Характеристика областей развития личности

Область развития Характеристика
Физическая Включает рост и изменения тела человека. Сюда входят как внешние изменения (например динамика роста и веса), так и внутренние (изменения костей и мышц, мозга и органов чувств). К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например ходьба, ползание, навыки письма и др.).
Когнитивная Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи и др.
Психосоциальная Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взимосвяза- ны и охватывают, с одной стороны, изменения «Я-концепции», эмоций и чувств, а с другой стороны, формирование социальных навыков и моделей поведения и др.

Между обозначенными областями развития человека существует сложное взаимодействие, и поэтому этот процесс представляет собой не последовательность отдельных, не согласованных между собой изменений, а носит целостный характер, вследствие чего изменения в одной области влекут за собой перемены в других. Таким образом, мы можем утверждать, что каждая область выступает фактором развития по отношению к другой области.

Итак, физические характеристики проявляют себя в психическом и социальном аспектах развития личности. Но Ваш жизненный опыт позволяет приводить примеры, когда, наоборот, проявление психических и социальных аспектов стимулирует физическое развитие, обусловливает достижение поставленных целей и идеалов. Можно вспомнить В.Дикуля, получившего серьезную травму позвоночника, но сумевшего преодолеть боль и достигшего, казалось бы, невозможного. Вы можете назвать имена спортсменов, которые сумели мобилизовать свои силы и победить, но в то же время можете назвать и имена тех, кто, находясь в прекрасной физической форме, не смогли проявить себя. Достаточно часто можно наблюдать за людьми пожилого возраста, которые находятся в прекрасной физической форме, потому что сумели организовать здоровый образ жизни, тогда как можно встретить лиц, которые по параметрам своего физического здоровья, скорее, напоминают стариков. Личная мотивация, знания, умение мобилизовать свои силы, проявление настойчивости и упорства позволяют человеку достигать физического совершенства и поддерживать себя в хорошей физической форме. Таким образом, психические и социальные сферы личности проявляют себя в физическом развитии как «способность максимально мобилизовать в нужный момент времени физические и духовные силы» (105, с. 17).

Так где же кончается тело и начинается душа, а где кончается душа и начинается тело? В чем проявляется гармония духа и тела? — вопросы, которые дискутируются философами и психологами (см. 25;49;92;95;125). Для педагогов, задача которых — содействовать достижению физического совершенства, эти вопросы также актуальны, ведь тогда становится понятной ошибочность такого подхода в организации воспитательно-образовательного процесса школы, при котором только за счет развития физических качеств, т.е. только физической подготовки, ожидается достижение физического совершенства личности.

Это значит, что важное значение приобретают и интеллектуальная, и психологическая подготовки, которые рассматриваются и как процесс, и как результат интеллектуального (когнитивного) и психосоциального развития школьников. Интеллектуальная и психологическая подготовленность также должны выступать в качестве целевых установок воспитательно-образовательного процесса школы.

В научной литературе ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ подготовленность физически развитой личности предполагает высокий уровень процесса познания школьником особенностей функционирования организма, условий его развития и совершенствования.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ подготовленность физически развитой личностипонимается как сформированность у обучаемых стойкого отношения к неблагоприятным факторам социальных проявлений (недоброжелательности, обманам, жестокости и т.п.), внутренней готовности к преодолению трудностей (голода, жажды, холода, жары и т.п.) и тягот (изнурительных физических напряжений, боли и т.п.),активногостремления к овладению искусством общения с людьми на фоне высокой личной выдержки и соответствующей эмоционально-волевой устойчивости… (105, с. 16-17).

Физическое развитие, понимаемое в широком смысле, выступает основой РАЗНОСТОРОННЕГО развития личности, поскольку предполагает наличие единства духовной, познавательной, эмоциональной, волевой и телесной сфер личности. Физическая, интеллектуальная и психологическая подготовка как составная часть воспитательно-образовательного процесса школы (при условии грамотного подхода) стимулирует развитие многих сторон и качеств личности (см. подробнее 11;19;42;44;54;106;131 и др.). Показано, в частности, что обучение двигательным навыкам способствует развитию умения управлять своим телом и эмоциями. Школьник постигает смысл выполняемых упражнений, важность заданного способа действия, учится контролировать правильность выполняемых движений, таким образом происходит обогащение знаний о движении, его технике (интеллектуальный аспект). При выполнении физических упражнений и в спортивных играх ученик оказывается в ситуациях, когда ему приходится принимать решения (самостоятельность мышления), приходится оценивать создавшуюся ситуацию, выбирать и находить наиболее целесообразные действия, он вынужден придумывать, творить комбинации действий (тактическое мышление).

Общение со сверстниками создает ситуации нравственного развития. Поведение ученика на уроке и на соревнованиях позволяет наблюдать его нравственные привычки и волевые качества: настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, целеустремленность, воля к победе, преодоление себя. В командных состязаниях ученик демонстрирует свое достоинство, уважение к товарищам и соперникам, подчинение групповым интересам и правилам игры, их защиту и соблюдение. Он учится сотрудничеству, согласованности действий и соперничеству, трудолюбию, дисциплинированности, выдержке, ответственности перед товарищами по команде.

Овладение физическими (двигательными) качествами и поддержание хорошей физической формы всегда связано с преодолением трудностей, утомления, отрицательных эмоций, болевых ощущений. Для достижения успеха личности необходимы: настойчивость, упорство, целеустремленность, выносливость, воля к победе, преодоление страха и неуверенности в себе, самообладание (т.е. умение владеть собой и не терять контроля за своими действиями).

Выполнение физических упражнений, участие в соревнованиях создают ситуации для самоутверждения личности, формирования адекватной самооценки, познание своих возможностей и способностей…

А какое влияние физическая, интеллектуальная и психологическая подготовка оказала на Вас? Как Вы оцениваете роль физического развития в целостном процессе развития людей разных возрастных групп? Что Вы еще могли бы добавить к уже названному?

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Вы уже размышляли о взаимосвязи физического, психического и социального аспектов в целостном развитии личности (см. наше пособие Развитие и воспитание личности. Часть 2). Используя полученные знания из области физиологии человека, подумайте, каким образом физический аспект в развитии личности обусловливает когнитивное и психосоциальное развитие? И, наоборот, каким образом показатели когнитивной и психосоциальной активности обусловливают физическое развитие?

Каким образом становится возможным в процессе физической подготовки влиять на интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовную сферы личности? Как Вы считаете, почему физическая подготовка школьников в массовой практике чаще всего не оказывает влияния на разностороннее развитие личности?

Что Вам известно из опыта школ относительно осуществления в воспитательно-образовательном процессе не только физической, но и интеллектуальной и психологической подготовки школьников? Насколько, на Ваш взгляд, возможны все названные виды подготовки в условиях общеобразовательной школы и семьи?

Докажите,что физическое развитие является основой разностороннего развития личности ИЛИ опровергните это положение, которое существует в современной науке.

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

Насколько Вы можете согласиться с суждениями известных мыслителей, высказанных в разное время:

Ж.Ж. РУССО: «Слабое тело ослабляет ум… Необходимо, чтобы тело было достаточно сильно для повиновения душе… Чем слабее тело, тем более оно господствует над душой…».

ЦЕЗАРЬ: «В здоровом теле – здоровый дух!»

Н.А. ДОБРОЛЮБОВ: Для правильного проявления душевной деятельности мы должны иметь правильно развитые, здоровые органы.

Д.И. ПИСАРЕВ: Ученик, в котором школа старается развить умственные способности в ущерб физическому здоровью, оказывается обыкновенно не только болезненным человеком, но еще, кроме того, очень плохим мыслителем.

МОНТЕНЬ: «Воспитывают не дух и не тело, а человека».

Обосновывая свои суждения, приведите примеры, которые Вы наблюдали в жизни.

__________________________________________________________________

Психологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста Алфеева Е В


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: