Игры на формирование звуковой культуры речи

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ от 1 до 3 ЛЕТ

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе представлены игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а также потешки, поговорки и чистоговорки, которые так нравятся детям.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

Вкуснятина

Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не подсаживала его.

Качели

Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

Карасий

Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

Лошадка

Открыть рот и пощёлкать кончиком языка (лошадка цокает копытами).

Лопаточка

Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.

Иголка

Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше, упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд. Выполнять

Блюдце

Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

Маляр

Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

Чистые зубки

Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

Часики

Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

Ириска

Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.

Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

Игры на формирование звуковой культуры речи

Одуванчик

Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

Звоночек

Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на звонок, одновременно произнося рь-рь-рь. Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

Свеча

Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

Колдун

Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое заклинание: Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм! Следите за артикуляцией ребёнка.

Разговор с пчелой

Меня ужалила пчела.

Я закричал:

Как ты могла?!

Пчела в ответ:

А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он был мне уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!

(М. Бородицкая)

Выучите с ребёнком стихотворение и расскажите его по ролям.

Весёлый попугайчик

Пусть ребёнок представит, что он весёлый попугайчик, который любит повторять каждое произнесённое слово. Предложите ему повторять за вами слоги и простучать ручкой ритм.

По команде ребёнок начинает отстукивать и повторять слоги:

—одинаковые: ра-ра-ра;

—со сменой темпа: ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра;

—с наращиванием ряда: па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — па-па-папа-па.

Следите за достижением синхронности голоса и движений. Воздушный шарик

Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны выпустить из него воздух, одновременно произнеся с-с-с… и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно с-с-с… и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

Насос

Ребёнок делает носом вдох и на выдохе произносит с-с-с…, одновременно делая такие движения правой ногой и руками, будто бы он накачивает насосом мячик или колесо. Звук с-с-с… следует произносить по 5 раз, делая короткий вдох носом.

Лягушонок

Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка (ква-ква).

Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

Пальчиковые игры

Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша.

Дети 2—3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.

Пароход

Пароход плывёт по речке, Из трубы дымят колечки.

(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — пароход, подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — прокладывает курс.)

Котик

Есть у котика на лапках Очень острые царапки.

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

Пальчики

Пальчик пальчикам сказал, Что поехал на вокзал. Чтобы встретить остальных, Чтобы было десять их.

(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

Цветок

Растёт цветок, к солнцу тянется, А бутон его распускается.

(Соединить ладони вместе. Медленно поднимая руки вверх, растопырить пальчики, не разъединяя кистей рук.)

Пальчики собираются в детский сад

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — Ура! В детский сад идти пора!

(М. Кольцова)

(Сначала сжать пальчики в кулачок, а затем поочерёдно расправлять их, начиная с большого.)

Теремок

На поляне теремок,

(Соединить ладони домиком.)

Дверь закрыта на замок,

(Сомкнуть пальцы в замок.)

Из трубы идёт дымок.

(Сомкнуть пальцы в колечки.)

Вокруг терема забор,

(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)

Чтобы не забрался вор.

(Пощёлкать пальцами.)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

(Кулачком постучать по ладони.)

Открывайте, я ваш друг!

(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

(Л. Останко)

Замок

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Сомкнуть пальцы в замок.)

Потянули…

(Не расцепляя пальцев, ребёнок тянет руки в разные стороны.)

Покрутили…

(Руками, сцепленными в замок, выполнить движение на себя — от себя.)

Постучали…

(Руки по-прежнему находятся в положении замок перед собой, ребёнок стучит запястьями.)

И открыли!

(Пальцы расцепить, руки развести в стороны.)

Павлин

Пальцы левой руки прижать к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к левой руке (хвост павлина). Растопыривать и соединять пальцы правой руки (павлин раскрывает и закрывает хвост).

Зайка

Выпрямить средний и указательный пальцы (ушки зайки подняты).

Большой палец, безымянный и мизинец соединить. Сгибать и разгибать пальцы сначала одновременно, затем поочерёдно (зайка шевелит ушками).

Группа Умки Презентация дидактических игр по звуковой культуре речи


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: