Горелкина надежда викторовна

магистрант кафедры декоративно–прикладного искусства

Научный руководитель: доктор искусствоведения,

профессор О.Л. Некрасова?Каратеева

«Художественная Урало-Сибирская роспись как домовая»

Статья посвящена истории становления художественной Урало-сибирской росписи как домовой, на примерах предметов быта, украшений одежды. Рассматривается деревянная утварь, связанная с образом жизни народов разных времен.

Традиционная художественная урало?сибирская роспись как домовая до настоящего времени не являлась предметом специального научного исследования.

Актуальность темы определяется социально-прикладной значимостью исследования, способствующей сохранению традиций художественной урало-сибирской росписи по дереву как составной части русской национальной культуры в условиях урбанизации и глобализации.

Промыслы и ремесла русского народа уникальны. Они имеют свои этапы возникновения, многообразие мотивов, техник. На Урале и Сибири получили свое развитие резьба и роспись по дереву.

Роспись русского крестьянского жилища до сих пор изучена мало, особенно ее происхождение на Севере и в средней полосе и пути ее дальнейшего распространения в Сибири. Д.А. Болдырев?Казарин отмечает пышность и узорчатость сибирских домовых росписей [1].

Сибирские росписи не были предметом специального изучения, за исключением алтайских, и о них можно судить лишь по отрывочным данным в литературе. Наиболее весомый вклад в изучение художественных особенностей урало-сибирской домовой росписи внесли научные труды

В.А. Барадулина,М.С. Соколовой[2]., гделишь частично был освещён вопрос о формировании и развитии урало-сибирской росписи жилищных убранств и предметов быта.Таким образом, в настоящем исследовании впервые исследуется проблема становления художественной урало?сибирской росписи как домовой.

Хронологические рамки исследования берут начало с XVI?XVII веков, когда зарождение народной Уральской росписи, было связано с тем, что с колонизации восточной части России русскими. В.А. Барадулин-исследователь, посвятивший свои работы изучению этого удивительного промысла, писал: «Если XVI?XVII века заложил основу культуры уральского крестьянства, близкую культуре русского Севера, Поморья, откуда были в основном первые переселенцы, то в XVIII ? начале XIX века народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, центральных областей внесла в нее существенные коррективы» [3]. Крестьяне везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари.

Большой поток крестьян положил начало широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Такими крупными культурно?промысловыми центрами в XVII веке становятся: Тюмень и Тобольск, Нижний Тагил, Прикопьевская Салда, а также Нижняя Салда (в последней трети XIX века). Наряду с утварью, на Урале было принято расписывать жилища. “На формирование вкусов заводского и крестьянского населения, особенно на Среднем Урале и в Сибирском Зауралье, большое влияние оказали горнозаводские живописные промыслы.

Декоративная роспись Урала ? одна из самобытных явлений русского народного искусства, включающего в себя распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома и роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий.

«ВСибирском Зауралье получила распространение живописная декорация жилища, здесь были найдены стенописи, характеризующие это искусство на протяжении 80-100 лет» [4], ? писал В. А. Барадулин. С середины XIX века, появляется этот обычай, объясняя это тем, что в конце XVIII в. избы еще нередко топились по-черному. Да и черную крестьянскую избы вряд ли украшали росписью. Этот обычай мог распространиться только с появлением «белых изб» у богатых, зажиточных крестьян, имевших деньги, чтобы позволить себе такую роскошь.

Формированию целостного стиля уральской домовой росписи способствовало то, что данный промысел отличался большой подвижностью. Профессиональные крестьяне ? художники переезжали из волости в волость, расписывая избы. Свою живопись они подчиняли вкусам местного населения. Помимо внутренней части интерьера художники расписывали и домашнюю утварь.

Во второй половине XIX?начале XX столетия на Урале работали мастера из различных частей России. Однако чаще всего на Урал приходили вятские и карматцкие красильщики. Большое развитие получили отхожие промыслы после реформы 1861 г., когда уменьшилась занятость рабочего населения на казенных заводах и рабочему люду приходилось искать вольных заработков. Первым делом художники расписывали входные двери и голбец. На них рисовали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Затем печь ? символ жизни в доме. Ее украшали особенно, так как по поверьям «в подполье под печкой жил домовой ? доброе существо, охранитель дома, без которого жизнь в доме считалось невозможной» [3].

Изба делилась на «углы»: прихожая пространство под полатями; середа ? место у печи, где работала женщина; сама изба с «красным углом» – столовая и место приема гостей. Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, желтых, синих, зеленых оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый цвет, для моделировки форм и черный для приписок графических элементов.

Изобразительные мотивы в урало?сибирской росписи были весьма разнообразные:

  • растительно?цветочные орнаменты: тюльпаны, розы и т.д.;
  • изображения птиц и зверей:львы, единороги, птицы?сирены, образы полулюдей?полу животныхв XVII в.
  • жанровые темы: охоты, чаепития, всадники, пароходы, сцены их купеческой жизни, люди в городской одеждеXIX в.
  • геометрические мотивы.

К древнейшим можно отнести мотивы, принадлежащие кисти женщин ? росписи домохозяек, которые состоят из простейших сочетаний геометрического и полу растительного характера, покрывающие стены жилища и сеней, деревянный опечек, иногда верхнюю часть печи, потолок, пол, матицу, перегородки. Основными мотивами женских росписей являются круги с большим количеством вписанных в них малых кругов, сегменты, «косачи», или «косари» (завитки разных форм), волнистые и прямые линии, кресты, уголки, розетки, «сосенки», клетки, состоящие из прямых, волнистых или пересекающихся по диагонали линий, точки, полуокружности и др.

Наружная роспись дома не получила широкого распространения. Основные узоры на ставнях ? круг, розетка и сегменты по углам, букеты и вазоны. На наличниках чаще всего писали две ветки с плодами или цветами, раскинутыми из центра по обе стороны, и птиц («курочки», «петушки»).

Особенно популярным стало изображение человека во второй половине XIX века. Мастера изображали в различных сюжетах не только мечты о лучшей жизни, но и события, связанные с собственными переживаниями. Пышные росписи художников, знакомых с традициями русской крестьянской живописи, интересны творческим подходом в построении росписи на стенах жилища и предметах быта, а также в выборе мотивов и подборе цвета. Это своеобразие было в какой?то степени подсказано окружающим миром. Поэтому в вазонах, букетах, гирляндах часто встречаются маки (белые, желтые, красновато?оранжевые), тюльпановидные подснежники (фиолетово?белые), ромашки (белые, сиреневые), «жарки» (оранжевые), лилии или «масленки» (красные, желтые), саранки (красные и сиренево?розовые), незабудки (лиловые) и алые цветы шиповника. У одних мастеров изображения цветов реальны, у других условны, обобщены, выполнены с произвольной окраской. Характерны для всех мастеров многолепестковые и пятилепестковые цветы?розетки, как и стрельчатые и каплевидные листья, оттененные черными и белыми штрихами. Мотивы роз и виноградной лозы, заимствованы у пришлых мастеров. Очевидно, они не встречаются во флоре Забайкалья и Сибири. Почти во всех селах района помнят художника Абрама Кармина, постоянно жившего сначала в Бурнашево, затем в Куйтуне. Основной его мотив — розы и листья, оттененные большим количеством густых белых в черных оживок, и, как дополнение, птицы со странно вытянутой подклювной частью головы и огромными глазами. Большинство своих росписей, относящихся ко второй половине XIX века, он писал крупным мазком.

Домовая роспись самобытна по своему характеру и сложна по происхождению, как сложна и сама история появления. Художники не оставляют попыток возродить расписные промыслы. Они ищут возможности применения росписи в оформлении новых видов изделий.

Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры, и сегодня задачи возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретают особую актуальность.

______________________________

[1]Национальная библиотека Республики Бурятия г. Улан-Удэ, 2005 год Семейские-староверы Забайкалья.Домовая роспись у семейских Забайкалья [Электронный ресурс]URL: http://www.semeyskie.ru/history_rospis.html
[2] Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. — Свердловск, 1982. — с 11.
[3] Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. — Свердловск, 1987. — с 85
[4] Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. — Л., 1988.

Список использованной литературы:

1. Алексеев С. С. Декоративная живопись.- М, 1949.

2. Алферов Л. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000 г.

3. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири.- М.,1950.- С. 126—134.

4. Белоусова Е. Архитектура крестьянского жилища конца XVIII и первой половины XIX в. в Горьковской области // Архитектурное наследство.- 1955.- №5.- С. 68.

5. Берг Н. Ф. Нечто о древности типа деревянных построек и резьбы в Важском крае//Памятники древней письменности.- СПб., 1882.

6. Билибин И.Я. Остатки искусства в русской деревне // Журнал для всех.- 1904. — № 10.

7. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки восточных славян // Труды института этнографии АН СССР. Т.31:

8. Бломквист Е.Э. Постройки бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы.- Л., 1930.

9. Богусловская И. Я. Резьба по дереву // Русское народное искусство.- Л., 1959.

10. Восточнославянский этнографический сборник. I.- Л., 1956 — C. 400—408.

11. Национальная библиотека Республики Бурятия г. Улан-Удэ, 2005 год Семейские-староверы Забайкалья.Домовая роспись у семейских Забайкалья [Электронный ресурс]URL: http://www.semeyskie.ru/history_rospis.html

12. Словари и энциклопедии на Академике ,Уральская горнозаводская роспись[Электронный ресурс]URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/694060

13. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов. М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2002 г.

Приложение.

Горелкина надежда викторовна

Горелкина надежда викторовна

Горелкина надежда викторовна

Горелкина надежда викторовна

Горелкина надежда викторовна

Горелкина надежда викторовна

Горелкина надежда викторовна

Здесь была Надя Савченко


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: