Формирование навыков поиска информации на занятиях по информатике в начальной школе

Колосова Марина Васильевна Специальность 050709 Преподавание в начальных классах Курс 4, группа «Б» Форма обучения: очная Научный руководитель: Тарасенко Елена Александровна

Мурманск 2014

Содержание

Введение
Глава 1. Технология поиска информации
1.1. Основные понятия, виды и методы поиска информации
1.2. Информационно-поисковые системы
1.3. Умение осуществлять поиск необходимой информации как универсальное учебное действие в начальной школе
Глава 2. Обучение младших школьников поиску информации на занятиях по информатике
2.1. Эмпирическое исследование по проблеме формирования у обучающихся 1 класса навыков поиска информации
2.2. Задания на формирование навыков поиска информации на занятиях по информатике в 1 классе
2.3. Организация поиска информации в сети Интернет в начальной школе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение


Введение

Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе.

Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог [1].

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обращается внимание на то, что выпускник начальной школы должен уметь осуществлять поиск информации, систематизировать, сопоставлять и преобразовывать ее.

Таким образом, формирование учебно-информационных умений, то есть умений добывать информацию из различных источников является важнейшим условием соответствия образовательного процесса современным требованиям. Приобретение данных умений учащимися способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и всестороннему развитию личности.

Большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получить информацию из книг и учебников [ 15]. Поэтому возникает необходимость формирования у младших школьников навыков поиска информации для выполнения учебных заданий. Своевременная работа по формированию у обучающихся данных навыков позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД.

Этим и определяется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Объектом работы является процесс формирования навыков поиска информации для выполнения учебных заданий.

Предмет — формирование навыков поиска информации на занятиях по информатике в начальной школе.

Цель работы: определить возможности формирования навыков поиска информации на занятиях по информатике в начальной школе.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— изучить научно-методическую, психолого-педагогическую и научно-популярную литературу по теме работы;

— охарактеризовать умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из общеучебных универсальных действий;

— исследовать уровень сформированности у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

— подобрать задания на формирование навыка поиска необходимой информации для обучающихся 1 класса.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ научно-методической литературы по теме работы, ознакомление с учебной документацией, тестирование, качественная и количественная обработка результатов исследования.

Исследование проводилось на базе МБОУ г. Мурманска гимназия №5 в 1А классе.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.

Глава 1. Технология поиска информации

1.1.Основные понятия, виды и методы поиска информации

Конец XX — начало XXI века, характеризуется огромными массивами постоянно растущей разнообразной информации, доступной и представляющей интерес для самых широких слоев социума. Поиск информации или информационный поиск представляет один из основных информационных процессов. Человечество издревле занималось им. Цели, возможности и характер поиска всегда зависели от наличия информации, ее важности и доступности, а также средств организации поиска. Интернет-технологии и программно-технические средства, доступные большинству людей, позволяют осуществлять данный процесс в любое время, практически в любом месте по любым запросам.

Поиск – это процесс, в ходе которого в той или иной последовательности производится соотнесение отыскиваемого с каждым объектом, хранящимся в массиве. Цель любого поиска заключается в потребности, необходимости или желании находить различные виды информации, способствующие получению лицом, осуществляющим поиск, нужных ему сведений, знаний для повышения собственного профессионального, культурного и любого иного уровня; создания новой информации и формирования новых знаний; принятия управленческих решений [4].

Термин информационный поиск (англ. information retrieval) ввёл американский математик К. Муэрс. Он заметил, что побудительной причиной такого поиска является информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. К объектам информационного поиска К. Муэрс отнес документы, сведения об их наличии и (или) местонахождении, фактографическую информацию [16].

Решать проблемы фактографического поиска первыми стали представители библиотек. Они разработали средства информационного поиска, получившие название справочно-поисковый аппарат (каталоги, библиографические указатели и др.). В профессиональной отечественной печати данный термин используется с 1970-х годов. Библиотекари определяют информационный поиск как нахождение в информационном массиве документов, соответствующих информационному запросу пользователей [.18.].

С точки зрения использования компьютерной техники информационный поиск — совокупность логических и технических операций, имеющих конечной целью нахождение документов, сведений о них, фактов, данных, релевантных запросу потребителя [..17].

Релевантность — устанавливаемое при информационном поиске соответствие содержания документа информационному запросу или поискового образа документа поисковому предписанию [19 ].

Информационный поиск вызван потребностью удовлетворения информационных запросов пользователей, ожидающих с помощью поисковых систем оперативно получить необходимые им данные или сведения. Он является методом нацеленного поиска и извлечения релевантных документов или фактов из различных источников информации, например, банков данных или запоминающих устройств. В качестве таковых выступают живые и неживые объекты, представляющие различные источники и носители информации.

Системы, обеспечивающие реализацию подобного поиска информации, называются поисковыми системами (ПС). В традиционных технологиях ПС представляют картотеки и каталоги, адресные и иные справочники, указатели, энциклопедии, справочный аппарат к изданиям и другие материалы.

В 1945 годы американский ученый и инженер В. Буш в статье Возможный механизм нашего мышления впервые широко поставил вопрос о необходимости механизации информационного поиска. Начиная с 1960 годов, появляются автоматизированные поисковые системы, работающие с информацией [..]. С этого периода ведутся интенсивные работы в области формирования и реализации принципов и методов информационного поиска.

Поисковые системы осуществляют поиск среди документов базы или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова.

Электронные ПС с помощью обычных или интеллектуальных терминалов (ПЭВМ) дают возможность пользователям производить поисковые запросы при помощи формальных и описывающих содержание элементов и с применением специальных логических операторов; осуществляют поиск среди документов базы или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова. Поисковые системы позволяют осуществлять только поисковые процедуры и связанные с ними процессы.

В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов [ ]:

• определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса;

• определение совокупности возможных держателей информационных массивов (источников);

• извлечение информации из выявленных информационных массивов;

• ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.

Существуют следующие виды поиска: полнотекстовый поиск, поиск по метаданным, поиск изображений [ ].

Полнотекстовый поиск – поиск по всему содержимому документа. Пример полнотекстового поиска – любой интернет-поисковик. Как правило, полнотекстовый поиск для ускорения поиска использует предварительно построенные индексы. Наиболее распространенной технологией для индексов полнотекстового поиска являются инвертированные индексы.

Поиск по метаданным – это поиск по неким атрибутам документа, поддерживаемым системой, например, название документа, дата создания, размер, автор. Пример поиска по реквизитам – диалог поиска в файловой системе.

Поиск изображений – поиск по содержанию изображения. Поисковая система распознает содержание фотографии (загружена пользователем или добавлен URL изображения). В результатах поиска пользователь получает похожие изображения.

Выделяют разнообразные методы поиска информации [ ].

Адресный поиск — процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.

Для осуществления нужны следующие условия:

1.Наличие у документа точного адреса.

2.Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилище системы.

Семантический поиск — процесс поиска документов по их содержанию.

Условия поиска:

  • перевод содержания документов и запросов с естественного языка на информационно-поисковый язык и составление поисковых образов документа и запроса;
  • составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

Различие между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресном поиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске – с точки зрения содержания. При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов.

Документальный поиск – процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данных вторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Существует два вида документального поиска:

1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в виде библиографических записей.

Фактографический поиск – процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу. К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащих факты.

2. Фактологический (описание фактов), предполагающий создание новых фактографических описаний в процессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

1.2. Информационно-поисковые системы

Поисковые системы с большим набором функций и возможностей обычно входят в состав систем управления базами данных и именуются информационно-поисковыми системами (ИПС). Они также создаются и используются для эффективного нахождения пользователями необходимых им данных, в том числе в Интернете.

Терминологически информационно-поисковая система (англ. information retrieval system, IRS) представляет систему, предназначенную для поиска и хранения информации; пакет программного обеспечения, реализующий процессы создания, актуализации, хранения и поиска в информационных базах и банках данных [ ].

Функционирование современных ИПС основано на двух предположениях [ ]:

1) документы, необходимые пользователю, объединены наличием некоторого признака или комбинации признаков;

2) пользователь способен указать этот признак.

Оба эти предположения на практике не выполняются, и можно говорить только о вероятности их выполнения [ ]. Поэтому, процесс поиска информации обычно представляет собой последовательность шагов, приводящих при посредстве системы к некоторому результату, и позволяющих оценить его полноту. При этом поведение пользователя, как организующее начало управления процессом поиска, мотивируется не только информационной потребностью, но и разнообразием стратегий, технологий и средств, предоставляемых системой.

Пользователь обычно не имеет исчерпывающих знаний об информационном содержании ресурса, в котором проводит поиск. Оценить адекватность выражения запроса, как и полноту получаемого результата, он может, отыскав дополнительные сведения, или так организовав процесс, чтобы часть результатов поиска могла использоваться для подтверждения или отрицания адекватности другой части.

ИПС делятся на: традиционные (ручные, механические, электромеханические) и автоматизированные (электронные) [ ].

Автоматизированные ИПС (АИПС), используют компьютерные программно-технические средства и технологии и предназначаются для нахождения и выдачи пользователям информации по заданным критериям.

Определяющими для понимания методов автоматизации поиска являются два следующих фактора:

1) сравниваются не сами объекты, а описания — так называемые поисковые образы;

2) сам процесс является сложным и обычно реализуется последовательностью операций.

Данные в АИПС вводятся на основе специально разрабатываемых форматов ввода. Все сведения об одном объекте в ИПС представляются в виде систематизированных данных, образующих одну строку таблицы и называются записью. При этом если ИПС представляет электронный каталог библиотеки, то любое библиографическое описание (БО) документа в нем — это одна запись, состоящая из полей, равных количеству элементов БО. Совокупность записей образует базу данных, которая, как правило, хранится в одном файле. Совокупность баз данных, объединенных одной СУБД, образует банк данных.

Поскольку АИПС — инструмент, используемый человеком при поиске, эффективность ее использования зависит от того, насколько хорошо человек знает природу операционных объектов и свойства инструмента, посредством которого он работает с этими объектами.

По используемым поисковым технологиям информационные системы можно разбить на 4 категории:

1. Тематические каталоги;

2. Специализированные каталоги (онлайновые справочники);

3. Поисковые машины (полнотекстовый поиск);

4. Средства метапоиска.

В Интернете ИПС размещается на одном или нескольких серверах. В ИПС собирается, индексируется и регистрируется информация о документах, имеющихся в обслуживаемой системой группе веб-серверов. В документах индексируются все значащие слова или только слова из заголовков.

Тематические каталоги предусматривают обработку документов и отнесение их к одной из нескольких категорий, перечень которых заранее задан. Фактически это индексирование на основе классификации. Индексирование может проводиться автоматически или вручную с помощью специалистов, просматривающих популярные веб-узлы и составляющих краткое описание документов-резюме.

Специализированные каталоги или справочники создаются по отдельным отраслям и темам, по новостям, по городам, по адресам электронной почты и так далее.

Поисковые машины (самое развитое средство поиска в Интернете) реализуют технологию полнотекстового поиска. Индексируются тексты, расположенные на опрашиваемых серверах. Индекс может содержать информацию о нескольких миллионах документов.

При использовании средств метапоиска запрос осуществляется одновременно несколькими поисковыми системами. Результат поиска объединяется в общий, упорядоченный по степени релевантности список. Каждая система обрабатывает только часть узлов сети, что позволяет расширить базу поиска.

С точки зрения ИПС, результат поиска в ней есть совокупность (подмножество) найденных документов или ссылок на них. Обычно он представляется пользователю в виде списка. То есть простейшей выходной формой в данном случае будет список ссылок в виде полных или частичных БО, найденных информационных ресурсов. Такой список может быть тут же распечатан или послан на какой-либо адрес электронной почты, если такая возможность предоставляется ИПС и пользователь подключен к Интернету.

Для получения информации в среде Интернета создаются специальные поисковые системы. Как правило, они общедоступны и обслуживают пользователей в любой точке планеты, где имеется возможность работы с Интернетом. Непосредственно для поиска используются поисковые машины, число которых в мире исчисляется несколькими сотнями. Они ориентируются на определенные типы запросов или их сочетание (библиографический, адресный, фактографический, тематический и др.). Кроме того, бывают полнотекстовые, смешанные и другие поисковые машины.

Для проведения поиска в Интернете (в WWW) функционирует множество сайтов и поисковых систем, поэтому необходимо не только ориентироваться в таких системах, но и уметь осуществлять в них эффективный поиск, то есть использовать соответствующие технологии.

Технология поиска (англ. Search Technology) означает совокупность правил и процедур, в результате выполнения которых пользователь получает ИР. При поиске в Интернете рекомендуется обращать внимание на две составляющие: полноту (ничего не потеряно) и точность (не найдено ничего лишнего).

Поисковые системы характеризуются также временем выполнения поиска, интерфейсом, предоставляемым пользователю и видом отображаемых результатов. При выборе поисковых систем обращают внимание на такие их параметры, как охват и глубина. Под охватом понимается объём базы поисковой машины, измеряемый тремя показателями: общим объёмом проиндексированной информации, количеством уникальных серверов и количеством уникальных документов. Под глубиной понимается — существует ли ограничение на количество страниц или на глубину вложенности директорий на одном сервере.

Каждая поисковая машина имеет свои алгоритмы сортировки результатов поиска. Чем ближе к началу списка, полученного в результате проведения поиска, оказывается нужный документ, тем выше релевантность и лучше работает поисковая машина.

Поисковые машины используют общие принципы работы, ориентированные на выполнение двух основных функций. Первая функция реализуется программой-роботом, автоматически просматривающей различные сервера в Интернете. Находя новые или изменившиеся документы, она осуществляет их индексацию и передаёт на базовый компьютер поисковой машины.

Робот — автоматизированный браузер, загружающий веб-страницу, изучающий её и, при необходимости, переходящий к одной из её гиперсвязей. Когда ему попадается страница, не содержащая связей, робот возвращается на одну-две ступени назад и переходит по адресу, указанному в одной из обнаруженных ранее связей. Запущенный робот проходит огромные расстояния в среде Интернета (киберпространстве), ориентируясь на развитие веб-сети и изменяя в соответствии с этим свои маршруты.

Индексирующие роботы обрабатывают лишь HTML-файлы, игнорируя изображения и другие мультимедийные файлы. Они могут: обнаруживать связи с уже несуществующими страницами; устанавливать связь с наиболее популярными узлами, подсчитывая количество ссылок на них в других веб-страницах; регистрировать веб-страницы для оценки роста системы и др. Чаще всего роботы просматривают сервера самостоятельно, находя новые внешние ссылки в уже обследованных документах.

Вторая функция заключается в обработке выявленных документов. При этом учитывается все содержание страниц (не только полный текст, но и наличие иллюстраций, аудио и видео файлов, Java-приложений). Индексации подвергаются все слова в документе, что дает возможность использовать поисковые системы для детального поиска по самой узкой тематике. Образуемые гигантские индексные файлы, хранящие информацию о том, какое слово, сколько раз, в каком документе и на каком сервере употребляется, составляют базу данных, к которой собственно и обращаются пользователи, вводя в поисковую строку сочетания ключевых слов (запрос).

Выдача результатов осуществляется с помощью специальной подсистемы, производящей интеллектуальное ранжирование результатов. В своих расчетах она опирается на местоположение термина, частоту его повторения в тексте, процентное соотношение данного термина с остальным текстом на данной странице и другие параметры, характеризующие возможности конкретной поисковой машины.

Эффективный доступ к информации в Интернете обеспечивают такие зарубежные поисковые системы, как AltaVista, Lycos, Yahoo, Google, OpenText, Wais и др.

К отечественным поисковым машинам относятся: Апорт, Rambler, Яндекс и др.

Все эти поисковые машины позволяют по ключевым словам, тематическим рубрикам и даже отдельным буквам оперативно находить в сети, например, все или почти все тексты, где эти слова присутствуют. При этом пользователю сообщаются адреса сайтов, где найденные ИР постоянно присутствуют. Однако ни одна из них не имеет подавляющих преимуществ перед другими. Для проведения надежного поиска по сложным запросам специалисты рекомендуют использовать последовательно или параллельно (одновременно) различные ИПС.

Полнотекстовая поисковая машина индексирует все слова видимого пользователю текста. Наличие морфологии дает возможность находить искомые слова во всех склонениях или спряжениях. Кроме этого, в языке HTML существуют тэги, которые также могут обрабатываться поисковой машиной (заголовки, ссылки, подписи к картинкам и т.д.). Некоторые машины умеют искать словосочетания или слова на заданном расстоянии, что часто бывает важно для получения разумного результата.

Несмотря на общие принципы построения, поисковые системы отличаются тематикой, ее объемом, классификацией и интерфейсами.

Полноту и точность ответа пользователь получает в зависимости от точности сформулированного им запроса. В результате поиска ему обычно предоставляется гораздо больше информации, чем ему необходимо, часть которой может вообще не иметь отношение к сформированному запросу.

Простые запросы в виде отдельных достаточно распространенных терминов приводят к извлечению тысяч (сотен тысяч) документов, абсолютное большинство которых пользователю не требуется (информационный шум).

Важным аспектом также является возможность таких систем поддерживать многоязычность, то есть способность обрабатывать запросы на различных языках. Пользователям предлагаются двуязычные словари, электронный переводчик и др. Кроме того, появились системы, осуществляющие мгновенный перевод информационных ресурсов, найденных пользователем в Интернет и копируемых на его компьютер.

Актуальным является использование машиночитаемых тезаурусов. Электронный тезаурус — словарь, предназначенный для анализа текста и информационного поиска, включающий широкий набор семантических отношений между составляющими его терминами.

Создаются системы, позволяющие эффективно вести поиск в полнотекстовых БД. Они базируются на использовании технологий синтаксического и морфологического анализа текста (разбивка на элементы, распознаваемые программой) и оперативной обработки текстов на естественных языках.

При организации одинакового запроса на разных поисковых машинах возможно получение различных по содержанию и широте охвата материалов. Искусство построения запроса требует знаний особенностей каждой конкретной поисковой системы и наличия опыта работы с Интернетом вообще.

Используются метапоисковые системы, обеспечивающие в результате поиска получение суммарных данных с десятка поисковых систем, но при этом объем информации может быть весьма значительным. Частично данная проблема решается предоставлением ими общего списка, вначале которого будут данные, наиболее релевантные запросу. Другим способом удовлетворения потребностей пользователей явилось создание тематически узконаправленных поисковых систем на веб-сайтах — порталов.

Важность проблемы информационного поиска в Интернете породила целую отрасль, задача которой заключается в том, чтобы помочь пользователю в его навигации в киберпространстве. Составляют эту отрасль специальные поисковые инструменты. Условно их можно разделить на поисковые средства справочного типа или просто справочники и поисковые системы в чистом виде.

1.3. Умение осуществлять поиск необходимой информации как универсальное учебное действие в начальной школе

Примерная основная образовательная программа начального общего образования содержит программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

К познавательным универсальным учебным действиям относится умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Также выпускник начальной школы получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

По программе формирования ИКТ-компетентности обучающихся в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. К этим навыкам относится поиск информации в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составление списка используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); грамотное формулирование запросов при поиске в Интернете и базах данных, оценивание, интерпретирование и сохранение найденной информации. Обучающийся научится критически относиться к информации и к выбору источника информации.

В программе Горячева А.В. «Информатика и ИКТ» для четырехлетней начальной школы для образовательной системы «Школа 2100» рассматривается модуль «Поиск информации» при изучении технологического компонента.

В результате изучения данного модуля, обучающиеся должны научиться

  • искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
  • искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, при создании печатных или электронных публикаций.

В модуле «Поиск информации» рассматриваются следующие темы:

— Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD или DVD, сеть Интернет, постоянная память компьютера.

— Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем.

— Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет.

— Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска.

— Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

На изучение данного модуля выделяется 6-8 часов.

В образовательных системах «Перспектива» и «Школа России» преподавание информатики ведется по программе Рудченко Т.А., Семенова А.Л. «Информатика. 1-4 классы (3-4 классы)».

Данная программа по информатике нацелена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией.

Изучение информатики в начальной школе по программе Т.А. Рудченко, А.Л. Семенова дает возможность обучающимся овладеть практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, одной из которых является использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых) и энциклопедий.

Тема «Словарь» изучается во 2 классе. В ходе изучения данной темы обучающиеся научатся искать информацию в словарях, искать в учебном словаре определенное слово, слово по описанию, слова на некоторую букву.

В 4 классе в ходе выполнения проекта «Мой доклад» обучающиеся знакомятся с поиском информации в Интернете.

В рассмотренных программах недостаточно отражена работа по формированию навыка поиска необходимой информации. Вся работа сводится к поиску информации в интернете и на компьютере, поэтому учителю необходимо самостоятельно разрабатывать систему заданий направленных на формирования навыков поиска информации.

Глава 2. Обучение младших школьников поиску информации на занятиях по информатике

2.1. Эмпирическое исследование по проблеме формирования у младших школьников навыков поиска информации

Введение ФГОС начального общего образования предусматривает формирование умения учиться, работать с информацией. Сегодня важно научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал.

Таким образом, формирование у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации является важнейшей задачей современной начальной школы. Уровень сформированности данного умения оказывает влияние на приобретение знаний по всем школьным дисциплинам.

В ходе преддипломной практики в МБОУ г. Мурманска гимназии № 5 нами было проведено исследование в несколько этапов с целью формирования у обучающихся 1 класса навыков поиска необходимой информации. В исследовании принимали участие 10 человек.

На I этапе (констатирующем) мы провели тестирование обучающихся. Первоклассникам были предложены следующие задания:

1. Прочитать фрагмент сказки и ответить на предложенные вопросы.

2. Найти толкования слов в словаре С.И. Ожегова.

3. Найти ответы на предложенные вопросы в статье журнала.

4. Ознакомиться с содержанием книги и найти в ней заданные произведения.

В бланке ответов фиксировалось время, которое обучающийся затратил на его поиск. Если обучающийся не справлялся с заданием в течение одной минуты, то задание выполнялось вместе с ним, а к результату прибавлялось 60 секунд.

В ходе тестирования были получены следующие результаты:

Имя обучающегося
1. Дамир
2. Дарья К.
3. Михаил
4. Милана
5. Елизавета
6. Никита
7. Артем
8. Мария
9. Кирилл
10. Дарья

На II этапе (формирующем) нами были проведены занятия по информатике, на которых использовались методы и приемы поиска информации:

1) «В стране информации». Знакомство с понятием информации, видами информации, информационными процессами, в том числе процессом поиска информации.

2) «Поиск в стране книг». Поиск нужной книги в библиотеке, поиск информации в содержании книги и в содержании произведения.

3) «Поиск любимой книги». Практическое занятие в школьной библиотеке, работа с каталогом.

4) «Поиск в стране журналов и газет». Поиск информации в статьях журналов и газет.

5) «Поиск в стране словарей». Работа со словарем.

На каждом занятии обучающиеся выполняли упражнения, формирующие навыки поиска.

На III этапе (контрольном) было проведено повторное тестирование с целью проверки сформированности у обучающихся 1-го класса навыков поиска информации. В результате нами были получены следующие данные:

Имя обучающегося
1. Дамир
2. Дарья К.
3. Михаил
4. Милана
5. Елизавета
6. Никита
7. Артем
8. Мария
9. Кирилл
10. Дарья

Нами была проведена статистическая обработка данных с использованием G-критерия знаков. Данный критерий предназначен для выявления сдвига в уровне исследуемого признака, измеренного на двух зависимых выборках или на одной и той же (два замера).

Информатика и ИКТ в начальной школе


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: