I. работа с общим мышечным тонусом

Актуальность

В настоящее время психологами и логопедами общеобразовательных школ, дошкольных учреждений и консультативных психолого-педагогических центров отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста, неготовность детей старшего дошкольного возраста к началу школьного обучения. Причём, как правило, общая оценка интеллектуального развития может и не выходить за пределы средненормативных показателей. В то же время эти дети при более детальном изучении обнаруживают специфику как речевого, так и когнитивного развития, а также несформированность предпосылок овладения программным материалом, в частности, произвольной регуляции деятельности.

Таким образом, в настоящее время основной проблемой у детей дошкольного и младшего школьного возраста является недостаточная сформированность отдельных психических функций, изменяющая ход нормального развития. По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребёнка, страдает раннее моторное развитие ребёнка, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля регуляции деятельности. В связи с этим все больше расходятся во времени и пространстве развития возрастные показатели уровня актуального развития и имеющиеся в настоящее время социально-психологические требования к ребёнку. Таким образом, в дошкольном возрасте не формируются необходимые психологические предпосылки к школьному обучению. В младшем школьном возрасте это приводит к трудностям в освоении ребёнком базового школьного компонента (чтение, письмо, математические операции), гиперактивному поведению, нарушениям умственной работоспособности, мотивационно-личностной дезадаптации в целом.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с отклоняющимся развитием в системе массового, коррекционно-развивающего и специального обучения, а также в дошкольных учреждениях образования должна включать специальные психологические технологии и методы, базирующиеся на таких направлениях современной психологии, как клиническая, детская психология, нейропсихология детского возраста и телесно-ориентированная терапия. Подобный комплексный подход является интегративным, а коррекционная программа, базирующаяся на данном подходе – как интегративная психологическая коррекция.

Цель: формирование произвольной регуляции деятельности у детей дошкольного возраста.

Практические задачи интегративной психологической коррекции:

§ формирование произвольных компонентов деятельности ребёнка;

§ формирование схемы собственного тела и соматогнозиса;

§ формирование пространственных представлений;

§ развитие вербального анализа и вербально-логического мышления;

§ работа над расширением словарного запаса и общей осведомлённости ребёнка;

§ развитие навыков самостоятельной творческой работы;

§ формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного общения.

Показано:

§ для детей с несформированной регулятивной сферой;

§ для детей с несформированной сферой пространственных представлений;

§ для детей с пограничными нарушениями.

Противопоказано:

§ детям, с эписиндромом (с выраженной повышенной судорожной готовностью);

§ детям, с гидроцефалией (повышенным внутричерепным давлением);

§ детям, состоящим на учёте у невропатолога (с 3 группой здоровья), необходимо принести справку, что занятия психолога разрешены;

§ детям, со смещением шейного позвонка есть ограничения при выполнении упражнений: выполняют 2-3 упражнения в положении «лёжа»;

§ детям, с искажёнными вариантами развития: аутизмом, т.к. у них очень снижен порог чувствительности, любое прикосновение может вызвать боль;

§ детям, с искажением когнитивного толка (возбудимые дети)

§ дети с шизофренией;

§ детям, с ДЦП, т.к. не будет произвольности движений.

Описание программы:

1. Программа строится с учётом основных принципов коррекционной работы и состоит из пяти основных усложняющихся этапов, общей целью которых является формирование произвольной регуляции деятельности ребёнка.

2. Каждый этап должен представлять серию усложняющихся заданий, направленных на развитие произвольной регуляции деятельности.

3. В соответствии с основными принципами коррекционной работы все задания, преимущественно игровые, должны быть построены по принципу образности, строго соотноситься с возрастом, учитывать общий уровень развития ребёнка (в первую очередь мотивационные аспекты). Мотивация: «школа добрых волшебников», дневничок успеха, коробка с призами, занятие – «путешествие».

4. Каждый из этапов должен иметь серию контрольных заданий и, что наиболее важно, не должен быть ограничен какими-либо жёсткими сроками, а наоборот, предполагать, в случае затруднений, возврат к предыдущим этапам работы.

5. Авторы программы не включают упражнения на растяжку. А.В. Семенович предлагает данные упражнения использовать в начале занятия. Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению мышечных зажимов, оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.

6. На первых 3-5 занятиях у детей формируется стереотип реагирования на определённый сигнал (например, 1 хлопок – напряжение, 2-а хлопка – расслабление), на последующих занятиях происходит ломка стереотипов, т.е. меняются сигналы. Сигналами, на которые ребёнок должен отреагировать могут быть: счёт 1-2, звук колокольчика, цветовые сигналы: красный цвет – стоять, жёлтый – идти, синий – прыгать. Возможность выбора условных сигналов предоставляется специалисту.

Структура программы.

ЭТАП 1.

1. Заключается в работе над собственным телом. Основная задача состоит в получении на уровне ощущений тела разницы между напряжением и расслаблением.

Упражнения на этом этапе выполняются в основном в позиции на спине, боку или животе.

Длительность тонуса не должна превышать возраст ребёнка, выраженный в секундах (5 лет – 5 секунд).

При затруднениях в расслаблении или напряжении используются сенсибилизирующие способы – «размятия» или упражнение «брёвнышко» — в 2-х видах:

— «раскатка» медленная (сухое брёвнышко) – в ситуации, когда тело полностью напряжено, и получение ощущений границ напряженного тела, его контакта с поверхностью пола (какого-либо напольного покрытия);

— «раскатка» такая же медленная, но в ситуации полностью расслабленного тела (гнилое брёвнышко).

Упражнения производятся не более 2-3 переворотов ребёнка.

Упражнения на тонус и расслабление должны быть достаточно образными, то есть соответствовать чувственному и сенсорному опыту ребёнка.

Упражнения на полное расслабление: «Бережок», «Лужица», «Тряпичная кукла», «Манная каша»…

Упражнения на тонус: «Ветер», «Лужица замерзла», «Буратино», «Камушек».

Упражнения на переход от расслабления к тонусу (и обратно): «Лужица замёрзла и …растаяла», «Мороженое тает», «Каша густеет», «Капелька становится снежинкой».

2. После отработки напряжения и расслабления всего тела, последовательно проводится работа с отдельными мышечными комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела в чёткой последовательности:

1) начиная от лица к плечам;

2) от плеча к рукам;

3) от рук к туловищу и ногам;

4) затем к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья);

5) к группам мышц кистей рук и стоп.

3. Игровые задания, ориентированные на выполнение изолированных движений конечностями частями тела в определённой последовательности: рука (правая, левая) и так далее, заканчивая мышцами голени и стопы.

ЭТАП 2.

Заключается в работе над последовательной серией произвольных движений.

Данный этап проводится как лёжа на спине, так и в положении сидя и стоя.

1. Выполнение серий произвольных движений по образцу (показу) и одновременно по развёрнутой речевой инструкции. Пошаговый контроль обеспечивает специалист.

2. Контроль правильности выполнения тех или иных движений распределен между специалистом и ребёнком.

3. Выполнение задания только по речевой инструкции. При этом задание должно иметь чёткое название.

4. Заключительным разделом этапа можно считать правильное выполнение заданий ребёнком только по названию заданий, с собственным контролем.

ЭТАП 3.

Базируется на ранее освоенных умениях и дополняется выполнением вначале элементов реципрокных движений, а позднее собственно реципрокных движений.

Работа проводится в соответствии с законами развития движений: в начале элементарных в проксимальных частях конечностей, с постепенным усложнением и включением все более дистальных частей конечностей (проксимо-дистальный закон), в направлении от головы к ногам (цефало-каудальный закон) с постепенным подключением в сложных последовательных движениях всего тела.

Работа на данном этапе включает в себя выполнение заданий и в позе на четвереньках (различные варианты ползания).

ЭТАП 4.

Формирование произвольной регуляции собственно психических функций ребёнка.

Сочетание двигательных заданий и произвольного владения речью.

Здесь уместно использование различных вариантов вербальных игр, наряду с двигательными, когда ребёнку приходится ждать своей очереди, ограничивая тем самым (организуя произвольность) не только моторную, но и речевую, эмоциональную активность.

ЭТАП 5.

Формирование эмоциональной регуляции деятельности самим ребёнком.

Представляет систему постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков.

В целях реализации этого этапа можно использовать задания и упражнения, предложенные М.И. Чистяковой.

Завершающей частью программы является постепенный переход к когнитивным играм с удержанием правил и возможностью контроля не только за собственной частью игры, но и за выполнением правил партнёрами.

Формирование наиболее сложного, верхнего уровня – произвольной регуляции межличностных отношений – начинается тогда, когда дети выполняют задание в паре и участвуют в групповых играх по правилам.

Продолжительность занятия: 20-25 минут, каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

Частота встреч: 1-2 раза в неделю.

Контингент: дети 5-7 лет.

Структура занятий:

§ Ритуал приветствия, так же могут быть включены упражнения на растяжку;

§ Повторение материала предыдущего занятия;

§ Овладение новым материалом, отработка движений и двигательных программ;

§ Система упражнений Назаровой (на выбор специалиста);

§ Игровой этап: игры с кубиками, с мячами, игры умеренной подвижности и т.д.

§ Заключительный этап: коробка с призами, заполнение дневничков успешности и т.д.

Мотивационный фон: «Школа добрых волшебников» (превращаем все во все), заполнение «дневника успешности», коробка с призами.

Работа с тонусом

I. Работа с общим мышечным тонусом

Основная задача этапа – помочь детям почувствовать свое тело, разницу между тем, когда оно расслаблено и напряжено.

Занятие №1

  1. Упражнения на общее напряжение и расслабление:

§ Этюд «Я сплю» (1 хлопок – полное расслабление, каждый лежит, как хочет; 2 хлопка — проснуться).

Примечание: взрослый может сделать упражнение сам и предложить детям потрогать его («все ли у меня расслабилось? прощупайте живот, щеки, руки, плечи…»). Это готовит детей к тому, что их тоже потом будут трогать.

§ Этюд «Бережок»: 1 хлопок – лежать, греться на солнышке

Примечание: даем детям образ – «речка, травка, тепло-тепло, так хорошо, как будто засыпаем». Предлагаем детям проверить «посмотри, а правильно ли я сделала?»

Проверяем детей. Пробы:

— очень мягко покачать голову ребенка

— очень мягко покачать руку, приподнять и бросить

— покачать ногу, согнуть, помять пальчик.

Так надо прощупать каждого ребенка. «Хорошо согрелись? Это место еще не согрелось…». Если ребенок действительно расслабился, то потом он начинает потягиваться, почесываться.

§ Этюд «Бережок»: 2 хлопка – съежиться под холодным ветром.

Примечание: даем контрастный образ «лежим, и вдруг подул холодный-холодный ветер. После хлопка вы сильно-сильно замерзнете, от кончиков носа до носочков». После проверки выполнения погладить ребенка «расслабься, ты согрелся, растаял…». Сколько лет ребенку, столько секунд он держит напряжение.

После упражнения спросить «Что было приятнее?»

Далее придумываем полярные образы: например, сгущенка – вареная сгущенка, тряпичная кукла – Буратино, сухая макаронина – вареная макаронина, пакет с молоком – коробка с молоком и т.п. Подключаем детей к организации «Кто будет хлопать? Хлопать будет тот, кто тише всех скажет…А говорить будете после моего хлопка».

§ Этюд «Мороженое» (двухэтапный: 1 – мороженое твердое, 2 – растаяло)

§ Этюд «Лужа» (двухэтапный: 1 – лужа замерзла, 2 – лужа растаяла)

§ Дети в парах, тройках сами придумывают образ, запоминают новое название.

Примечание: если ребенку трудно расслабиться, используется прием контрастного напряжения: кратковременное сильное напряжение на 1-2 секунды, как правило на боку.

  1. Упражнение «Бревнышко» (катать ребенка по полу).

§ «Сухое бревнышко»: «раскатка» медленная – в ситуации, когда тело полностью напряжено, и получение ощущений границ напряженного тела, его контакта с поверхностью пола.

§ «Гнилое бревнышко»: «раскатка» такая же медленная, но в ситуации полностью расслабленного тела.

Примечание: Сначала взрослый изображает бревнышко, его катят дети. Потом дети сами становятся «бревнышками». Два ребенка катят одного ребенка под ритм, который задает взрослый. Перекатывание тела – это групповое взаимодействие, помогает сплочению. Дети непроизвольно начинают подстраиваться друг под друга, чтобы перекатывать в одной силе, темпе.

Фиксируем внимание детей на ощущениях от перекатывания напряженного тела, расслабленного тела.

  1. Игры с кубиками*:

§ Нести кубик на вытянутой руке на ладошке

§ Нести кубик на тыльной стороне руки

  1. Система упражнений Назаровой (лежа)
  2. Групповая игра «Замри-Отомри» (дети катаются, валяются на полу, замирают в любых позах).**

Окончание занятия: дети вытягивают мини-призы из коробки, придумывают, за что они их получают или заполняют дневнички.

*Игры с кубиками – см. приложение с описанием и рисунками

**Примечание:

Игры умеренной подвижности

(из книги М.И.Чистяковой):

«Канон» (чередование действий)

«Создай волну» (присесть, встать,…)

«Зеваки» (на три хлопка происходит изменение движения на 180°)

«Зеркало в обратном порядке»

«Запомни свою позу» (свободные движения, по хлопку дети должны встать в свою позу)

«Поссорились два петушка»

из других источников:

«Море волнуется…»

«Замри-Отомри»

«Кошки-мышки»

«Сова и мыши»

Занятие №2

1. Ритуал приветствия, растяжка «Брёвнышко». Лёжа. Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы смотрят вверх; ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться вправо, затем налево, как «брёвнышко».

2. Упражнения на общее напряжение и расслабление:

§ Этюд «Я сплю» (1 хлопок – полное расслабление, каждый лежит, как хочет; 2 хлопка — проснуться).

§ Этюд «Бережок» (1 хлопок – лежать, греться на солнышке, 2 хлопка – съежиться под холодным ветром);

§ Этюд «Мороженое» (двухэтапный: 1 – мороженое твердое, 2 – растаяло);

§ Этюд «Лужа» (двухэтапный: 1 – лужа замерзла, 2 – лужа растаяла);

§ Образы, придуманные детьми.

3. Упражнение «Замри-Отомри» (дети катаются, валяются на полу, замирают в любых позах).

4. Игры с кубиками:

§ Нести кубик на предплечье

§ Нести кубик на тыльной стороне предплечья

5. Система упражнений Назаровой

6. Групповая игра умеренной подвижности «Море волнуется…».

Занятие №3.

1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Струночка». Вытянуть руки за голову, кисти соединены, пальцы смотрят вверх, ноги вместе, носки оттянуты. Подбородок опустить на грудь так, чтобы ребёнок почувствовал опору пола, а затем расслабился. Психолог берёт одну руку ребёнка и немного растягивает её, другая при этом лежит расслабленно, затем другую. То же — с ногами. После этого ребёнок выполняет растяжки самостоятельно.

2. Упражнения на общее напряжение и расслабление:

§ Новые образы, придуманные детьми.

§ Этюд «Буратино» (двухэтапный).

§ Этюд «Мороженое» (двухэтапный: 1 – мороженое твердое, 2 – растаяло)

§ Этюд «Я сплю» (1 хлопок – полное расслабление, каждый лежит, как хочет; 2 хлопка — проснуться).

§ Этюд «Бережок» ( 1 хлопок – лежать, греться на солнышке, 2 хлопка – съежиться под холодным ветром);

§ Этюд «Я сплю» (полное расслабление, каждый лежит, как хочет).

3. Упражнение «Бревнышко» (катать ребенка по полу).

4. Упражнение «Запомни свою позу».

5. Игры с кубиками:

§ Нести кубик на голове.

§ Ронять кубик с головы прямо в руки.

6. Групповая игра умеренной подвижности* (см. примечания после занятия №1).

*Последующие занятия данного этапа работы планируются аналогично.

Мускульный тест


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: