общества в целом. Формирование политического сознания, основанного на научном знании, приобретение массами опыта политического поведения и политического участия, политическая социализация на основе демократических ценностей приведут к постепенному преодолению фрагментарности политического сознания и политической культуры и позволят избавиться от негативных элементов патриархальной и подданнического типов политической культуры.

Субкультура молодежи

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

Специфические черты российской молодежной субкультуры

Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роли формирования мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» — «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конце

Русский язык за 18 минут


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: