Iii. работа над темой урока.

? Вступительная беседа.

Учитель. Давайте познакомимся с творчеством А.К. Саврасова (Презентация о художнике)

Iii. работа над темой урока.

Iii. работа над темой урока.

Iii. работа над темой урока.

Iii. работа над темой урока.

Iii. работа над темой урока.

? Сообщение учащегося. Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу.

В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.

А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и

И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. У Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Из воспоминаний художника Константина Алексеевича Коровина, ученика Саврасова: Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой — его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались… Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора — такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то — все как-то не про то — про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают…

А.К.Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.

Учитель. Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года». Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А.К. Саврасова . (Презентация учащихся о Третьяковской галерее).

Iii. работа над темой урока.

Iii. работа над темой урока.

Iii. работа над темой урока.

Iii. работа над темой урока.

Iii. работа над темой урока.

Учитель. — Какие чувства вызывает у вас эта картина?

— Почему картина называется «Грачи прилетели»?

?История создания картины (Презентация учащихся об истории создания картины).

Iii. работа над темой урока.

Iii. работа над темой урока.

Ученик. Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.К.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки… Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. А.К.Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так, что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда.

Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.

Но весна пришла, как приходит всегда, — неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

— Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!

Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл её для своей галереи.

Учитель.А каким вы видите приход весны(Фильм рисунки о весне)

— Полотно, действительно, никого не оставляет равнодушным. Послушайте отрывок из рассказа Г.А. Скребицкого.

?Работа с текстом. Чтение отрывка из рассказа Г. А. Скребицкого

«Грачи прилетели».

Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михалыч слушает и похваливает:

— Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают. Послушав грачей, Михалыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила березовая роща, и старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я вижу это не на картине, а просто гляжу через окно на двор, на березы, на поля за рекой. Михалыч тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное.

Учитель. —Как Вы думаете, почему автор рассказа и его герой любят смотреть на картину?

— А вот как описывает это же событие А.Жемчужников.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

ГРАЧИ

Лесок дремал. Приход ничей

Его покуда не тревожил.

Но я пришел, и сонм грачей

Взлетел, крича, и весь он ожил.

Они, к полудню прилетев

С прогулок утренних по нивам,

Качались на верхах дерев

В расположении сонливом.

Я помешал; я их спугнул.

Над рощей долго в шумной свалке

Стоял грачей басистый гул,

И звонко вторили им галки.

Иным грачей несносен крик;

А я его люблю, напротив.

Я с детских лет к грачам привык,

Себя их слушать приохотив.

Друзья родной земли моей,

Они, как я, здесь летом — дома.

Непостижима без грачей

Страна дубов и чернозема.

? Беседа по картине.

Учитель.Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину (Учащиеся молча рассматривают репродукции картины, которые есть у них на партах)

— Почему эту картину мы называем пейзажем? (На ней изображена природа)

— Какие краски преобладают на картине? (голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые и т.д.)

— Какое настроение вызывает у вас эта картина?

— Перечислите всё, что вы увидели на картине? (грачи, гнезда, церковь, поле, небо, берёзы, старые домики, снег, пруд)

— Представьте, что вы очутились около этих березок (Если хотите, то можете закрыть глаза). Какие звуки вы можете услышать? (крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)

— Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (березы с грачиными гнездами, грачи).

Учитель.Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и твердят свою радостную весть о близости весны. (Слайды о грачах)

Iii. работа над темой урока.

Iii. работа над темой урока.

Чем заняты грачи? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).

— Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны? (грачи, которые летают над гнездами)

— Обратите внимание, как художник тщательно прорисовал ветки встрепенувшихся, оживших от птичьего шума берез. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд.

— Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и те веточки, которые находятся на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.

— Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег? (снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)

Что изображено позади берез, на заднем плане? (деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля)

— Передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега. Эти создается впечатление огромного пространства, запечатленного на полотне.

— Как художник изобразил небо? (небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте)

— Ребята, а как выдумаете, можно ли нарисовать воздух?Почему же, говоря о «Грачах», один из современников отмечал, что «картина наполнена свежим весенним воздухом»? Как автор смог это передать? (он передал это с помощью мягкой цветовой гаммы, сдержанных, светлых, прозрачных тонов, четкости изображения всех деталей картины)

— Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить? (воздух по-весеннему прозрачен и легок)

— Как Вы думаете, что хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении? (Выслушиваются ответы учащихся)

Учитель. Мы с вами собрали очень много материала. Теперь наша задача — обобщить собранные впечатления и написать сочинение.

? Словарно-орфографическая и стилистическая работа. (Работа в группах)

Учитель. Подберите и запишите на своих листах синонимы к словам:

Урок 3. Работа с текстом за один урок.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: