I. режиссер в театре. его функции.

«Режиссер — это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, то есть зрителя, автора и актера. Это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального искусства».

Г.А.Товстоногов.

Век режиссера, как признанного театрального лидера, наступил через многие столетия после возникновения театра.

На русской сцене эпоха режиссера всерьез началась осенью 1898 года, когда актер-любитель Станиславский и литератор Немирович-Данченко положили в Москве твёрдое основание театральному делу нового типа художественно-общедоступного театру. Великому театру, оказавшему могучее воздействие на дальнейшее развитие театральной культуры России и мира.

«Режиссер ныне первая фигура театрального производства»

Г.А. Товстоногов.

Он является лидером театрального производства, возглавляет и ведет театральное дело, именно режиссер сегодня определяет творческое лицо театра, его идейную направленность, репертуарную политику, его художественный стиль, потери, метод, организационную и творческую структуру, его эстетические и этические принципы.

Режиссер сегодня это автор спектакля. Такова органика эволюции театрального искусства, логика его исторического развития: драматург — актер — режиссер. Однако театральная эволюция не просто передала в руки режиссера бразды правления, сделав его первой фигурой театральной иерархии. дало тут не в административных полномочиях власти режиссера, а в том, что в структуре современного спектакля режиссер наделен чрезвычайными художественными полномочиями. Искусство сценической режиссуры коренным образом изменило принципы, форму, содержание театрального представления.

Режиссерское искусство заключается в организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением пьесы.

Говоря о необходимости добиваться единства всех элементов спектакля, К.С. Станиславский писал: «Эта большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия воздействует одновременно, общим дружным натиском на целую толпу зрителей театра, заставляя биться сразу, в унисон, тысячи человеческих сердец».

Кто же должен обучить, сплотить и вооружитьэту армию, чтобы потом бросить её в атаку? Разумеется, режиссер. Он призван объединить усилия всех, направляя их к общей цели — к сверхзадаче спектакля: «А зачем, в сущности, поставлен?», «О чем говорит эта пьеса?…» , «Что хотели выразить, донести до зрительного зала, и в отдельном эпизоде и в спектакле в целом».

«Режиссер – профессия комплексная, в режиссере скрыты многообразные способности…

а) режиссер-администратор, который может вести спектакль; поддерживать систематическую работу и порядок. Это очень трудно, и не каждому дана эта нотка, которая заставляет слушаться;

б) режиссер-постановщик. Это тот, который умеет говорить с декоратором, с рабочими, который может провести в жизнь свою или чужую… постановку;

в) режиссер-литератор, который может повести пьесу и спектакль по верной литературной линии;

г) режиссер-художник, который сам может создать художественную сторону спектакля; д) режиссер-психолог, который может верно провести внутреннюю линию;

е) режиссер-учитель, который может поправлять и воспитывать актеров».

(К.С. Станиславский)

Каковы же пути к этому, определенному Станиславским, идеалу режиссерского творчества? Пути эти неисчислимы, и всякий раз их нужно находить, открывать, угадывать заново. «Искусство живет, покуда сохраняется в нем не остывающее со временем чувство новизны, постоянная жажда исканий, проб и открытий» (Н.А. Абалкин.)

Немирович-Данченко говорил: «режиссер трехликое существо»

1) педагог – толкователь – помощник

2) зеркало – исполнитель

3) режиссер – организатор всего спектакля

Режиссер — толкователь.

… режиссер должен умереть в актерском творчестве. «Если зерно не умрет, то останется одно, а если умрет, то даст много плода». Это библейское выражение всецело и глубочайшим образом относится к совместному творчеству режиссера с актером.

Режиссер – зеркало.

Важнейшая его способность почувствовать индивидуальность актера, непрерывно в процессе работы следить, как в нем отражаются замыслы автора и режиссера, что ему идет, а что не идет, куда клонит его фантазия и желания и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Одновременно и следовать за волей актера и направлять её, направлять, не давая чувствовать насилие. Уметь не оскорбительно, любовно, дружески передразнить: вот что у вас выходит, вы этого хотели? Чтобы актер воочию увидел себя как в зеркале.

Режиссер – организатор.

Вводит в свой горизонт все элементы спектакля, ставя на первое место творчество актеров и сливает его со всей окружающей обстановкой в одно гармоничное целое. При этом особенно важным его качеством является умение «лепить куски», целые сцены, акты. Публика знает только третьего, потому что его видно. Видно во всем, в мизансценах, в замысле декоратора, в звуках, в освещении, в стройности народных сцен.

Режиссер:

1) должен представить весь будущий спектакль;

2) быть организатором всего репетиционного процесса;

3) знать во имя чего сегодня ставит пьесу;

Немирович – Данченко говорил об обосновании выбора пьесы, ставя три вопроса: Почему я сегодня ставлю эту пьесу?

Почему я сегодня ставлю эту пьесу?

Почему я сегодня ставлю эту пьесу?

4) четко знать свою конечную цель – куда поведет актеров;

5) должен быть готов к первой репетиции;

6) не должен навязывать – а увлекать коллектив – создать для актера такие условия, при которых он чувствует личную ответственность за роль и только тогда он станет максимально активен;

7) необходимо знакомить с эпохой, где происходит действие:

— искусство;

— иконография;

— костюм.

8) не посвящать заранее в свой замысел – не перегружать его;

9) надо не давить, а лишь корректировать творческий поиск актера:

— как и в жизни психическое и физическое неразрывны;

— сразу соединять психическое и физическое;

— текст – не просто механический ответ на реплику, а ответ на мысль.

Станиславский: «Если сразу учить роль, то текст механически ложится на язык, а он должен рождаться»

10) проникновение во внешность и глубь мотивов актера;

11) действенный анализ – пьеса не просто читается, а разбирается:

— действенный анализ – органичный и кратчайший путь к воплощению замысла

Цель – помочь актеру как можно быстрее ощутить себя в роли, а роль в себе.

12) режиссеру важно создать творческую атмосферу, один из элементов работы актера над ролью импровизационность;

13) формировать сверхзадачу так, чтобы она вдохновляла актеров;

14) средствами искусства правильно выразить авторский жанр;

Между режиссером и драматургом не может быть учителя и ученика, но пьеса может существовать без спектакля, а спектакль без пьесы не может.

15) режиссер должен быть широко образован;

16) режиссер цементирует все элементы без которых не может быть театра;

17) режиссер должен уметь играть на душе артиста;

18) слабость режиссера – отсутствие образного видения.

Но многоохватывающая деятельность режиссера не ограничена лишь работой с актером. А его работа с театральным художником?.. С композитором?.. Со многими другими участниками создания спектакля?.. Он же причастен ко всему в театре: к демонстрациям, к реквизиту и бутафории, к парикам и гримам, к осветительной технике, костюмам — всего не перечесть. Но и тут, чтобы ни делал режиссер, он более озабочен интересами актера.

Есть у режиссера немало и других забот, других интересов и дел…

Он встречается с художником и заказывает ему декорации для будущего спектакля. Режиссеру предстоит вести с художником профессиональный, а не любительский, дилетантский разговор. Значит, он должен со знанием дела разбираться и в изобразительном искусстве, знать его историю, виднейших его мастеров, различия художественных школ и направлений, разбираться в особенностях художественных стилей разных эпох, в современных художественных течениях…

Режиссер встречается далее с композитором, что бы заказать ему музыку для спектакля. Какую музыку? Уже написанную кем-то ранее или ее надо писать заново? Какого она должна быть стиля, какого характера, звучания? Какое место и какая роль предназначены ей в развитии сценического действия? Что она должна значить для актера, для зрителя? Почему театр не может обойтись в предстоящем спектакле без музыки? Композитор должен услышать от режиссера все…

И на этот раз, как и при встрече с художником, режиссеру предстоит вести профессиональный, а не любительский диалог с композитором. Значит, ему должно быть присуще знание и понимание музыки, представление о различных музыкальных течениях и школах, о природе музыкального мышления…

И тут невольно возникает вопрос: что же должен знать режиссер как профессионал своего дела? Он должен знать все!

Как театральный деятель, театральный руководитель, он должен знать все о театре — все то, чем он живет, все то, что движет его вперед.

А как гражданин, во всей полноте понимающий ответственный и общественный смысл деятельности человека искусства, он должен знать, чувствовать, улавливать, чем живут стана и мир, все человечество, вся наша планета. должен знать, на чем сосредоточены кардинальные интересы современной жизни: ощущать её пульс, её сердцебиение, находить формы и средства соподчиненности своего творчества решающим проблемам времени, передовым идеалам века.

Все должен знать, все должен уметь режиссер, чтобы во всеоружии знаний и опыта приступать к главному — к сооружению спектакля. Не к созданию, а действительно к сооружению. К художественному сооружению по законам красоты, гармонии, правды жизни, правды его художественного постижения.

Основы режиссуры эстрады:

Режиссеру эстрады и массовых представлений необходимо знать превосходно литературу и владеть законами драматургии.

Специфика эстрады требует от режиссера активного участия в процессе создания сценария номера или представления, он должен ощущать природу драматургического конфликта.

Режиссер должен обладать композиционным даром.

Необходимо знание радиотехники, чтобы уметь пользоваться в современном эстрадном спектакле и массовом действии, без помощи радиотехники и фонограммы не обойтись.

Мастер-класс КЛИМа: о театре и жизни


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: