I этап. письменная творческая работа

Положение об Олимпиаде

По музыкальной литературе,

Проводимой 24 – 25 марта 2015 года

Требования, предъявляемые к участникам Олимпиады, рассчитаны на выпускников ДМШ и охватывают материал по предмету за 7/8 классы.

Содержанием Олимпиады являются произведения различных жанров малой формы, принадлежащие к различным художественным направлениям, к разным эпохам. В список произведений, вынесенных на Олимпиаду, могут быть включены произведения композиторов, не входящих в Программу ДМШ, но позволяющие выявить широту художественно-культурного кругозора учащихся, их расширенное представление о зарубежной и отечественной классике, а также о музыкальных явлениях современной музыкальной жизни.

Олимпиада по музыкальной литературе проводится в два этапа:

I этап. Письменная творческая работа

включает две формы заданий:

а) «сочинение» на тему, предложенную организаторами Олимпиады. В этом году, в связи с юбилейной датой П.И.Чайковского, темы будут касаться его симфонической, вокальной музыки и оперного творчества.

Участники Олимпиады должны проанализировать произведение с точки зрения музыкально-выразительных средств, формы, характерных черт стиля композитора. Цель анализа – раскрытие художественного образа выбранного произведения.

Участники Олимпиады должны иметь представление о музыкальной эпохе, о месте в ней композитора, особенностях его творческой индивидуальности, а также продемонстрировать навыки целостного анализа (разбор музыкального произведения с точки зрения его художественной ценности, взаимосвязи содержания, формы, средств музыкальной выразительности и т. д.).

Особую ценность в работах представляет творческий, самостоятельный подход к разбираемому произведению в сочетании с убедительностью изложения своей точки зрения о музыке.

Во время письменной работы участники обеспечиваются нотами, а также возможностью дополнительного прослушивания произведения.

Время, отведенное на письменную работу — один астрономический час, начиная с первого прослушивания музыки. Оценка работ проводится по 10-бальной системе. (Наличие грамматических ошибок обращает на себя внимание, но не влияет на оценку работы).

б) выполнение тестовых заданий.

Примеры тестовых заданий:

Кто из композиторов не писал прелюдии? Рахманинов Шопен Шуберт
У кого из композиторов есть оперы на пушкинские тексты? Шостакович Римский-Корсаков Прокофьев
Кто из композиторов писал музыку к произведениям Пушкина? Прокофьев Шостакович Мясковский
Кто из композиторов не принадлежит к Венским классикам? Бетховен Шуман Гайдн
Кто из композиторов служил церковным музыкантом? Шопен Бах Гайдн

Оценка самостоятельной работы и тестовых заданий производится по 10-балльной системе (каждый вид работы).

Ко второму этапу Олимпиады допускаются все участники первого, независимо от количества набранных баллов.

II этап. Собеседование (викторина)

проводится в свободной диалогической форме одновременно с группой участников (3-5 человек) или «командно» (в случае большого количества участников). Исходной точкой собеседования будет творчество П.И.Чайковского.

Организаторы Олимпиады отдают себе отчет в том, что письменная работа не может служить объективным показателем способностей и возможностей учеников ДМШ в изложении своих впечатлений и знаний. Поэтому собеседование (викторина) призвано выявить умение ученика ориентироваться в разных музыкальных стилях, в конкретных произведениях, в идеале – умение анализировать быстро, «с ходу» средства музыкального языка, дает возможность «раскрыться» в непосредственном общении.

Примерные типы вопросов:

1. Какие разновидности оперных жанров Вам известны? Предпочтение какому типу опер отдавал П.И.Чайковский?

2. Особенности симфонического творчества композитора. Жанры, темы произведений.

3. Помимо композиторской деятельности, чем еще известен П.И.Чайковский? (имеется в виду его педагогическая деятельность).

4. Играются фрагменты фортепианных произведений разных стилей (разных композиторов). Участников просят определить, в какое время (примерно)
написаны произведения, чем отличаются друг от друга?

5. Играется (на фортепиано) фрагмент какой-либо вокальной музыки.

Вопросы: «Что за музыка (вокальная или инструментальная)?»,
«Кто поет? Какие слова? В каком произведении? В как действии?
Что происходит в это время на сцене?» и т.п.

Вопросы собеседования (викторины) могут касаться также литературы, живописи, отечественной истории в соотнесении с музыкой. Участники Олимпиады должны иметь представление о тех литературных или драматических произведениях, на сюжет которых написаны музыкальные произведения, входящие в Программу по музыкальной литературе ДМШ.

Кроме того, второй этап Олимпиады включает проверку знания на слух музыки разных авторов: прозвучат отрывки из произведений школьной программы (в пределах десяти) в записи или в фортепианном звучании. Задача участников – указать, кто автор, что за произведение, откуда этот отрывок?

Результаты второго этапа оцениваются по 10-бальной системе. Из суммы баллов I и II этапов складывается оценка каждого участника Олимпиады.

Зав. кафедрой музыковедения и композиции Соколова Л.П.

Доцент кафедры музыковедения и композиции Витте М.Л.

Фоновая инструментальная музыка для работы и поднятия настроения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: