Ii классификация детского фольклора

(смотрите приложение 1, 2, 3, 4)

Таким образом, можно сделать вывод, что детский фольклор на протяжении существования народа отображает взгляд людей на быт, природу, взаимоотношения людей, устройств их социальной, экономической, культурной и духовной жизни. При этом всегда учитываются возрастные особенности детей. От рождения до года – своя тематика произведений, от года до трёх, от трёх до пяти – своя. В этом заключается житейская мудрость, выверенная вековыми знаниями людей.

Колыбельные

Колыбельные – произведения детского фольклора, наиболее привлёкшие наше внимание. Это самый популярный жанр устного народного творчества в каждой семье. В колыбельных мы находим воспоминание о сне, дрёме, отдыхе, о каких-то одушевлённых существах, которые могут прийти к ребёнку. Главными героями большинства колыбельных является кот. Он желанный гость в доме, в квартире, помощник мамы, его зовут качать ребёнка. Кот помогает в семье и по хозяйству, и смотрит за ребёнком, и выполняет различные поручения хозяев:

А ты котик не ходи

И малютку не буди.

Люли-люли-люли,

Пошёл кот по дули,

Отморозил лапку,

Пришёл греться в хатку.

Ещё один герой колыбельных – волчок.

Баю-баю-баю-бай,

Не ложися ты на край,

Придёт серенький волчок

И укусит за бочок.

Весьма популярными среди колыбельных стали авторские. Одни пришли с русской литературы, произведения М.Ю. Лермонтова [1]:

Спи, младенец, мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

Другие из популярного кинофильма ”Долгая дорога в дюнах»

(слова Оспазия, музыка Р. Паулса):

За печкою поёт сверчок,

Угомонись, не плачь, сынок,

Вновь за окном морозная,

Светлая ночка, звёздная,

Светлая ночка, звёздная,

Светлая ночка, звёздная.

Примечательно, что во многих семьях принимается белорусская колыбельная «Калыханка” (словы Г.Бураўкіна, музыка В. Раінчыка):

Пакрысе на расе

Патухаюць зоркі-сплюшкі.

Гулі ўсе, казкі ўсе

Пахаваны пад падушкі.

Спяць і мышкі, і стрыжы,

Спяць машыны ў гаражы.

Ты таксама каля мамы

Ціха-ціхенька ляжы.

Баю- бай, баю-бай,

Вачаняты закрывай.

А также поют с удовольствием мамы и колыбельную российского телеканала ”Спокойной ночи, малыши” (слова З.Петровой, музыка А.Островского):

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Одеяла и подушки ждут ребят.

За день мы устали очень,

Скажем всем спокойной ночи,

Глазки закрывай, баю-бай.

Таким образом, этнический, этимологический и географические границы колыбельных широки и разнообразны (см. приложение 5).

Потешки

Начиная с самых первых, элементарных движений, действия ребёнка сопровождаются песенками, которые называются потешками. Ими мамы и папы, бабушки и дедушки успокаивают детей, развлекают, с их помощью приучают к простым играм. Потешки неотделимы от игры с пальцами, ручками, ножками ребёнка, они сопровождаются разными движениями, которые выполняют сами дети или с помощью взрослых; качание на ноге, подбрасывание вверх, потягивание ручек, ножек; постукивание по ладошке, по ступне, первые шаги и др.

Наиболее распространенными при игре с руками являются потешки:

— Лады, лады, ладушки,

Где были?

-У бабушки.

— А что ели?

— Кашку.

— А что пили?

— Бражку.

Кашка вкусненькая,

Бабка добренькая,

Бражка сладенькая.

Попили, поели,

Раз – и полетели!

С ножками:

Кую – кую ножку,

Поеду у дорожку.

Дорожка кривая,

Кобылка слепая.

На дорожке слизко,

А домой неблизко.

Распространены потешки – бодание козой:

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт,

Забодает, забодает, забодает.

(Смотрите приложение 6)

Незатейливые песенки

Детские песни представляют собой разные по происхождению и содержанию произведения.

При всем богатстве содержания из песен для детей можно выделить группу произведений, сюжеты которых связаны с животным миром. Большинство из них имеют аллегорический характер, переносное значение, но детей привлекает, в первую очередь, живость и красота этих произведений, знакомые, точно обрисованные образы. Это песни — небылицы. В них дается сознательная установка на невероятность, несоответствие реальности.

Наиболее распространены среди детей сюжеты про женитьбу комара; о козлике, что ослушался бабку и пошел в лес гулять; песни о птицах, зверях, насекомых.

Животные, птицы, насекомые, домашние животные в песнях действуют как люди, выполняют определенную работу, имеют человеческие имена, должности, профессии .

Песни-зазывалки

В детский репертуар перешли и песни-зазывалки, которые представляют собой коротенькие приговоры, обращенные к солнцу, дождю, насекомым, птицам, растениям. Эти песни пришли в наш день из древности, когда явлениям природы наши предки придавали магическое значение. В них сохранилось одухотворение природных явлений.

Дождик, дождик, секани,

Бабу с поля прогони.

С наблюдениями людей за поведением зверей, птиц, насекомых, с приметами о предсказании погоды связаны многие зазывы, давние по происхождению, но ставшие составляющей детского репертуара.

Дразнилки

К детскому коллективному творчеству относятся и дразнилки — небольшие поэтические произведения, высмеивающие противника: его имя, внешний вид, черты характера, род занятий.

Многие дразнилки, как и клички, очень метко подчеркивают характер или внешность и надолго закрепляются за человеком (даже во взрослой жизни).

— Рыжий, рыжий, конопатый,

Убил дедушку лопатой.

— А я дедушку не бил,

А я дедушку любил.

(Смотрите приложение 7).

Считалки

К игровому фольклору относятся считалки — небольшие поэтические юмористического характера произведения, с помощью которых определяется очерёдность участия в игре, выбираются действующие лица или ведущий. В игре считалочка имеет силу закона, она предупреждает возможность своеволия или превышения полномочий силою, положением. Огромную роль в считалочках играет ритм.

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки,

Раз, два, три,

Выходи из круга ты. (Смотрите приложение 8)

Игры

Значительное место в жизни детей занимает игра — основная форма их деятельности, содержание жизни. Без игры немыслимо детство.

Детские игры деревни Гожа. Их происхождение нельзя рассматривать в отрыве от творческой и профессиональной деятельности взрослых.

Детская этнография — это отображение этнографии взрослых.

Гожские игры, как вообще игры детей, тесно связаны с бытом и жизнью людей, окружающей природой. Об этом свидетельствуют их названия:

Карнизы, «Резиночка». «Земелька», «Паутина», «Ножка», «Съедобное-несъедобное», «Десяточка», «Ножка».

Многие игры основаны на копировании движений при определённых видах деятельности:

Крокодил, «Казаки-разбойники», «Собачка».

Такие игры как Проса, Мак когда-то имели магические, культовые функции, которые со временем потерялись.

Игра — своеобразная идейная платформа, благодаря которой происходит общение между детьми.

Заключение

Исследуя полученный в результате сбора материал, мы установили, что соединение художественного и познавательного, эстетического и воспитательного значения современного детского фольклора настолько органичное, что очень тяжело отделить одно от другого. Знания здесь идут на самом доступном для детей языке — эмоциональном. Через детский фольклор закрепляются и развиваются фонетические, лексические и морфологические особенности поэтической речи, а дальше — весь круг образности, конкретные средства художественного восприятия чувств и мыслей, что приводит к осознанию самобытности искусства и формирует духовный мир подрастающего человека.

Таким образом, в результате проделанной работы нами изучены теоретический материал и национальный состав населения Гожи, собран, систематизирован и подсчитан материал текстов современного детского фольклора: колыбельные – 16, дразнилки – 14, потешки – 27, считалки – 19.

Работа заинтересовала нас, и в дальнейшем мы планируем продолжить начатое дело: собрать материал, создать видеотеку по данной тематике, выпустить сборник и напечатать его в школьной газете, а также разместить материал на сайте школы.

Использованная литература:

1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый/

М.Ю.Лермонтов. Москва: Издательство «Правда», 1988

2. Снапкова Л.В. Детский фольклор. Традиционная культура белорусов/ Л.В. Снапкова. Минск: Национальный институт образования, 2010

3. Тетёркина В.В. Язык и социум: материалы VI Международной конференции/В.В.Тетёркина. Минск, 2004

Приложения

Приложение 1

Развитие речи средняя группа


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: