И немного о творчестве в предмете

Когда чего-нибудь не знаешь,

начинай это преподавать

С. Эйзенштейн

Моя практика работы с учащимися по теме «Системы счисления» была различной. Обычно, опираясь на Федеральный базисный учебный план, наши учащиеся приступали к изучению информатики с 8 класса и приближались к теме только в 9 классе. Был опыт, когда я получила одиннадцатый класс, только что сформированный из детей, впервые в одиннадцатом классе начавших изучать информатику и в этом возрасте столкнувшихся с двоичными числами. Сейчас, всё чаще, работая по предмету с пятого класса, мы изучаем тему «Системы счисления» уже в шестом классе.

Результатом наблюдения, как тема проходит через учащихся, насколько легко бывает детям освоить её, стал вывод о том, что чем старше учащиеся, тем больше сложностей возникало у них при изучении темы. Связь получилась обратной, чем младше класс, в котором мы изучали тему, тем выше был результат. Детям шестого класса тема давалось проще, чем девятиклассникам. Цифровая основа представления информации в компьютере младшими школьниками принималась органичнее, была уместна в понимании. Получалось, чем раньше мы приступали к изучению предмета информатики, тем проще ученик усваивал материал.

Однако, работая по учебнику Л.Л.Босовой, в шестом классе мы знакомили учащихся только с двоичной системой счисления, а представлялось таким естественным, вместе с двоичными числами познакомиться и с другими системами счисления.

Сделав такие наблюдения, мы с группой учащихся пятых классов в этом году приступили к изучению темы. Я не могу сказать, что пятиклассники, с которыми мы начали работать, не были заинтересованы в работе. Группа сложилась из тех детей возраста 5-го класса, кто проявил интерес и занимался со старанием, изучая вопросы программы более старшей возрастной группы.

Идея состояла в том, чтобы научить пятиклассников решать задачи по определенной теме по программе старшего цикла и даже за весь школьный курс, в том числе и сразу пробовать на зуб задачи Единого государственного экзамена.

Мы изучили со школьниками возраста пятого класса двоичные, восьмеричные, шестнадцатеричные и любые другие системы счисления. Мы строили таблицы соответствия между системами счисления и могли легко выучить наизусть основные таблицы. Мы переводили числа из одной системы счисления в другую, работали со структурой числа, арифметикой и при этом не испытывали никаких затруднений.

Легко было ученикам, и мне, как учителю тоже работалось легко. Пятиклассники воспринимали объяснения учителя сразу, переспрашивали, если не понимали, объясняли ход своей мысли, я следила за тем, как дети понимают материал.

Никто не планировал «натаскивать» пятиклассников на ЕГЭ, идея заключалась в том, чтобы показать, что большинство задач ЕГЭ по информатике несложно, их в состоянии понять и полюбить решать (что и произошло) даже пятиклассники! Кроме того, хотелось увидеть в самом процессе подготовки к ЕГЭ элемент творчества.

Решая задачи, пятиклассники рисовали, т.е. творчески представляли задачу. Задача считалась оформленной правильно, если она была не записана в тетрадку (тетрадью ребёнок пользовался по своему усмотрению), а выполнена в виде компьютерных рисунков (графический редактор может быть какой нравится). Далее следовало записать в стандартной звукозаписи последовательное объяснение решения задачи, и затем по своим рисункам и звуку выполнить монтаж в видеоредакторе.

Получалось видео «Как решить задачу» сделанное лично учеником.

Строго говоря, можно отметить, что пятиклассники изучали графический редактор, видеоредактор, работали со звукозаписью, а попутно занимались изучением темы «Системы счисления», не торопясь, решали задачи по мере их усложнения, в том числе и уровня ЕГЭ.

Наивысшей оценкой для ребёнка будет в таком случае то, что его одноклассники и другие школьники, ещё незнакомые с какой-то задачей, просмотрев видео, поняли его объяснение и смогли бы решить подобную задачу. Таким образом, совместно с целью «Я понял эту задачу» достигалась цель «Я могу объяснить решение этой задачи другим, и меня поймут»

В группе сложилась творческая атмосфера, что очень понравилось. В процессе можно было часто слышать: «Моя задача!» сказанное с гордостью, а также «Дайте мне задачу посложнее!»

Главный вывод из проведённой работы: тема «Системы счисления» часто преподаётся не в тот возрастной период, кода она даётся ребёнку легко и без усилий. В восьмом-девятом классах учащиеся на математике изучают уже другие темы. Вклиниться с «Системами счисления» на уроке информатики в этом возрасте в его голову значительно сложнее. Из простой и понятной, даже занимательной, тема вдруг становится сложной, ненужной, побочной, неинтересной.

В продолжение этой мысли хочется сказать, что информатика продолжает омолаживаться, и чем раньше наши дети будут приступать к её изучению, тем правильнее. Приступая к изучению информатики в 8 классе мы уже не учим детей, в этом возрасте детей уже пора переучивать. Ученик уже семь полных лет занимался изучением других наук и ему неестественно рассматривать теперь свои знания с позиций информатики. Начав изучать информатику с 8 класса, современный школьник вряд ли станет смотреть на компьютер с позиций программирования, скорее мы заранее закладываем в него только пользователя.

В данном эксперименте были опробованы темы «Системы счисления» и «Логические задачи». Из-за ограниченности ресурсов на сегодняшний день не были задействованы другие темы информатики, их следует добавить. Чтобы полностью изучить все стороны предложения, необходимо выдержать данный эксперимент во времени, провести несколько лет подряд, а также дождаться, пока сегодняшние пятиклассники подрастут и сдадут первые экзамены.

Если Видите на Своей Машине Одежду — не Трогайте ее, а Сразу Уезжайте!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: