I. элементы щадящего режима в дошкольном учреждении и дома

Сон

Следует увеличить продолжительность дневного сна, укладывая ребенка первым и поднимая последним; при необходимости перевести на режим сна, соответствующий более младшему возрасту; обеспечить спокойную обстановку перед укладыванием, во время сна, учитывая особенности засыпания и характер сна детей.

При организации сна не класть таких детей около окон или наружных стен.

Организация питания

Соблюдать назначенную диету, дополнительно ввести в домашний рацион питания фрукты и овощи, натуральные соки. Исключить нелюбимое блюдо, не заставлять съедать целую порцию, рекомендовать дополнительное питание дома. Во время обеда можно ограничить объем порции первого блюда с тем, чтобы ребенок полностью съел второе блюдо.

3. Организация занятий

Во время обязательных занятий важно обеспечить правильную учебную нагрузку, предупреждая переутомление детей. Третье занятие для старших дошкольников может быть проведено во второй половине дня. В период реконвалесценции детей допускается временное освобождение их от одного из занятий, от обучения новому материалу, с последующим индивидуальным обучением.

Профилактике переутомления этих детей способствует правильное методическое проведение занятий, которое предусматривает широкое использование наглядных материалов, своевременную смену деятельности и ее рациональное чередование с отдыхом, использование разнообразных методических приемов, включение в содержание занятий игровых и двигательных элементов, проведение физкультпауз.

При организации различных видов деятельности на занятиях воспитатель должен оказывать помощь детям, испытывающим затруднения при выполнении различных заданий, облегчая их.

Для предупреждения утомления и охраны нервной системы необходимо обеспечить в детском учреждении благоприятный эмоционально-психологический климат, одним из важнейших условий которого должна быть доброжелательная форма общения взрослых с детьми и детей между собой, исключающая появление конфликтных ситуаций. Особое значение имеет частый контакт со взрослыми, возможность уединения с любимой игрушкой, книжкой и др.

Физическое воспитание

Осуществляется в соответствии с Программой воспитания в детском саду, с соблюдением индивидуального подхода при дозировании физических нагрузок.

Гимнастика и массаж на первом году жизни назначаются по индивидуальным комплексам (с учетом развития двигательных навыков, состояния здоровья и функциональных возможностей ребенка).

Необходимо широко использовать дыхательные упражнения, учить правильному носовому дыханию, обязательно включать упражнения корригирующего характера для формирования правильной осанки, упражнения для профилактики плоскостопия.

Рекомендовать родителям комплексы корригирующих и дыхательных упражнений для проведения их дома. Обеспечить постепенность перехода от обычной одежды детей (облегченной во время занятия) к занятиям в спортивной форме.

В теплое время года обязательно проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия на свежем воздухе и при улучшении состояния здоровья детей использовать круглогодичные занятия на открытом воздухе. При возможности использовать плавание как одно из важных оздоровительных мероприятий.

На прогулке не допускать снижения двигательной активности детей, но и следить за детьми слишком подвижными, ограничивая их моторное возбуждение. Во все сезоны года обеспечить на прогулке соответствие двигательной деятельности детей их одежде, предупреждая перегревание и потливость.

Закаливание

Необходимо постоянно обеспечивать рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Следует проводить сквозное проветривание кратковременно 5-7 минут в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4-5 град. C, т.е. опускаться до +14 — +16 град. C.

Проветривание проводят:

1) утром перед приходом детей;

2) перед занятиями;

3) перед возвращением детей с прогулки;

4) во время дневного сна;

5) после полдника.

Важно, чтобы эти помещения не охлаждались более чем на 4-5 градусов. При отклонении температуры воздуха помещений от комфортной следует изменить слойность одежды ребенка, уменьшив или увеличив ее.

Обеспечить достаточное пребывание детей на воздухе, дневной сон на открытом воздухе, на верандах при температуре от -15 до +30 град. C. В зимнее, осенне-весеннее время года при одевании детей на прогулку и в помещении следует учитывать их индивидуальные особенности, в частности утеплять одежду зябких детей.

В период реконвалесценции зона теплого комфорта для часто болеющих детей сдвигается в сторону более высоких температур воздуха: до 3 лет +22 — +24 град. C, от 3 до 7 лет +21 — +23 град. C. Специальные закаливающие процедуры проводятся контрастным методом по системе теплая вода — холодная вода — теплая вода.

Хорошим средством закаливания является систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот нужно с 2-3 лет при умывании. С 4-5 лет следует приучать полоскать горло утром после сна и вечером перед сном водой комнатной температуры.

К числу щадящих методов закаливания относится кратковременное облегчение одежды для детей 3-7 лет — закатывание рукавов выше локтей или смена колготок на гольфы, а гольф — на носки в течение 15-25 минут при температуре воздуха в помещении +21 — +22 град. C.

II. Лечебно-оздоровительные мероприятия назначаются в зависимости от состояния здоровья ребенка, входящего в группу риска в течение всего года, двумя противорецидивными курсамиосенью (октябрь — ноябрь) и весной (март — апрель) по 10-15 дней, в период реконвалесценции после очередного острого заболевания, в предэпидемический и эпидемический период по ОРЗ и гриппу.

К ним относятся:

1. Общеукрепляющие препараты: витамины A, C, препараты шиповника, элеутерококка.

2. Симптоматические средства по показаниям: отхаркивающие препараты, щелочные ингаляции, масляно-щелочные ингаляции, средства, улучшающие аппетит (горечи, ферменты), седативные препараты (корень валерианы, пустырник, бромистый натрий, фенобарбитал и др.), антигистаминные препараты (супрастин, тавегил, фенкарол, пипольфен, препараты кальция).

3. Дополнительное питание — добавление к возрастному рациону питания фруктов, овощей, соков, а также растительного масла и фитонцидов (лука, чеснока) во вторые блюда или к бутербродам.

4. Комплекс дыхательной гимнастики, направленный на восстановление носового дыхания (Приложение 2) — ежеквартально курсами по 4 недели. Отдельные элементы дыхательной гимнастики включать во все формы занятий физическими упражнениями круглогодично.

5. Физиотерапия (лечебные коктейли из трав — Приложение 4) 2-3 курса в течение года.

6. Физиотерапевтические процедуры, общий массаж и гимнастика (УФО, общие ванны с травой череды, ромашки, дубовой корой, морской солью, хвоей) двумя курсами в год и по показаниям.

7. Санация носоглотки и кариозных зубов два раза в год и по показаниям.

8. Мероприятия для профилактики ОРЗ: продигиозан и интерферон методом интраназального распыления (Приложение 4), оксолиновая мазь в предэпидемический и эпидемический периоды по гриппу и ОРЗ.

По окончании года наблюдения и оздоровления часто болеющих детей следует оценить эффективность этой работы.

Показателями эффективности оздоровления детей этой группы риска являются:

— снижение кратности острых заболеваний до 3 и менее раз в течение года;

— положительная и соответствующая возрасту динамика ростовесовых показателей;

— стойкая нормализация показателей функционального состояния организма (гемоглобин, пульс, параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);

— отсутствие субфебрилитета после очередного острого заболевания;

— отсутствие осложненного течения острых заболеваний;

— уменьшение длительности течения острого заболевания;

— уменьшение числа дней, пропущенных по болезни одним ребенком за год.

Для всех детей группы риска рассчитывается показатель эффективности оздоровления (ПЭО).

С учета по выздоровлении снимаются дети, которые в течение длительного времени (12 месяцев) имеют вышеназванные показатели эффективности.

Эффективным считается оздоровление при ПЭО не менее 25%.

Хронические неинфекционные заболевания:

Занятие в детском саду


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: