Формирование универсальных учебных действий

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Информатика»

Направление интеллектуальное

Класс:2

Составитель

Колесникова Ирина Ринатовна,

педагог дополнительного образования

г. Октябрьский, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание курса
Планируемые результаты
Календарно- тематическое планирование
Информационно- методическое обеспечение
Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика» для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказов от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357), письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 года № 03-2960, положением о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №8» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Направленность внеурочной деятельности интеллектуальная: создаются условия для социальной практики учащегося в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность: происходящие изменения в современных условиях, предъявляют новые требования к школе. Одна из основных целей — создание условий для получения каждым учеником образования, соответствующего его способностям, интересам и возможностям. Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Учащиеся на ступени НОО принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донеси до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.

Педагогическая целесообразность начала изучения информатики при получении образования на уровне НОО, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике учащихся этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной

группы.

Отличительные особенности и новизна программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых, программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы учащихся.

Программа помогает ознакомить учащихся с информационными технологиями. Параллельно с овладением знаниями родного языка учиться осуществлять набор уже изученных букв, тренируя память и анализируя образы.

При получении образования на уровне НОО происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. Учащиеся при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Во-вторых, программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятными даже первокласснику. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями. При этом будет развиваться произвольное внимание учащихся. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый учащийся индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Цель программы – «Информатика» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.

Задачи программы:

познакомить учащихся с устройством ввода информации — клавиатурой;

дать учащимся представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;

дать учащимся первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор;

углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;

развить творческие и интеллектуальные способности учащихся, используя знания компьютерных технологий.

сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:

принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий;

принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий;

соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения учащегося);

последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);

принцип развивающего обучения (организация учащихся, воздействий на личность и поведение учащегося позволяет управлять темпами и содержанием его развития);

принцип единства воспитания и обучения.

Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения при получении образования на уровне НОО и позволит учащимся расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой. Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные.

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);

самостоятельная работа (выполнение заданий в учебных пособиях);

практическая работа (отработка полученных ранее знаний).

Формы, методы зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. При получении образования на уровне НОО его использование не обязательно. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, индивидуально-групповые формы организации обучения, занятия по обобщению и систематизации знаний. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Формы занятий:

вводное занятие, комбинированное учебное занятие, занятие-презентация,

экскурсия, виртуальная экскурсия, демонстрация, игры, проектная деятельность.

Режим занятий

Общее количество часов в год – 12 часов.

Количество часов в неделю – 1 час.

Продолжительность занятий — 45 минут.

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучением нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по информатике.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся могут быть представлены на конкурсах по электронному образованию, учебно-исследовательские конференциях, олимпиадах по информатике, итоговое тестирование теоретических знаний.

Ожидаемые результаты

Образовательный результат:

Овладение приемами обработки информации (звуковой, зрительной, текстовой, цифровой) с помощью мыслительных операций – анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Воспитательный результат:

Формирование культуры поведения в процессе общения при решении учебной задачи, в ходе обсуждения, внимательного отношения к своим близким.

Социальный результат:

Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; формирование сознания актуальности профессий людей, связанных с компьютерами.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Тема занятия Количество часов
Теоретические Практические
Второй год обучения
Вводное занятие. Из чего состоит компьютер?
Информация в природе и технике
Графический редактор PAINT
Создание презентаций с помощью PowerPoint 0,5 0,5
Элементарные вычисления на калькуляторе
Работа в текстовом процессореWORD 0,5 0,5
Решение головоломок (логических задач)
Разработка простейших компьютерных программ
Работа на клавиатурном тренажере
Мультимедийная информация и ее применение в обучении
Сетевые технологии. Интернет
Итоговое тестирование за курс «Информатика»
Итого 12 12

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Вводное занятие. Из чего состоит компьютер?

Вводный инструктаж. Беседа о компьютере и его частях.

Тема 2.Информация в природе и технике.

Определение информации, информатика, свойства информации

Тема 3.Графический редактор PAINT.

Работа с палитрой цветов

Тема 4.Создание презентаций с помощью PowerPoint.

Интерфейс программы (структура окна), основные функции редактирования текста. Работа со стилями. Создание нового слайда, фон слайда. Вставка рисунков и других объектов на слайд. Создание скриншотов. Анимация на слайдах

Тема 5.Элементарные вычисления на калькуляторе. Сложение и вычитание чисел.

Тема 6. Работа в текстовом редакторе WORD. Форматирование документа, вставка рисунков. Создание таблиц, вставка специальных символов. Создание перекрестных ссылок. Форматирование абзацев. Сохранение документа. Печать.

Тема 7.Решение головоломок. Решение логических задач. Тесты на внимательность.

Тема 8.Разработка простейших компьютерных программ. Работа в среде программирования «Логомиры». Простейшие элементы программирования в офисных приложениях. Работа над проектом «моя первая программа». Основные принципы работы компьютерных программ.

Тема 9.Работа на клавиатурном тренажере. Основные блоки клавиш. Работа с алфавитно-цифровым блоком клавиш. Функциональные клавиши. Клавиши управления курсором. Управляющие клавиши. «Клавиатурные гонки онлайн».

Тема 10.Мультимедийная информация и ее применение в обучении. Графические редакторы. Звуковые редакторы. Видео редакторы. Плееры, их отличие.

Тема 11.Сетевые технологии. Интернет. Компьютерные сети. Локальная компьютерная сеть. Глобальная компьютерная сеть. Браузеры. Поиск информации в интернете. Почтовые сервисы. Образовательные сайты. Работа в чатах, регистрация на почтовом сервере. Подведение итогов.

Тема 12.Итоговое тестирование за курс «Информатика»

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

осознание, что к информации нужно относиться критически;

относиться к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

уважительно относиться к авторским правам;

знакомство с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями;

внимательное отношение к окружающим – близким и одноклассникам;

положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Информатика»; способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные

умение ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

оценивание полученного творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

нахождение ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор основания и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие.

Коммуникативные

аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

заслушивание собеседника и ведение диалога;

признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения учащимися компьютерной грамоты. Учащиеся будут знать специальную терминологию, получат представление о программах, научатся обращаться с компьютером.

К концу учебного года учащиеся будут владеть:

правилами техники безопасности;

правилами работы за компьютером;

назначением и работу графического редактора PAINT;

работой в стандартные программы «Блокнот» и «Калькулятор»;

возможностями текстового редактора WORD;

понятием информации, свойства информации;

назначением и работой программы PowerPoint;

основными блоками клавиш;

информационными процессами;

понятием информация, свойства информации;

Учащиеся к концу обучения смогут обучиться:

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

включить, выключить компьютер;

работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

набирать информацию на русском регистре;

запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу;

создавать презентации;

работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор

работать со стандартными приложениями Windows;

пошагово выполнять алгоритм практического задания;

осуществлять поиск информации на компьютере.

Качественно оцениваться уровниусвоения будут следующим образом:

1 уровень. Учащийся с удовольствием посещает занятия, но выполняет задания только при помощи учителя или одноклассников в ходе парной или групповой работы.

2 уровень. Учащийся настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий, классифицирует задания по типам. Самостоятельно выполняет задания. Овладев навыками определенного типа, уверенно применяет их в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий (например, составление заданий для товарища).

3 уровень. Учащийся не только целенаправленно и настойчиво овладевает приемами и способами выполнения заданий, но и стремится обучить им других, применить полученные знания в жизненной ситуации: оказывает помощь товарищам, представляет свою работу, рассказывает об этапах ее выполнения, участвует в олимпиадах по информатике.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Даты проведения Даты проведения Содержание занятий
планируемая фактическая
Вводное занятие. Из чего состоит компьютер? 2-ые классы 2-ые классы Вводный инструктаж. Рассмотрение понятия компьютер, беседа о компьютере и его частях
Информация в природе и технике Определение понятия информация, информатика, свойства информации
Графический редактор PAINT Ознакомление с графическим редактором и его инструментами. Упражнение в запуске и завершении работы программы
Создание презентаций с помощью PowerPoint Ознакомление с основными функциями редактирования текста. Работа со стилями. Упражнения в создании нового слайда, фона слайда. Вставка рисунков и других объектов на слайд. Создание скриншотов. Анимация на слайдах
Элементарные вычисления на калькуляторе Упражнения в выполнении элементарных вычислений на калькуляторе
Работа в текстовом редакторе WORD Ознакомление с текстовым редактором. Форматирование документа, вставка рисунков. Создание таблиц, вставка специальных символов
Решение головоломок (логических задач) Упражнения в решении логических задач. Тесты на внимательность
Разработка простейших компьютерных программ Работа в среде программирования «Логомиры». Простейшие элементы программирования в офисных приложениях. Работа над проектом «моя первая программа». Основные принципы работы компьютерных программ
Работа на клавиатурном тренажере Упражнения в работе с алфавитно-цифровым блоком клавиш. Функциональные клавиши. Клавиши управления курсором. Управляющие клавиши
Мультимедийная информация и ее применение в обучении Беседа о графических редакторах, звуковых редакторах, видео редакторы
Сетевые технологии. Интернет Беседа о понятии интернет, компьютерные сети, браузеры. Поиск информации в интернете. Почтовые сервисы. Образовательные сайты
Итоговое тестирование за курс «Информатика» Подведение итогов. Выполнение итогового тестирования.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Материально-техническое обеспечениеинформационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин – это минимальная модель электронно-программного обеспечения:

один компьютер на рабочем месте учителя;

презентационное оборудование;

выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет – только для учителя, для учащихся – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);

целевой набор ЦОР в для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике на компакт-дисках;

цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.

2. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. — № 5. – с. 19 — 21.

3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. — № 11. – с. 120-126.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)

5. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. — № 1. – с. 119-123.

6. 9.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004

7. 10.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. — № 9,10.

8. Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006

9. Истомина Т.Л.Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.

10. Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2000

11. Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.

Учебная литература для учащихся и их родителей (законных представителей)

1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании

пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.

2. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа

плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.

3.Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //

Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.

4.Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -М.2008. № 1.С.56-58

5.Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий

6.Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991

ПРИЛОЖЕНИЕ

Итоговое тестирование

Вопрос № 1

Компьютер — это

устройство для обработки аналоговых сигналов
устройство для хранения информации любого вида
многофункциональное электронное устройство для работы с информацией
электронное вычислительное устройство для обработки чисел.

Вопрос № 2

Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:

тактовой частоты процессора
объем обрабатываемой информации
быстроты нажатия на клавиши
размера экрана монитора

Вопрос № 3

Система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод, хранение, обработку и вывод информации называется:

программное обеспечение
компьютерное обеспечение
аппаратное обеспечение
системное обеспечение

Вопрос № 4

Устройство для визуального воспроизведения символьной и графической информации —

процессор
клавиатура
сканер
монитор

Вопрос № 5

Для переключения клавиатуры с режима ввода русских на режим ввода латинских букв и обратно используют комбинацию клавиш …

Caps Lock + Delete
Alt + Shift
Shifе + Тав
Backspace + Alt
Ctrl + Alt

Вопрос № 6

Текстовый редактор — это программа для:

автоматического перевода с символьных языков в машинные коды
работы с изображениями при создании игровых программ
управления ресурсами ПК при создании документов
создания и обработки текстовых документов

Вопрос № 7

Редактирование — это:

удаление слов, букв
перемещение абзацев
изменение содержания текста
изменение формы представления текста

Вопрос № 8

Для чего нужен калькулятор?

Чтобы игра в игры
Чтобы считать числа
писать текст

Вопрос № 9

Какая команда перемещает выделенный фрагмент текста без удаления?

Копировать
Вставить
Вырезать
Удалить

Вопрос № 10

Какая команда перемещает выделенный фрагмент текста с удалением ?

Копировать
Удалить
Вставить
Вырезать

Вопрос № 11

Числом можно закодировать…..

Размещение предметов
Количество предметов
Название предмета

Вопрос № 12

Числовая информация- это…

информация о количестве предметов или порядковом номере предмета
информация закодированная каким-либо способом на носителе

Вопрос № 13

файл-это

Изменение начертания, выравнивания или цвета не приводит к изменению смысла текста
Источник информации об объекте
Имеющая имя область памяти компьютера

Вопрос № 14

Архив- это…..

Компьютерная сеть Интернет
Специальное помещение с полками или шкафами, которые служат для хранения документов
Окно поиска

Вопрос № 15

Электронный документ- это…..

Документ созданный с помощью компьютера
Документ созданный с помощь карандаша
Документ созданный с помощью цифрового фотоаппарата
Документ созданный с помощью ручки

Универсальные учебные действия — Ольга Карабанова


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: