I. организационный момент.

Приветствие.

II. Сообщение темы.

Вводная часть урока. Определение темы и цель урока. Вступительное слово учителя. Сообщения учащихся.

III. Основная часть. Беседа о Хлестакове.

У.:Что же собой представляет Ревизор, которого испугались чиновники?

И почему они его испугались?

Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга?

Давайте подумаем и порассуждаем над самой фамилией, которую дает Гоголь своему герою. Ваши ассоциации со словом «Хлестаков»?

Что мы узнаем от Осипа о своем хозяине?

Что мы узнаем о внутреннем состоянии Хлестакова?

Как в этой сцене показано преображение героя, переход его от унижения, страха к высокомерию, надменности?

Какие черты характера вы заметили в Хлестакове?

Какова цель его жизни? Есть ли у него идеалы?

У.: Что такое «хлестаковщина»? Можно ли определить «хлестаковщину» как явление времени?

У.: Какое впечатление на вас произвела картина К.П. Брюллова?

Обратите внимание, как расположены герои в немой сцене?

IV. Итоги.

Выставление оценок за урок.

V. Д/з.

Написать эссе на тему «Хлестаковщина XXI века».

Вариант 3

1. Какой путь анализа текста художественного произведения чаще используется на уроках литературы СКОШ V вида:

а) «вслед за автором»;

б) «прообразный»;

в) смешанный.

2 Создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка его последующего анализа — это:

а) план занятия;

б) основная цель вступительных занятий;

в) содержание вступительных занятий

3. К какому компоненту литературного образования относится следующее задание: «Прочитать тексты других жанров, написанных Л.Н. Толстым (басни, были, рассказы). Рассказать, что их объединяет»:

а) анализ текста;

б) знакомство с литературоведческой теорией;

в) литературно-творческая деятельность

4. Работа над формированием читательской самостоятельности в СКОШ V вида:

проводится на уроках:

а) классного и внеклассного чтения;

б) внеклассного чтения;

в) русского языка.

5. Видами уроков внеклассного чтения не являются:

а) концерт, семинар, викторина;

б) беседа, экскурсия, консультация;

в) работа с библиотечным каталогом, работа над рецензией

6. Условие и основа эффективности всех учебных занятий по литературе:

а) рациональное планирование и организация учебного процесса учителем, организация домашнего и классного чтения учащихся;

б) механизм оценки деятельности учащихся на уроке и использование опережающих заданий;

в) использование межпредметных связей, использование ТСО и наглядности.

7. Видами внеклассной работы по литературе являются:

а) литературный кружок;

б) посещение театра;

в) литературная школьная конференция.

8. Программы по литературе V-IX классов построены:

а) по концентрическому принципу и на хронологической основе;

б) по линейному принципу и на хронологической основе;

в) на историко-литературной основе.

9. Современные программы по литературе построены на основе учения о периодах развития школьника, которые разработаны в трудах:

а) М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, К.Д.Ушинского;

б) М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова;

В) Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина.

10. Задачи учителя на заключительном занятии состоит в следующем:

а) создать ощущение глубины и неисчерпаемости художественного произведения, сформировать установку на дальнейшее общение с текстом после завершения изучения;

б) активизировать творческую деятельность учеников, побуждающую их подняться от собственных впечатлений до постижения авторской идеи;

в) вызвать интерес к произведению, сформировать установку на его чтение.

11. Формой проведения литературоведческого урока не является:

а) лекция учителя;

б) социально-бытовой комментарий;

в) проведение конкурса на лучшего рассказчика.

12. Задачи заключительного этапа работы над художественным произведением:

а) подготовить учащихся к восприятию произведения и вызвать интерес, создать наиболее благоприятную эмоциональную атмосферу для стимулирования чтения;

б) подвести учащихся к пониманию условности художественного мира, отображенного в произведении, показать взаимосвязь смежных видов искусств, актуализировать жизненный и творческий опыт учащихся;

в) раскрыть смысл произведения, подвести учащихся к выводам и заключениям;

13. Род литературы, основу которого составляет повествование, в котором воспроизводится внешняя по отношению к автору действительность в объективном ходе событий, а личность автора чаще всего скрыта от читателей – это определение:

а) драматического произведения;

б) эпического произведения;

в) лирического произведения.

14. Изображение характера в отдельных проявлениях, в конкретном переживании, отсутствие сюжета, характерным является художественная организация и целостная выразительная система языка – это определение:

а) эпического произведения;

б) драматического произведения;

в) лирического произведения.

15. Какой вид чтения не рекомендуется использовать в школе 5 вида:

а) чтение «цепочкой»;

б) чтение «по ролям»;

в) выборочное чтение.

16. Изображение характера в отдельных проявлениях, в конкретном переживании, отсутствие сюжета, характерным является художественная организация и целостная выразительная система языка – это определение:

а) эпического произведения;

б) драматического произведения;

в) лирического произведения.

17. Малой формой эпического произведения является:

а) рассказ;

б) повесть;

в) роман.

Компетентностная задача

18. Ознакомьтесь с конспектом урока литературы и составьте подробный анализ конспекта занятия.

Тема:Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг».

Цель:Познакомить учащихся с рассказом «Бежин луг», дать представление о том, что такое «былички», в чём их отличие от сказок.

Предварительная работа: Самостоятельное чтение рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника». Работа над поиском определения былички. Сравнение быличек и сказок.

Коррекционно-образовательные задачи:

— учить грамотно отвечать на вопросы;

— формировать умение поиска характеристик персонажей произведения;

— расширить активный словарь понятиями «быличка»;

— учить сравнивать «быличку» со сказкой;

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитать навыки самоконтроля и самостоятельной работы над текстом и поиском понятий;

— воспитать в учениках чувство заботы об окружающих, смелость и реалистичность взглядов, подобно герою «Бежина луга» Павлуше;

— воспитывать вежливое отношение друг к другу в ходе участия в диалоге.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать диалогическую и монологическую речь;

-развивать и обогащать активный и пассивный словарь учащихся.

Оборудование:учебник, словарь.

Методы:наглядные и словесные.

Приемы:беседа, словарная работа.

организационный момент урока


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: