Хозяйственная деятельность славян

Древность и Средневековье.

Этногенез славян.

I. Теории происхождения славян

1. Миграционная теория – славяне пришлое население на занимаемой ими территории VI-VIII вв., они не были исконными жителями своей земли:

1) Дунайская («Повесть временных лет», С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.). Процесс расселения славян начался с Дуная.

2) Скифо-сарматская (Баварская хроника XIII в., западноевропейские авторы XIV-XVIII вв.). Предки славян племена иранского происхождения («скифы», «сарматы», «роксоланы»), которые продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север.

3) Прибалтийская теория (А.А. Шахматов). Первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Н. Немана в Прибалтике, вторая – Нижняя Висла (2/3 вв.), впоследствии часть славян двинулись на восток и на юг в Причерноморье вместо готов.

4) Среднеевропейская – славяне и их предки пришельцы из Германии (Ютландии и Скандинавии).

2. Автохтонная – предки славян являются местными жителями на своей земле.

По мнению большинства историков, славяне произошли от индоевропейской народности(потомки расселились от Индии до Европы: славянская группа, балтийская группа, романская группа (итальянцы, испанцы, французы, румыны), германская группа, иранская группа (афганцы, иранцы, осетины, таджики) и вне групп – греки, армяне, албанцы).

Этапы этногенеза

? II тыс. до н.э – протославяне (балтославянская ветвь, предки славян) выделились из индоевропейской общности (IV тыс. до н.э., территория Передней Азии)

? V в. до н.э – праславяне (ранние славяне). Славяне начинают формироваться как отдельный этнос. Прародина праславян – территория от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке

? V в. н.э – завершение формирование славянского этноса (славяне)

u К сер. I тыс. н.э. в основном завершается процесс расселения славян на территории Европы.

u В сер. I тыс. н.э. из общего славянского мира начали выделяться отдельные ветви славянства:

? западные славяне (поляки, чехи, словаки)

? южные славяне (болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы и т.д.)

? восточные славяне (русские, белорусы, украинцы). Восточные славяне возникли в результате слияния праславян с различными другими этносами Восточной Европы (остатками иранцев, уграми, тюрками, финскими племенами, балтами и др.).

II. Расселение восточнославянских племен (названия связаны с районом расселения, т.е территориальные связи преобладали над родовыми)

? Поляне – территория среднего Днепра

? Северяне – территория Черниговской, Сумской, Полтавской, Курской и Белгородской областей (северные соседи полян, расселившиеся по рекам Сейм, Сула).

? Ильменские словене– бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи.

? Кривичи – поселения доходили на восток до нынешней Московской области, небольшая группа кривичей жила в районе Пскова (территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии).

? Дреговичи – большая часть Белоруссии (между Припятью и Западной Двиной).

? Белые хорваты жили в современной Восточной Галиции (окрестности города Перемышль на реке Сан).

? Вятичи -верхняя и средняя Ока и Москва-река.

? Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная (территория современных Молдавии и Украины).

? Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря

? Радимичи – междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков

? Бужане или дулебы (с X века – волыняне) – бассейн верхнего течения Западного Буга.

? Полочане –на берегах реки Полоты.

Северяне стали предками и русских, и украинцев, а кривичи и радимичи – единые пращуры русских и белорусов.

Происхождение этнонима «славяне»

? славяне – «слава»

? славяне – «слово», «слыть», «быть понятным».

III.Жизнь, быт и верования восточных славян в дофеодальный период.

Хозяйственная деятельность славян

Основа экономической жизни – земледелие. Земледелие носило экстенсивный характер. Системы земледелия: залежная (лесостепь и степь) и подсечно-огневая (лес).

Набор сельскохозяйственных культур: пшеница (преобладала), рожь (занимала еще небольшое место), просо, гречиха, ячмень. Совсем не было овса.

Занятия: скотоводство (крупный рогатый скот, свиньи, лошади), лесные и речные промыслы, охота (пушнина), бортничество, война (добывали рабов и предметы роскоши). Зарождается торговля. Путь из варяг в греки: из Балтийского моря по Неве в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро и далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепру в Черное море и до Царьграда. Волжский путь: в Булгарию, далее по Каспийскому морю в арабские страны.

2. Быт.

Славянские поселения (позже города) располагались по берегам рек.

  1. Расположение города по берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в то время водные пути зачастую были более удобными, чем сухопутные;
  2. Расположение на берегу (особенно высоком) реки делало город менее уязвимым для врагов в случае штурма
  3. Город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными.
  4. Благодари близости к реке город всегда был обеспечен питьевой водой.

В каждом поселке жило несколько семей (расстояния между ними не превышало 5 км.). Посёлки группировались в своего рода гнёзда из 3-4 посёлков (расстояния между «гнёздами» 30-100 км.).

Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли. Площадь полуземлянки 10-20 м2.

Общественный строй.

Форма организации общества – община.

Родовая община – союз кровнородственных друг другу семей, проживающих на одной территории, совместно производящих и потребляющих продукцию. Во главе общины стоял старший в роду. Его власть была основана на уважении к его опыту (знаниям). Отсутствовало имущественное и социальное неравенство. В VIII-IX вв. начинается трансформация родовой общины в соседскую.

Соседско-территориальная община (вервь – несколько посёлков) – союз экономически самостоятельных семей, проживающих на одной территории (лесные, рыбные и др. угодья принадлежали общине, а хозяйственный инвентарь, приусадебные участки отдельным семьям).

Это была замкнутая многофункциональная система, организующая все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную, базирующаяся на принципах коллективизма, уравнительности и прямой демократии (вече – народное собрание). Каждая община владела определенной территорией. Все владения делились на общественные (земля, луга, водоемы, промысловые угодья) и личные (пахотные земли и покосы подлежали разделу между членами общины в пользование). Кровная месть – институт, регулирующий отношения в обществе.

Прочность общинных институтов (особенно на севере) высока, что сдерживало социальную дифференциацию (даже в X веке не было богатых хозяйств).

Постепенно происходит выделение племенной знати: вождя (в будущем князя) и группы его боевых соратников, советников (дружины). Складываются крупные племенные объединения (союзы).

Во главе общин стояли племенные вожди, которые выполняли военную функцию (предводители походов). Часть добычи они распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как щедрых благотворителей.

Но существовало еще всеобщее вооружение народа (ополчение).

Военная демократия – форма организации власти на стадии перехода от первобытнообщинного строя к государству. Суть военной демократии – усиление власти военных вождей, избираемых демократическим путём (весь народ был вооружен и активно участвовал в политической жизни страны).

4. Верования. Язычество – обожествление сил природы, многобожие.

Боги: Род (бог неба и земли), Рожаницы (божества плодородия). Важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило (бог солнца), Хорс, Даждьбог, Перун (бог грома и молнии, а также бог войны и оружия – был особенно значителен в дружинной среде). Известны также «скотий бог» Волос (Велес), Стрибог. Приносили жертвы, иногда человеческие. Князь – первосвященник. Жрецы – волхвы и кудесники. Языческий культ отправлялся в капищах, где помещался идол. Были распространены фетишизм – объектами поклонения были предметы (деревья, камни), тотемизм – вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных (дикие кабаны-вепри у днепровских славян), оборотничество.

Вывод: В VII-VIII вв. у восточных славян идёт разложение родоплеменного строя, предпосылки образования государства.

Восточные славяне Образование Древнерусского государства


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: