Характеристика структурных компонентов всш.

Понятие «воспитательная система школы». Типы ВСШ.

Одним из феноменов современной педагогической действительности , возникающих в результате либо интеграции, либо дифференциации образовательных учреждений, являются «воспитательные системы», как декларируемые, так и реально существующие. Воспитательные системы — это образовательные учреждения, созданные на принципах системного подхода, требующего полноты, упорядоченности, взаимосвязанности и взаимозависимости всех структурных компонентов.

Воспитательная система школы (ВСШ) — это развивающийся во времени и пространстве педагогический комплекс, система взаимосвязанных компонентов: цели, ради которых она создаётся; деятельность, обеспечивающая реализацию этих целей; субъекты деятельности, организующие и участвующие в ней; рождающиеся в деятельности и общении отношения, которые интегрируют субъектов в некую общность; среда, освоенная субъектами; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Типы ВСШ дифференцируются по разным критериям. По мировоззренческому критерию мы различаем гуманистические ВСШ либо религиозные (в частности, — православные) ВСШ. По типу отношений между субъектами ВСШ могут быть либо авторитарными, либо гуманными. По критерию «количество субъектов и особенности их взаимоотношений» различают ВСШ массовых школ, сельских малокомплектных школ,ВСШ, организованные по семейному типу или по типу общины). По целям и базовой идее ВСШ могут быть адаптивными, авторскими (например, «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского), ВСШ, организованные на принципах педагогики сотрудничества; ВСШ профильных учебных заведений (с углубленным изучением предметов). Создаются ВСШ в районах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают эмоциональное потрясение и где главная задача школы – возвращение детей к нормальной жизни.

Авторы теории ВСШ считают, что при благоприятных условиях ВСШ может быть создана в микрорайоне, селе, городе или даже в регионе. Но, на наш взгляд, такие проекты утопичны. Исторический и педагогический опыт свидетельствует, что гигантомания не приводит к хорошим результатам.

ВСШ является одним из видов педагогических систем. Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то ВСШ выглядит с одной стороны как система психолого-педагогическая (поскольку влияет на школьников как педагогический фактор: через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы); с другой стороны, ВСШ является системой социально-педагогической, поскольку влияет на школьников через их включённость в окружающую среду, через отношения между детьми, педагогами, родителями, шефами, через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного учебного заведения.

Кроме того, ВСШ включает в себя в качестве подсистем «систему воспитательной работы» (как совокупность взаимосвязаны воспитательных мероприятий, дел, акций) и «дидактическую систему»(как процесс реализации целей в сфере образования).

Краткий историко-педагогический экскурс в проблему ВСШ.

(см.: учебно-методическое пособие Н.С.Даведьяновой, М.В.Назаровой, Приложение 7, с. 63).

Характеристика структурных компонентов ВСШ.

Какие цели и задачи решаются в процессе создания и развития ВСШ:

— формирование в учебном процессе и внеклассной работе целостной

научной картины мира, которую дети дополняют из окружающей среды;

— формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

— приобщение к культурным ценностям (общечеловеческим или религиозным) и формирование адекватного поведения;

— формирование креативности как черты личности;

— формирование личностного Я, его самосознания; помощь ребенку в самореализации.

СубъектыВСШ: дети и взрослые. Важное условие эффективности ВСШ — объединение детей и взрослых в коллектив – ядро ВСШ. При этом школьный коллектив – это дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей, педагогов, родителей (клубы, классы, трудовые бригады, кружки, секции, студии и др.)

Деятельность (не всякая деятельность является системообразующей). Она должна быть творческой, целенаправленной, личностно значимой и результативной. Игра, учение и труд как виды деятельности всегда имеют предметный результат, а общение может его не иметь.

Игра– способность к свободному проявлению и развитию самодеятельности. Традиционные игровые формы – творческие комплексные праздники: День Учителя, День Именинника, День Открытых Дверей, День Взросления, День девочек (мальчиков), «Юморина», День погружения в ….(учебные предметы), Недели любимых литературных героев, Неделя необязательных знаний….

Учение. Главная задача – повысить уровень субъектности школьника и развить его творческий потенциал. Большую роль играет следующее: эмоциональная поддержка учителя, его интерес к внутреннему миру ребенка, роль учителя как образца и фактора постоянной помощи, поддерживающего мотивацию учения; отношения соученичества между детьми; гуманитаризация обучения; творчество (достраивание, завершение учебного материала, раскодирование связей и блоков в процессе поиска и додумывания, т.е. проблемное обучение); эстетизация обучения, преодоление «минусов» классно – урочной системы через внутриклассную групповую работу, диалогичность взаимодействия «учитель-ученик», «ребенок — ребенок»; повышение роли семьи (помощь дома + включение в учебный процесс школы).

Труд- это совокупность физических, интеллектуальных, душевных усилий, в которых личность воспитанника выражает и обогащает себя посредством осознанного создания социально-значимых ценностей (при этом актуализируются внешние и внутренние параметры трудовой деятельности). Труд — носитель человеческой культуры, он вводит ребенка в социально-экономическое окружение школы, в производственную среду. Все виды труда в школе обычно называют общественно-полезным трудом.Он состоит из производительного и обслуживающего труда.

Отношения – гуманные: на основе свободы выбора, добровольности деятельности, взаимного уважения, терпимости, личной ответственности, взаимопомощи, соучастия, сорадования…..

В рамках системы предусматриваются так называемые «зоны свободного развития», побуждающие участников к творческому поиску. Кроме того, педагогу необходимо каждый фрагмент школьной жизни превращать в воспитывающую ситуацию. «Воспитывающая ситуация» — такая совокупность обстоятельств, которая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки. Например, «ситуация авансирования доверием» у А.С.Макаренко, ситуация творчества у В.А.Караковского, ситуация свободы выбора, ситуация новичка, ситуация конфликта, ситуация успеха, ситуация соотнесения (сравнения) и др.

Управление. Его функции:

  • моделирование ВСШ;
  • организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых, ориентирование на культурные, духовно-нравственные ценности;
  • корректировка возникающих отношений;
  • рациональное использование воспитательного потенциала среды,

Важен личностный аспект управления. Поскольку цель ВСШ – личность развивающегося человека, значит надо эффективно управлять процессом взаимодействия системы и личности. Этот аспект управления требует оптимального включения личности в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, создания ситуаций, побуждающих к рефлексии, самопознанию, самореализации. Этапы развития ВСШ сформулированы в соответствии с «законом движения коллектива» (А.С.Макаренко).

Этапы развития ВСШ:

1) этап становления;

2) этап более или менее стабильного развития, отработка содержания деятельности и структуры системы;

3) завершающий: выход на новое качественное состояние, интенсивный процесс педагогизации ученической среды;

4) обновление и перестройка (может приобретать характер кризиса).

Рено Меган 3 полезные функции Renault Megane 3


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: