Ii основная часть исследования.

Исламгулова Алия Юрисовна Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Муравленко, МБОУ СОШ №5 9-э класс

I Введение

На уроках в школе и ДХШ традиционно обращаются к живописи романтизма и реализма. Увидев полотно Верещагина «Апофеоз войны»[1] мы не смогли определить стиль, наши друзья то же не смогли нам помочь. Нам захотелось научиться распознавать черты аллегории в живописи всех эпох и стилей, узнать имена художников использующих в своих полотнах приемы аллегории, узнать почему аллегория то пользуется популярностью, то исчезает… А может мы ошибаемся, она никуда не исчезает, просто мы не умеем ее распознавать. И мы задали себе вопрос, а есть ли в современной живописи место аллегории.

Цель: «Исследовать приемы аллегории в живописи».

Задачи:

— исследовать аллегорию, как прием в искусстве;

-исследовать историю применения аллегории в живописи с древнейших времен до наших дней;

-систематизировать полученные данные в таблицу: «Каталог живописных работ, выполненных в художественном приеме аллегории»; -провести анкетирование среди разных возрастных групп «Аллегория в живописи», с целью изучить, понимание аллегории как приема в искусстве; — провести эксперимент «Влияние полученной информации на понимание приема аллегории в искусстве живописи», с целью доказать, что аллегорию как направление в искусстве может понять каждый, кто изучит ее приемы и назначение.

Проблема.Отсутствие понимания приема аллегории в живописи делает невозможным самостоятельно выявлять аллегорические картины из общего числа репродукций, при посещении музея, галереи, выставки.

Гипотеза: «Если мы изучим художественный прием аллегории в искусстве и в живописи в частности, то сможем самостоятельно определять черты аллегории в классических и современных живописных работах» .

Объект исследования: Приемы аллегории в живописи; Предмет исследования:Понимание сверстникамиаллегории в живописи. Методы работы. Теоретические:

Исследование – поиск необходимой для исследования информации (библиотеки, фильмотеки, сайты сети Интернет);

Эмпирические:

Тестирование – разработка и проведение анкеты «Аллегория в живописи». Обработка полученных данных с занесением в таблицу и созданием на основе данных диаграмм;

Анализ:

– аналитическая обработка полученной информации в ходе исследования и тестирования;

— создание таблицы «Каталог живописных работ, выполненных в художественном приеме аллегории»;

Эксперимент; «Влияние полученной информации на понимание приема аллегории в искусстве живописи».

Новизна и актуальность.Прием аллегории упоминается в различных изданиях и сайтах интернета, но единого каталога, где бы присутствовали художники всех эпох, стилей мы не нашли, возможно его нет. Проведенная нами анкета доказывает, что почти все опрашиваемые нами хотели бы научиться узнавать аллегорию и объяснять ее значение. Наша работа попробует систематизировать полученные в ходе исследования данные, создать единый каталог и свод приемов и правил, применяемых художниками. В ходе эксперимента мы постараемся доказать, что аллегорию как направление в искусстве может понять каждый, кто изучит ее приемы и назначение.

Практическая и теоретическая значимость исследования:

? Глубокое изучение художественного приема аллегория в искусстве вообще и в живописи в частности расширяет наши познания в изобразительном искусстве; ? Освоение технологии составления анкеты, опроса, систематизации и обобщения полученных данных, анализа современного понимания приема аллегории среди молодежи; ? Создание таблицы «Значение символов в аллегории живописи», помогающей изучению аллегории в живописи. ? Создание каталога мировых художников и в том числе русских, применяющих аллегорию в своих полотнах.

II Основная часть исследования.

Глава 1. Художественный прием в искусстве «аллегория» Аллего?рия[2] (иносказание) — условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение. Аллегория в отличие от символа — всегда повествование.

Аллегория в Литературе.[3]

Простейшим примером аллегории в литературе является басня. Аллегория в литературном приеме, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями. В художественной литературе аллегория используется как средство усиления поэтической выразительности. Образное, предметное ее воплощение создает дополнительные, а порой и новые художественные и смысловые оттенки. Например, лев, волк, лиса, и т.п. Не случайно в сказках и баснях хитрость показывается в образе лисы и т.д. Аллегория может оставаться весьма выразительным приемом повествования, чаще всего «идеологический» смысл выражается посредством иронической или сатирической интонации («Кролики и удавы» Ф.А. Искандера). В форме аллегории написаны роман Джона Буньяна .

Изобразительное искусство:

Аллегория в Скульптуре.[4]

Яркий пример аллегории в скульптуре — Медный всадник в Санкт-Петербурге. Постамент скульптуры, придана форма морской волны. Она символ природных стихий. Но Пётр I на коне изображён скульптором на гребне волны и как бы указывающим повелительным жестом. Змея, раздавленная копытами коня, символизирует те препятствия, с которыми Петр I победил при основании Петербурга и вообще во всей своей государственной деятельности. Ещё один пример аллегории в скульптуре — фигуры рабов Микеланджело: Восставший раб и Умирающий раб. Иносказательный язык аллегории был понятен образованным современникам. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.

Аллегория в живописи.[5]

Но применение аллегории требует от художника соблюдения меры. Перегруженная символами, оторванная от реалистичных образов аллегория утрачивает эстетическую ценность, становясь голой, безжизненной абстракцией. Напротив, у великих художников XVII века: Веласкеса, Луи Ленена, Вермеера — аллегория часто скрыта в простых сценах из повседневной жизни. В картине Джованни Беллини Священная аллегория выражено католическое учение о сущности христианской церкви. Аллегория — художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, война, мир, смерть и т. д. представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению. Например: времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой. Аллегория в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе.. По своей функции часто сближается с эмблемой. Наиболее распространённый вид А.- персонификация, то есть фигура, снабжённая одним или несколькими атрибутами, поясняющими её смысл. Изображение отвлечённой идеи или понятия посредством зримого образа. В живописи, скульптуре, графике выражается, человеческой фигурой с определёнными атрибутами – поясняющими предметами.

Вывод. Прием аллегории применяется во всех видах искусства, особенно в литературе и ИЗО. Что бы понять, как именно художники используют этот прием, нам необходимо подробно рассмотреть в хроникальной последовательности историю применения аллегории в живописи во все эпохи и различные стили.

Лекция 3: Репрезентативная выборка и методы выборочного исследования


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: