I. упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на дошкольных занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами, медиками. В частности, уровень сформированное™ мелкой моторики во многом определяет успешность освоения изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т. п.

Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук дошкольника будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Активно участвуя в зарождении и передаче образов воображения, движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребенка и очень многому научить его голову. Впрочем, по словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать, что именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам корм мо mi, обеспечивающим работу мысли и функции речи.

Из этого мы исходим, рекомендуя педагогу нижеследующие упражнения и задания. Добавим лишь одно. Желательно, чтобы ребенок не только создавал и воплощал посредством движений собственных рук те или иные образы, но еще и эмоционально вживался в них, больше того, входил в целостное психосоматическое состояние, задаваемое образом, прислушивался к своим телесным ощущениям.

Для начала предложим ряд простейших упражнений, залипни и игр, которые требуют от ребенка хотя бы минимальной фантазии и осмысленности при построении соответствующих движений[24]. Их можно использовать практически на всех снятиях в разных группах дошкольного учреждения. При ном будут достигаться дели активизации и развития творческою потенциала дошкольника, обогащения его эмоцио- нш1ьной сферы, психофизической релаксации и т. п.

Средняя группа

Мытье рук. Попробуем вместе с детьми проимитировать процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Итак: напор — нормальный. Движения рук — широкие, неспешные, плавные… Но вдруг напор уменьшается. Движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными — воду приходится специально растирать по поверхности рук, следя, чтобы был промыт каждый участочек этой поверхности. И вот уже струйка совсем отощала. Мы с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможно, начинаем торопиться (а вдруг вообще выключат воду!). Но неожиданно напор вновь становится нормальным, и мы опять моем руки привычным способом. Задание повторяется. Здесь важно вызвать у детей ощущение контраста.

Задание может быть включено в занятия, так или иначе связанные с организацией продуктивной и музыкальной (музыкально-ритмической) деятельности дошкольников.

Рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Смысл этого задания явствует из его названия. Главной областью применения служат занятия по изобразительной деятельности и конструированию. Ограничимся только одним замечанием. Поскольку ребенок в данном случае не сталкивается с необходимостью отчетливо фиксировать образ на бумаге (со всеми вытекающими отсюда проблемами и трудностями), перед ним могут ставиться более сложные, чем в обычных условиях, «изобразительные» задачи. Можно предлагать детям «рисовать» целые картины. В любом варианте это будет способствовать расширению их творческих изобразительных возможностей. Целесообразно выполнение такого задания под музыкальное сопровождение, передающее характер искомого образа (образов).

Наряду с этим детям можно предложить порисовать в воздухе носом, головой, плечом, локтем, ногами и т. д.

Дирижирование. Произвольные ритмические движения рук под музыкальное сопровождение или без него. Это упражнение можно включать не только в музыкальные, но и} во все остальные занятия. Так, дирижированием полезно сопровождать выполнение упражнений в счете на занятиях ] по развитию элементарных математических представлений и т. п.

Упражнение «Радужные брызги». Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды.

При этом дети пытаются «обрызгать» друг друга. Далее им предлагается представить, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Ребятам задаются вопросы: «Куда летят брызги?», «Какого они цвета?» Затем предлагается «построить» радугу из водяных капелек, любуясь их цветом и блеском.

Это упражнение развивает воображение детей, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает их общий физиологический тонус. Оно предназначено для использования прежде всего на занятиях по изобразительной деятельности, музыке, ритмике. j Опознание знакомого предмета на ощупь с завязанными глазами. Развивающий эффект этой тактильной «угадайки» распространяется не только на сферу мелкой моторики руки. При выполнении такого задания у детей развиваются восприятие и внимание, действенно-образные формы мышления и воображение. Однако для того, чтобы это произошло, руки должны не просто ощупывать, но и активно сбследовать предметы, анализируя и сопоставляя их свойства. Можно предлатать для обследования сходные по форме и размерам, но качественно разные предметы (например, апельсин и мячик, кубик и пирамидка, игрушечные фигурки рыбки и зайчика, кусочки бархатной бумаги и сукна).

Основные области применения задания — занятия по о ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Лепим умелую и уверенную руку. Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и умеренность. «Материалом» же является рука самого ребенка (правая или левая — соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет «ваятельские» функции.

Ваятель разминает глину, добиваясь пластичности материала (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый характер. Большой палец должен быть сильным, добрым, выступающим основной и опорой для всех остальных (это — папа). Указательный палец — строгий, следящий за порядком, контролирующий ( по — мама). Средний палец — главный помощник родителей — старший брат. Безымянный палец — кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая сестричка. Мизинец — маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это — младший братик).

Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того как скульптор поработал с пальчиками, он оценивает свое творение в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки и пр.).

Данное упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке. Его рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучении игре на музыкальных инструментах, а также в процессе овладения элементарными навыками письма — преимущественно и тех случаях, когда детям для усвоения предлагается новый материал.

Вместе с тем на занятиях по изобразительной и конструкторской деятельности, развитию речи и т. п. дошкольникам может быть предложен ряд элементарных упражнений для пальчиков, которые имеют общеразвивающий характер:

«Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Слоненок». Средний палец выставлен вперед — хобот, а указательный и безымянный —ноги. Слоненок идет по столу.

«Корни деревьев». Кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опушены вниз.

Старшая и подготовительная группы

«Встреча друзей». Поочередно прикасаться пальцами одной руки к пальцам другой, делая ими нежные вращательные движения (по часовой стрелке). i

Цель этого задания, которое можно предлагать детям на любом занятии, состоит в развитии эмоциональной выразительности движений, создании общего позитивного психосоматического фона путем воздействия на биологически активные точки кожи.

«Прикосновение». Упражнение, способствующее повышению успешности в выполнении изобразительных действий. Дети производят движения кистями рук под стихотворное сопровождение:

Мы так долго рисовали, Наши пальчики устали, Мы немного отдохнем, Снова рисовать начнем.

(Встряхивают кисти рук.)

Что за странное явленье? Появилась вдруг стена — Очень прочная она.

(С усиленным напряжением давят на воображаемую стену.,

Это дверь или окно? — Нам проверить суждено…

(Разглаживая воображаемую поверхность, рисуют ладошками форму прямоугольника, квадрата. Когда же «проверка» завершена…)

Это все-таки окно, Только грязное оно! НУ, друзья, помоем стекла — Станет в комнате светло.

(Круговые движения по воображаемому стеклу, движения вверх-вниз, из стороны в сторону.)

Дело сделано на славу!

Время отдохнуть пришло.

(Встряхивая кисти, дети расслабленно манипулируют пальца» и рук.)

После некоторой паузы дети приступают к изобразительной деятельности.

«Угадай, что нарисовано». Это игровое задание нацелено ни pазвитие воображения, тактильной чувствительности, осмысленности движений, выполняемых различными органами t ела, способности к передаче и восприятию эмоциональною настроя. Его можно включать в занятия по изобразительной деятельности и развитию элементарных математических представлений. Предлагаем вашему вниманию два варианта.

IВАРИАНТ

Играющие по считалке выбирают двух водящих, которые поят друг за другом лицом к играющим. По команде второй водящий рисует пальцем на спине у первого какие-либо фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Стоящий впереди должен догадаться, какая фигура изображена у него на спине. Он изображает нарисованное рукой (головой, носом, всем телом) в воздухе, ногой или шагами на поверхности пола. Дети должны отгадать, какой рисунок был нарисован вторым игроком на спине первого.

IIВАРИАНТ

Дети делятся на пары. Каждый второй рисует на спине у ни среди стоящего. Если первый игрок угадал фигуру, он дела- сг шаг вперед. Побеждает пара, пришедшая к финишу первой.

«Ласковушка». Целью данной игры является развитие эмоционального воображения, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в общении ребят друг с другом. В «Ласковушку» можно играть в перерывах между занятиями, а также при подъеме после дневного сна и во время, отведенное для свободной деятельности.

Дети делятся на две подгруппы: 1-я — «дети», 2-я — «взрослые». «Дети» садятся на стульчики, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих. По сигналу воспитателя «взрослые» начинают ласкать ребенка (поглаживать плечи, голову, руки). Через 1—2 секунды по сигналу «взрослые» меняют своих подопечных. Через две-три такие смены подопечных «дети» определяют: а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный, б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого» — с руками мамы, папы, бабушки… Затем «дети» и «взрослые» меняются местами.

Лепим добрую и нежную руку. Ребенку предлагается «вылепить» из собственной руки (путем ее разглаживания, разминания, похлопования и т. д.) добрую и нежную руку близкого человека — мамы, папы, бабушки, дедушки и др. Затем он должен оценить свою работу, попытавшись прислушаться к вновь возникшим телесным ощущениям.

Для этого ребенку могут быть заданы вопросы типа: «Какой стала твоя рука?», «На чью руку она похожа?», «Как ты об этом догадалася?» и т. д.

В целях развития эмоционального воображения, чувства психологической защищенности и уверенности в своих силах это задание используется на всех занятиях, связанных с организацией продуктивной и трудовой деятельности, при формировании первоначальных умений письма.

«Подарок». Ребенку предлагается жестами показать, какой подарок он дарит своему товарищу. Цель задания — развитие воображения, чувства товарищества. Рекомендуется для использования прежде всего на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, при формировании первоначальных умений письма. Вместе с тем задание может быть приурочено к празднованию дней рождения детей в группе.

«Цветы». Это упражнение пальчиковой гимнастики направлено на развитие выразительности движений, умения ориентироваться на слово при построении действия (что является важнейшим показателем произвольности как действий ребенка, так и его внимания). Упражнение может быть предложено детям на занятиях по развитию речи и при подготовке к письму. Оно выполняется под текстовое сопровождение: Наши алые цветы Распускают лепестки.

(Сложенные в виде бутона ладони крепко прижимаются боковыми поверхностями и подушечками пальцев друг к другу, затем, медленно раскрываясь, имитируют распускающийся цветок.)

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

(Колебательные движения каждым пальцем отдельно.)

Наши алые цветы Закрывают лепестки.

(Пальцы соединяются, снова образуя бутон.)

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Круговые движения кистями, сложенными в виде бутона.)

«Клавиши и струны». Имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение. Цель упражнения — развитие осмысленной и выразительной моторики. Область применения — музыкальные (музыкально-ритмические) занятия.

«Я — художник». Это упражнение выполняется на занятиях по изобразительной деятельности под текстовое сопровождение:

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе— изображение листа бумаги. Указательный палец правой руки— карандаш. Проводим пальцем по левой ладони линию— дорогу.)

На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

(Правая и левая рука сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, пока- твоя рога быка и коровы. Дети произносят: «Му-у».)

Направо дом,

(Пальцы складываются домиком.)

Налево сад…

(Кисти рук скрещиваются в запястье— изображают деревья. Раздвинув пальцы, дети шевелят ими — будто раскачивают истки.)

В саду двенадцать точек —

(Указательным пальцем правой руки— карандашом — рисуют точки на левой ладони.)

На ветках яблочки висят,

И дождичек их мочит.

(Встряхивание кистей— имитация капель дождя.)

Потом поставил стул на стол,

(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.)

Тянусь как можно выше.

(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)

Уф! Свой рисунок приколол— Совсем неплохо вышел!

(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок — поднятую в вертикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице.)

Наряду с описанными формами работы на занятиях в разных группах целесообразно использовать специальные комплексы упражнений и заданий,, выполнение которых предполагает активизацию мелких мышц руки.

Один из таких комплексов разработал А. Роговин[25]. Этот комплекс будет полезен в ходе проведения самых различных занятий в средней группе. Несомненным достоинством разработки является ее ярко выраженная оздоровительная направленность.

«Пчелиный улей»

Вот маленький улей,

Где пчелы

Спрятались,

Где их никто не увидит.

(Сжать пальцы в кулак. Рассмотреть «улей».)

Вот они появились из улья 1-2-3-4-5 3…3…3…3…3

(По одному пальцы разжать. Пчелы улетают.)

«Яблоня»

У дороги яблоня стоит, А на ветке яблоко висит.

(Соединить руки над головой в виде круга.)

Сильно ветку я потряс, Вот и яблочко у нас.

(Энергично потрясти руками.)

В сладко яблочко вопьюсь, Ах, какой приятный вкус!

(Погладить живот.)

«Моя семья»

1-2-3-4…

Кто живет в моей квартире?

(Хлопки пальцами, основания ладоней сомкнуты и неподвижны.)

1-2-3-4-5…

Всех могу пересчитать:

(Наоборот: пальцы рук сомкнуты, а основаниями ладоней хлопают)

Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и Я — Вот и вся моя семья!

(Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальцев.)

«Завтрак»

Куры, петухи, индюшки.

Наклевалися петрушки,

Закусили лебедой,

Побежали за водой!

(Руки подняты на уровне груди. На каждое слово или слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу. Затем «убегают».)

«Волшебные орешки»

(Упражнение с орехами снимает нервное раздражение, ощущение недовольства, улучшает работу мозга.) Покатилось, покатилось Олино колечко. Покатилось, покатилось С нашего крылечка. Кто с крылечка сойдет? Кто колечко найдет?

(Вращают один орех, с усилием прижимая его ладонью другой руки. Или делают орехом круговые движения на тыльной стороне кисти одной руки, прижав его ладонью другой.)

Для работы в средней, старшей и подготовительной группах может быть предложен уже упоминавшийся комплекс В. В. Цвынтарного. (Мы рекомендуем распределять упражнения и задания, составляющие этот комплекс, по возрастным группам (см. Программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4—7 лет). Комплекс носит многофункциональный характер, но в первую очередь обеспечивает решение задач развития речи дошкольников (отсюда и основная область его применения — занятия по развитию речи и подготовке детей к письму.) Он включает В себя следующие игровые упражнения и задания.

«Домик»

Дом стоит с трубой и с крышей, На балкон гулять я вышел.

(Ладони направлены под углом друг к другу. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец одной руки поднят вверх (труба). Кончики мизинцев соприкасаются, образуя прямую линию (балкон).)

«Очки»

Бабушка очки надела И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам.)

«Дерево»

У дерева ствол, На стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета.

YПрижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.)

«Птичка»

Пальчики — головка, Крылышки — ладошки.

(Ладони повернуты к себе, большие фальцы переплетены (цепляются друг за дружку). Большие пальцы— головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать’ ими.)

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.

(Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все четыре пальца прижаты друг к другу.)

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.

(Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены, а стороны и подняты вверх.)

«Курочка»

Курочка прыг на крыльцо: «Я снесла тебе яйцо».

(Кисть располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.)

I. упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

«Собака»

У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик.

(Правая ладонь раскрыта. Большой палец вверху. Указательный, средний и безымянный— вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)

«Кошка»

А у кошки ушки

На макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в норушке

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.)

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.)

«Шарик»

Надуваем быстро шарик, Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел — Стал он тонкий и худой.

I. упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

(Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при том пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное Положение.)

Крайне желательно, чтобы дети не ограничивались изображением заданных форм и движений живых и неживых объектов, но и самостоятельно придумывали собственные варианты.

Еще один комплекс создан А. Толбановой[26]. По замыслу самого автора, комплекс, будучи коррекционным, рассчитан на детей с общим недоразвитием речи. Однако многие eго упражнения, на наш взгляд, вполне допустимо использовать в работе с самым широким контингентом дошкольников, причем на различных занятиях и в самых разных, отнюдь не только коррекционных целях. Как и в случае с комплексом В. В. Цвынтарного, упражнения этого комплекса тоже следует распределять по возрастным группам.

Приведем эти упражнения. .

УПРАЖНЕНИЯ ПЕРВОГО КОМПЛЕКСА

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).

2. Ладошка-кулачок-ребро (на счёт раз-два-три).

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре- пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим,; указательный с указательным и т. д.).

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой руки, потом — левой бегают по столу).

5. Дети бегают наперегонки (движения, как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

«Пальчик-мальчик»

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Воспитатель сначала показывает большой палец правой руки и говорит, обращаясь к нему, затем прикасается кончиком большого пальца к кончикам остальных пальцев, начиная с указательного.

УПРАЖНЕНИЯ ВТОРОГО КОМПЛЕКСА

1. «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. «флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

4. «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

5. «Корни растения» (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

«Этот нальчик»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — Я.

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

УПРАЖНЕНИЯ ТРЕТЬЕГО КОМПЛЕКСА

1. «Двое разговаривают» (сжать обе кисти в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу )

2. «Стол» (правую кисть сжать в кулак, на нее сверху пололи п. горизонтально кисть левой руки).

S. «Улитка» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

4. «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами).

5. «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

Эффективный комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки создан В. В. Крючковым и В. Н. Зуевым[27]. Отличие этих упражнений состоит в том, что они выполняются рукой на поверхности стола. Это дает возможность проводить работу, не поднимая детей со своих мест. Комплекс может быть использован на занятиях по изобразительной деятельности и развитию речи в средней группе. Дадим его описание.

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять.(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком.(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.)

Пятый пальчик поскакал(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

и в конце пути упал.(Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,(Резкие движения прямыми кистями вниз и вверх.)

Мы морковку мнем,(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,(Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.(Интенсивно сжимаются пальцы обеих рук в кулаки.)

Дом и ворота

На полянке дом стоит.(Пальцы обеих рук— под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончит пальцев.)

Ну, а к Дому путь закрыт. J

(Ладони обеих рук повернуты к себе, большие пальцы — вверх, остальные вместе в горизонтальном положении; кончи ки средних пальцев соприкасаются.)

Мы ворота открываем,(Ладони ставятся параллельно друг другу.)

В этот домик приглашаем.

(Пальцы обеих рук— под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.)

Развитию осмысленности и выразительности движений, сенсомоторных координации, внимания служит авторский КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ «ТЕНЕВОЙ НАТР».

Упражнения предназначены для работы в подготовительной гpyппe на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, подготовке детей к письму. В ходе их выполнения взрослые, а затем и дети проецируют на подсвечиваемый экран подвижные комбинации сложенных пальцев. Для этих же целей может быть использован смятый в комок лист бумаги или газеты.

Проекция движений пальцев.. Изображаются персонажи и известных детям сказок — Щука, Жар-птица, а также животные и предметы— зайчик, гусь, домик. По мере освоения задания ребятам целесообразно предлагать определять и выражать через моторику характер изображаемого персонажа (усталый, бодрый, грустный, веселый, озорной и т.д.).

«Щука»

Ладони сомкнуты, плотно прикасаются друг к другу пальцами. Разводя пальцы и ладони рук, показываем открывающийся рот рыбы.

«Жар-птица»

Большие пальцы в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, образуя головку и туловище жар- птицы. Пальцы одной руки расположены между пальцами другой руки (это — «хвост»). Производя движения пальцами в разных направлениях, шевелим «хвостом» птицы.

«Зайчик»

Пальцы сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы подняты вверх, образуя ушки зайчика. Шевелим «ушками».

«Домик»

Ладошки в вертикальном положении прижаты друг к другу. Раздвигаем в стороны ладони, не разъединяя пальцы, образуем ладонями стены домика, а пальцами — крышу.

Проекция смятого листа бумаги. Скомканный лист бумаги медленно поворачивается в разные стороны. Детям предлагается определить, на что похожа его проекция на экрану какое настроение вызывает возникшее изображение. На еле дующем этапе ребята могут сминать лист по собственному замыслу с целью получить какое-то определенное изображение. Целесообразно групповое обсуждение характера изображения.

Динамичная и неожиданная смена изображения способствует развитию воображения и образного мышления, а необходимость каждый раз давать его вербальное определение развитию речи. Кроме того, у детей активизируются способности к сопереживанию.

В комплекс «Теневой театр» входит также серия сюжетных упражнений под общим названием «Курочка-наседка». Упражнения выполняются под текстовое сопровождение:

Ах ты, курочка-наседка,

(На экран проецируется изображение курочки: большой и указательный пальцы одной руки соединены, все остальные располагаются друг за другом, образуя головку курочки.)

Ты зачем попала в сад?

. (Слегка шевелим пальцами другой руки, поднятыми вверх, изображая качающиеся деревья.)

Виноградник обклевала,(Пальцы одной руки наклоняются в сторону, изображая виноградную гроздь; другая рука имитирует клевательные движения.)

Всюду травку потоптала.(Пальцы руки прижимаются к ладони, и изображая помятую травку.)

Вдруг калитка заскрипела,(Поднятая вверх рука медленно поворачивается в сторону, изображая отворившуюся калитку.)

Это мамочка идет.(Рука сложена в кулак, изображая голову мамы.)

Мама курочку поймает(Правая рука схватывает левую, изображающую курочку.)

И в курятник унесет.(Пальцы обеих рук сложены домиком — изображение курятника.)

II. Задание на развитие мимики и АРТИКУЛЯЦИИ

Упражнения и задания на развитие мелких мышц лица и мимики входят органичной составляющей в Программу 15. Т. Кудрявцева. К сожалению, в традиционной практике занятий в дошкольных учреждениях им уделяется более чем скромное место. В итоге даже при выполнении тех видов деятельности, где мимическому компоненту отводится существенная роль (пение, театрализация и т. п.), дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями; их лица эмоционально невыразительные, зачастую словно застывшие. Подходя к разработке нашей Программы, мы задались целью восполнить этот пробел.

Ниже приводится ряд заданий, направленных на развитие детской мимики на занятиях музыкально-театрального цикла, а также при ознакомлении дошкольников с художественной литературой (эти задания можно использовать и вне занятий — в условиях свободной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам и т. д.).

Наряду с этим мы предлагаем отдельные упражнения для развития артикуляции. Основная область их применения — занятия по развитию речи, что не исключает возможного включения этих упражнений в ход других занятий. Вместе тем их следует рассматривать и использовать в общем контексте работы по развитию функций дыхательного и голосового аппарата ребенка[28].

«Курочка и цыплята» (мимическая гимнастика для средней группы)

Цель: развитие воображения, способности к сопереживанию (эмпатии), выразительности движений всего тела.

Выполняется под текстовое сопровождение (стихотворение Т. Волгиной):

Пошла курочка гулять, ‘

Сочной травки пощипать.

(Изображение степенной походки мамы-курочки: и. п.— pyки слегка раздвинуты в стороны и отведены назад. Наклоны вперед всем телом, ноги прямые, сосредоточенный взгляд— имитация пощипывания травки клювом.)

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

(Легкий бег на носочках, руки-крылья слегка раздвинуты е стороны и назад, выражение любопытства на лице, шея вытянута, глаза и рот широко раскрыты.)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите».

(Сосредоточенное выражение на лице мамы-курочки: бровь сдвинуты, губы округлые, глаза прищурены; указующий жест пальцем. Курочка показывает, как искать зернышки: имитаций разгребания почвы движениями ноги, наклоны головы вперед.)

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Туловище наклонено вперед, шея вытянута, внимательный взгляд), движения головой вниз-вверх — цыплята клюют насекомых и набирают в клюв воду. Изображение глотания воды: голова запркинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, плечи опущены, выражение удовольствия на расслабленном лице.)

«Облака» (мимическая гимнастика для старшей и подготовительной групп)

Цель: развитие воображения, выразительных движений-

Выполняется под текстовое сопровождение (стихотворение Н.Екимовой):

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался в высь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

(Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, чуть прищурены.)

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

— Зачем ты щуришь глазки так?

— Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

(Мышцы лица расслабляются, на нем появляется улыбка.)

А вот другое облачко —

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.)

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

(Выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвину ты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено.)

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

«Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!»

(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.)

Так очень долю я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

МИМИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ[29]

«Спать хочется» (средняя и старшая группы) В положении сидя на стуле — дети зевают, глаза постепенно закрываются (веки тяжелые), брови приподняты, голова медленно падает на грудь, туловище расслабляется. «Вкусное варенье» (средняя и старшая группы) Движения языком по верхней губе. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

«Почистим зубы» (средняя и старшая группы) Движения языком по внутренней стороне верхних зубов; Рот открыт, нижняя челюсть и губы (в улыбке) неподвижны, «Дудочка играет» (средняя группа) Имитация играющей дудочки — губы вытянуты вперед;

Заданиецелесообразно выполнять под музыкальное сопровождение.

«Слоники» (средняя и старшая группы)

Губы вытянуты вперед — имитация всасывания воды хоботом при вдохе. То же — имитация разбрызгивания воды при выдохе (воздух выпускается через сжатые зубы).

III. Элементы психогимнастики на занятиях

Предлагаемые психогимнастические упражнения и игры призваны решать целый комплекс задач. Среди них необходимо выделить следующие:

• развитие воображения, которое обеспечивает не только (попадание новых образов, но и специфическое вхождение ребенка в эти образы, а через них — и в целостное психосоматическое состояние, способствующее успешному решению на снятиях тех или иных задач;

• психофизическая релаксация, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности;

• гармонизация отношений с другими людьми (детьми и взрослыми);

• воспитание способности к самопознанию и самосозиданию; выработка ценностного отношения к своему внутреннему миру, собственным возможностям, уверенности в себе и т. д.

Ниже дается описание упражнений и игр.

«Преодоление трудностей»

Это игровое упражнение следует использовать в тех случаях, когда дети испытывают существенные затруднения при выполнении определенных (прежде всего — новых) действий. Мы рекомендуем применять разные варианты данного упражнения в зависимости от возраста детей и характера занятий.

I ВАРИАНТ

Сфера применения: средняя группа — занятия по изобразительной и музыкально-исполнительской деятельности; подготовительная группа — занятия по подготовке к письму.

ТРИЦЕПС. 5 БАЗОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ + ОШИБКИ УБИВАЮЩИЕ ПРОГРЕСС


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: