Игра-фантазирование по русской народной сказке «лиса и козёл»

Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи

Детей старшего дошкольного возраста

Что я чувствую»

Программное содержание.Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.

Оборудование. «Сенсорные карты», на каждой из которых изображён один из органов восприятия (или чувств): рука, нос, глаз, ухо, язык (на каждого ребёнка).

Ход игры. Дети садятся кружком, в центр круга ставят какой-то предмет, это может быть цветок, игрушка, овощ, фрукт и т.д. Игроки должны описать его «от имени» своего органа чувств не путая источник восприятия.

Например: ребёнок с картой «глаз» должен говорить с позиции «я вижу», а ребёнок с картой «ухо» — «я слышу»; если у игрока «нос», то его позиция — «я ощущаю запах», а если «язык» — «я ощущаю вкус». Ребёнок с картой «рука» может рассказать и о весе предмета, и о том, каков этот предмет на ощупь, и что с ним можно делать руками. Следует предварительно договориться и карты «рука» дать 3 детям: тогда один расскажет о тяжести, другой о тактильных ощущениях, а третий о том, что с предметом можно делать руками. Тот, кто ошибется 2 раза, выходит из игры.

N N ? O Игра-фантазирование по русской народной сказке «лиса и козёл»
глаз рука рот ухо нос

Рис. 1. Сенсорная карта

Мишкины картинки»

Программное содержание. Упражнять детей в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки элементами модели.

Материал: предметно-схематические модели для описания объектов; картинки отражающие особенности внешнего вида, образ жизни и поведение животных; игровой персонаж Мишка.

Описание игры. Воспитатель говорит:

— Мишка получил письмо, вот оно. (Показывает элементы модели.) Письмо в картинках. Мишка не может его прочитать. Поможем Мишке? О ком это письмо? (По первой картинке дети узнают, что письмо о кошке.) Теперь надо прочесть, что написано о кошке, что нарисовано, на этой картинке. (Показывает вторую карточку модели.) Найдите эти факты на картинках, разложенных на столе.

Играющие отбирают те картинки, которые, по их представлению, соответствуют элементам модели. Выигрывает тот, кто подобрал больше картинок и придумал более точные и образные слова для письма.

Затем воспитатель объединяет все выбранные детьми картинки в ряд под карточкой (элементом модели) и вместе с детьми читает письмо, адресованное Мишке, начиная с первой картинки (с изображения кошки). Аналогично подбираются и выкладываются картинки к следующим карточкам-моделям.

Подводя итог, обращается внимание на то, как много фактов может обозначить одна карточка.

Нарисуем портрет»

Цель.Закреплять у детей представления об описании и его структурных элементах используя схематическую модель; учить определять недостатки описания.

Ход игры. — Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он просит нарисовать портрет своего друга. Дети, спросите, какой он? (Дети спрашивают.)

Незнайка. Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший.

— Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли представить друга Незнайки, чтобы нарисовать его? Что вы еще хотели бы узнать? (Надо описать, какого роста Сиропчик, какого цвета его волосы, глаза, во что он одет.)

Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества — это его лучи: сколько признаков вы назовете, столько и будет лучей. Можно назвать и действия, которые выполняет наш персонаж. Не все их можно нарисовать карандашом или мелом, но мы можем дать словесное рисование, то есть не только описать, какой друг у Незнайки, но и рассказать, какой у него характер, чем он отличается от других мальчиков и что умеет делать. Если вы описали его внешний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) — это деловое описание, если же вы описываете его характер, сравниваете его глаза с яркими звездочками или с васильками, то это будет художественное описание. В любом описании должны быть начало, середина и конец. Чтобы ваше описание стало образным, вы должны научиться подбирать разные сравнения и определения к словам. Подберите сравнение к зимней елочке, представьте ее и скажите, на что она похожа? (На Снегурочку в белой шапочке и белой шубке.) На что похожи желтые листья? (На золотых рыбок, которые плавают в воде. Они как золотые рыбки.) Не забывайте эти слова, когда будете сочинять сказки и рассказы про зиму или осень.

Магазин игрушек»

Цель.Учить составлять описательные рассказы по схеме; группировать предметы по одному признаку, развивать речь, творческое воображение.

Материал. Игрушки: мяч, машинка, пирамидка, цыплёнок, петушок, колобок, шарик, домик, лягушка; схема описания игрушки (Ткаченко).

Ход занятия. — Ребята, хотите пойти в магазин? Этот магазин необычный. Он игрушечный. В нём можно купить любую игрушку. В нашем магазине надо рассказать продавцу об игрушке, которую вы хотите купить, и продавец сразу вам её отдаст. Посмотрите, как много игрушек в нашем магазине. Все игрушки разного цвета. Давайте рассмотрим игрушки по цвету: Красный мяч – красная машина. Жёлтый цыплёнок – жёлтый колобок. Зелёная игрушка – зелёная пирамидка. Синий шарик – синий домик. (Делаем вывод, что все игрушки разного цвета, и каждая игрушка имеет свой цвет).

— А ещё чем отличаются игрушки? (Одни игрушки большие, другие маленькие). Группируем игрушки по величине. А ещё все игрушки можно разделить по форме. Круглый мячик, шарик, колобок, цыплёнок. Треугольные: пирамидка. Прямоугольные: кубик, машина. Сложная форма: домик. А ещё, все игрушки сделаны из какого – либо материала. Игрушка из дерева – деревянная, игрушка из железа – железная, игрушка из резины – резиновая, игрушка из пластмассы – пластмассовая. А ещё игрушками можно по – разному играть. (дети рассказывает, как можно играть с игрушками).

— Вот мы с вами и составили схему (показываем). Чтобы описать игрушку, надо рассказать: какого она цвета, какой формы, какого размера, из какого материала сделана, как ею можно играть. Мы рассмотрели все игрушки в нашей витрине. Попробуйте догадаться, какую игрушку я сейчас себе куплю: она зелёного цвета, маленькая, круглая, сделана из резины, она прыгает и квакает. Вы догадались? (Это лягушка). Теперь вы знаете, как купить игрушку в нашем магазине. Надо рассказать о ней. Продавцы в этом магазине тоже будут необычные – это будите вы сами. Кто из вас первым пойдёт покупать игрушку?

Дети рассказывают об игрушках (пользуются схемой) «продавец» отгадывает, что это за игрушка, и покупатель становится «продавцом» следующей игрушки. Магазин закрывается, когда все игрушки будут «проданы».

Игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл»

Цель. Учить придумать другую концовку к сказке; развивать умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц; учить подбирать образные выражения к придуманным героям (зайцу, мышке).

Оборудование. Рисунки к сказке «Лиса и козел», модель, маски.

Ход игры.Ребята, кто придумывает сказки? (Сказочники).

— Давайте поиграем в сказочников, придумаем другую концовку русской народной сказки «Лиса и козел». Вспомните, как закончилась сказка? (Весело, грустно). Что произошло в конце сказки? (Дети высказываются). Давайте придумаем веселую концовку, но так, чтобы козел встретился с другими героями: зайцем, мышкой, с другим мальчиком — Петей. Как в сказках называют зайчика? (Зайчик-побегайчик, попрыгайчик).

Дети составляют модель описания.

— Какой зайчик? (Серенький, длинные ушки, короткие ножки, пушистый хвостик).

Воспитатель (показывает картинку-схему, на которой последовательно изображены признаки внешнего вида зайки — длинные ушки, короткие ножки, пушистый хвостик). Как зайчик двигается? (Прыгает, идет, бегает быстро). Как в сказке называют мышку? (Норушка). Какими словами можно сказать про мышку, какая она? (Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком, пищит «пи-пи»). Как мышка двигается? (Крадется, бежит).

Воспитатель (показывает картинку-схему, на которой последовательно изображены признаки описания мышки: маленький серый круг в треугольнике — мышка в норке, хвостик — длинная волнистая черта).

— Вспомните, в сказках важные события всегда происходят трижды, только в третий раз герою везет. Так будет и в нашей сказке. Давайте придумаем, кто первым встретится с козлом.

Игра-фантазирование по русской народной сказке «лиса и козёл»

Игра-фантазирование по русской народной сказке «лиса и козёл»

Игра-фантазирование по русской народной сказке «лиса и козёл» Игра-фантазирование по русской народной сказке «лиса и козёл» Игра-фантазирование по русской народной сказке «лиса и козёл»

Рис.2. Модель составления новой сказки «Лиса и козёл»

Дети рассказывают по схеме (см. рис.2): лиса упала в колодец и заманила туда козла (серый круг — лиса, серый перевернутый треугольник — козел); козел оказался в колодце, подбежали животные (белые перевернутые треугольники — зайцы, черные круги — бобры, белый квадрат — хрюшка); к колодцу подбежала мышка (серый треугольник с волнистой линией); Петя (прямоугольник с линией) спас козла.

Понравилось вам придумывать новые сказки? (Да!).

Лиса и козел — русская народная сказка


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: