Игра «суперкорреспондент».

Цель игры — развитие слухоречевой памяти с опорой на образное представление и логическое мышление.

Логопед: «Давайте поиграем в корреспондентов. Любой корреспондент должен уметь легко запоминать и конспектировать самую сложную информацию. Сейчас я прочитаю вам задание, а вы постарайтесь все запомнить и выполнить в точности. Я буду читать задание всего три раза, первый раз — чтобы вы могли познакомиться с заданием, второй — чтобы могли запомнить его, а третий — чтобы могли проверить, все ли правильно вы запомнили. В то время, когда я буду читать, постарайтесь мысленно представлять то, о чем я читаю. А также я думаю, что вам будет легче запомнить и правильно выполнить задание, если вы выделите из текста по порядку все только самое важное».

Задания даны по степени возрастания сложности. Подчеркнуть важность выделения в содержании прочитанного самого главного. Задача ребенка — нарисовать изображения точно по инструкции, запомнив ее на слух.

Задания читаются детям 3 раза:

1.Нарисуй пять ромбов разного цвета и объема. Последний ромб должен быть синего цвета, средний должен быть самый большой.

2.Нарисуй шесть мячей разного цвета и объема. Шестой мяч должен быть красного цвета, первый — с полосками, а третий — самый маленький.

3.Нарисуй семь воздушных шаров разного цвета и размера. Первый шар должен быть зеленого цвета, у среднего нарисуй ниточку, четвертый шар должен быть самым большим.

4.Нарисуй семь рамок для картин разного цвета и размера. Третья рамка должна быть желтого цвета, в последней изображен цветок, а пятая должна быть овальной формы.

«Магазин». Послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди .могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

«Пары слов». Предложить ученику запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, назвать пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и попросить запомнить вторые слова из каждой пары. Затем назвать первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

«Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитать 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд зачитать заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

«Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

«Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты: составление рядов из слов одной обобщающей группы, например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.; из определений к существительному, например: «Арбуз какой?», ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.»

Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

«Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ребенок должен запомнить только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

«Пиктограмма». Ребенку прочитать текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем попросить по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

«Стенограф».Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку прочитать небольшой рассказ в течение 1 — 2 мин. В это время он должен обозначать:

  • события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за

ходом рассказа;

  • каждое предложение — чертой и затем указывать количество предложений в

рассказе;

  • каждое слово — одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

«Цепочка ассоциаций». Предложить ребёнку запомнить 30 — 40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.

«Запомни порядок». Научить ребенка таким мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (цвета радуги), «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.

Литература:

1.Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: Изд-во М Г У, 1995.

2.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 232 с.

3.Матюгин И., Рыбникова И.. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. — М.: «Учитель», 2003.-56 с.

Вербицкая Дарья Кубок Азии г Тараз


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: