Формы социально-культурной деятельности

Попытки исследовать формы социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.

Организация эффективного технологического процесса социально-культурной деятельности возможна лишь при использовании разнообразных форм. Форму можно рассматривать как структуру организации содержания, как характер подачи материала, как способ организации аудитории. Она находит отражение в структурном оформлении содержания не только в способах организации деятельности людей, но и в оформлении отдельных документов (сметы, отчеты, планы, реклама и т.п.). Слово «форма» в переводе с греческого означает наружный вид, внешнее очертание, и если «форму» рассматривать применительно к деятельности учреждений культуры, то ее можно понимать как «внешнюю сторону организации социокультурного процесса, отражающую характер взаимосвязи его участников». В то же время форма является внешним выражением содержания социально-культурной деятельности, и выбор формы напрямую обусловлен содержанием. Так, например, академик А. Д. Жарков определяет форму как:

1) выражение содержания культурно-досуговой деятельности;

2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) [11, с. 219].

В. В. Попов определяет форму как внутреннюю структуру содержания творческой, воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченную системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой [27, с. 35].

Он же отмечает, что «под формами-программами понимать способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания». И, так, форма – это внешнее выражение какого-либо содержания, структура, система организации чего-либо, совокупность приёмов и средств.

Форма обладает способностью отражать характер содержания материала, его жанровое разнообразие. Именно поэтому даже одна форма, выстроенная по законам жанра, будет иметь отличительные жанровые особенности. Примером могут служить классические формы клубных вечеров, которые делятся на: вечера-встречи, вечера-портреты, вечера-мемориалы.

Велико разнообразие форм, их насчитывается более 4000. А. С. Шмаков находит соответствие между понятием форма и мероприятие. Мероприятие представляет совокупность различного рода воспитательных воздействий, с отвечающими их требованиям материальным и духовным условиями, подчиненных комплексной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих целостное образование. Мероприятие может быть связано с началом нового этапа деятельности (где даётся старт идеи), или окончанием задуманного – итог прожитого коллективного достижения. Из системы мероприятий складываются процессы социально-культурной деятельности.

С. А. Шмаков мероприятие раскрывает как «мера приятного» от познания нового, от общения с друзьями, от ощущения своей значимости. Так же тождественно понятию мероприятие – коллективное творческое дело (далее КТД). В основе КТД лежит комплексно-деятельностный подход. Он требует организации различных видов деятельности: художественный, познавательный, ценностно-ориентационный и т. д., органичное сращивание их, дополнение друг другом [42].

Е. Г. Григорьева считает, что «в самом широком виде форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее» [35, с.30]. Формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой, индивидуальной). Формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Форма социально-культурной деятельности – целенаправленная, запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, опирающаяся насобытийно-художественную и организационно-методическую основу, ориентированная на определённую аудиторию.

Обладая определенной самостоятельностью, форма может оказать влияние на выбор содержания деятельности, и, наоборот, содержание может диктовать адекватность формы. Примером может стать нашедшая широкое распространение в первые годы советской власти форма «Живая газета», когда необходимо было для воюющей армии доносить информацию о происходящих событиях на фронте, в стране и за рубежом просто и доходчиво. Эта форма была рассчитана на воюющих солдат Красной армии, которые в основном были безграмотны и нуждались в получении легко запоминающихся сведений о последних событиях. В дальнейшем, в связи, с проведением общегосударственной кампании по достижению в стране всеобщей грамотности, эта форма приобрела чисто агитационную направленность [21, с. 48 ].

Формы с СКД различаются по времени подготовки (экспромт, предварительная подготовка); по способу организации (коллектив, группа, один человек); по характеру включения в деятельность (обязательный, добровольный); взаимодействие коллектива с другими коллективами, людьми (открытое, закрытое). Конструктивные элементы формы определяют методику организации и проведения (конкурсы, акции, посиделки, фестивали, коллективные творческие дела и т. д.)

Г. Н. Новикова придерживается следующей классификации форм. В зависимости от подбора методов подачи содержания и направлений социально-культурной деятельности, можно выделить такие группы форм: информационно-просветительские – лекции, доклады, беседы, «круглые столы», вечера встреч, клубные гостиные и др.; зрелищно-развлекательные – праздники, концерты, фестивали, обряды и т. п.; игровые – всевозможные индивидуальные и командные спортивно-игровые состязания, конкурсы, аукционы, а также тематические игровые программы. К этой группе можно отнести также формы, театрализованной игровой деятельности. В зависимости от способов организации аудитории формы подразделяются: массовые, групповые, индивидуальные [21, с. 47 — 48].

Анализ совокупного опыта учреждений социально-культурной сферы по использованию форм СКД, данные наблюдений, изучение учетно-отчетной документации различных типов досуговых центров дают возможность исследователям выработать различные варианты классификаций, учитывающих основные разновидности реализующихся на практике форм СКД. В. В. Попов формы СКД распределяет в относительно самостоятельные группы по следующим признакам: количественным показателям аудитории, по качественным характеристикам объекта воздействия, по поселенческой принадлежности, по общественному назначению и задачам социально-культурной деятельности, по организационным особенностям [27, с. 36-37].

1. По количественным показателям аудитории:

  • формы индивидуальной работы (собеседование, консультации, индивидуальное прослушивание, просмотр…);
  • формы групповой работы (вечер встречи, вечер-диалог, диспут, круглый стол, конференция;
  • формы массовой работы (праздник, фестиваль, ярмарка, театрализованные представления, олимпиады).

2. По качественным характеристикам объекта воздействия:
а) По возрасту:

  • формы работы с детьми и подростками (утренник, праздник детской книги, тематический кинопоказ, мультфильмов);
  • формы работы с молодежью (дискотека, обряды совершеннолетия, посвящение в студенты);
  • формы работы с людьми среднего поколения (вечера «Для тех, кому за 30», конкурсы профессионального мастерства);
  • формы работы с людьми старшего возраста (вечер чествования ветеранов, «серебряная», «золотая» свадьбы, проводы на пенсию).

б) По полу:

  • формы работы с женщинами (консультации кулинаров, модельеров, демонстрации моделей одежды);
  • формы работы с мужчинами (военно-спортивные эстафеты, проводы в армию).

в) По семейному положению:

  • формы работы с молодыми семьями (спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья», клуб выходного дня, консультации психолога, детского врача);
  • формы работы с семейными людьми (день российской семьи, семейные юбилеи, семейный вечер отдыха);
  • формы работы с многодетными семьями (вечер-портрет, рассказ, чествование династий).

г) По поселенческой принадлежности:

  • формы работы на селе (праздник малого села, деревенские посиделки);
  • формы работы в городе (день города, праздник улицы, двора, микрорайона).

3. По общественному назначению и задачам социально-культурной деятельности:

  • формы политико-просветительной работы (общественно-политические праздники, политические митинги, «заочные путешествия по зарубежным странам»);
  • формы информационно-просветительной работы (лекция, обзор, вечер-интервью);
  • формы организации самодеятельности и инициативы, развития творческих способностей личности (аукцион, викторина, конкурс знатоков, творческие фестивали, выставки);
  • формы художественно-зрелищной работы (литературная, музыкальная композиция, концерт, спектакль, шоу-представление);
  • формы организации отдыха (танцевальный вечер, дискотека, огонек).

4. По организационным особенностям, учитывающим:

а) характер общения:

  • монологические формы СКД (доклад, отчет);
  • диалогические формы СКД (беседа, ток-шоу);
  • дискуссионные формы СКД (диспут, дискуссия).

б) цикличность организации досуговых мероприятий:

  • эпизодические формы работы (митинг, концерт, тематический вечер);
  • цикловые формы работы (циклы лекций, бесед, календарные праздники):
  • формы-кампании (декады искусств, дни культуры дружественных государств и т.д.).

Сегодня в организации форм СКД наблюдаются сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетители часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения социально-культурной сферы. С другой стороны, существующие объединения, клубы по интересам, студии, кружки не вполне удовлетворяют постоянное стремление населения, в особенности молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.

Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?

• Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени населения.

• Во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации СКД разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи.

• В-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности.

• В-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки.

• В-пятых, подготовка профессиональных специалистов социально-культурной деятельности.

В настоящее время в регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений.

Проектирование социально-культурной деятельности.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: