Iii. закрепление материала.

Тема. Моральные отношения и нравственные ценности

Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с понятием моральная оценка и критериями, по которым ставится моральная оценка; рассмотреть основные задачи морали, определить общечеловеческие ценности;

2) развивающая:продолжить формирование умений анализировать, оценивать конкретные ситуации с позиций норм морали; проводить сравнительный анализ сходных явлений; интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире;

3) воспитательная:сформировать умения и навыки моральной оценки личности, самооценки, выбора в сложных жизненных ситуациях; развивать культуру общения, нравственные качества; воспитывать уважение к окружающим людям, толерантность, милосердие.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Ход урока

I.Тема и цель урока.

Эпиграф к сегодняшнему уроку – слова Булата Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство,

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь!

Соотнесите основную мысль этого стихотворения с темой сегодняшнего урока (ответы детей).

?? Многие считают, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Вы согласны с этим?

Итак, совесть – это главный страж и критик всех наших поступков.

II. Подача материала.

1. Мораль регулирует. В зависимости от качеств, которыми обладает человек, строится его поведение в той или иной ситуации. Как часто мы видим, что в одной и той же ситуации поведение разных людей различно. В качестве подтверждения хотелось бы привести в пример слова поэтессы Юлии Друниной :

Когда в горячке бьется пулемет,

Один лежит, другой бежит вперед.

И так во всем и всюду и всегда –

Когда на плечи свалится беда,

Когда за горло жизнь тебя возьмет,

Один лежит, другой бежит вперед.

?? Вы согласны с этим? Приведите примеры (ответы детей).

Почему так происходит? От чего это зависит?

Таким образом, мораль регулирует поведение человека.

В любой ситуации нужно помнить золотое правило нравственности. А что это за правило такое? Как оно звучит?

« Это правило появилось еще в первые века до нашей эры. Древние источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к мудрецам и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было постичь, стоя на одной ноге. Наконец пришел он с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилону. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!».

Это правило и было названо золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему?

К сожалению, об этом правиле мы вспоминаем редко и ведем себя аморально по отношению к окружающим людям. Особенно это заметно по отношению к представителям разных наций, религий, цвета кожи и социального класса.

Иногда кто-то ставит себя выше других людей, что противоречит Всеобщей декларации прав человека, которая была принята ООН 10 декабря 1948 года. Несмотря на то, что моральные нормы нигде не записаны, они стали основой этого документа.

Самое страшное, что может проявлять человек в отношении других – это ненависть. Она порождает жестокость.

?? А есть ли разница между этими понятиями? В чем она заключается? (ответы детей).

Есть ли случаи, в которых ненависть и жестокость оправданы? В качестве доказательства, приведите примеры?

Таким образом, от того, какими нравственными качествами обладает человек, зависит и его поведение в обществе, и его отношение к окружающим людям.

2. Мораль воспитывает.

?? Как же стать человеком нравственным?

Нужно воспитать эти качества, ведь моральные ценности не заложены в человеке с рождения.

?? Кто же их формирует? Приведите примеры .

До седин людям свойственно стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, наверное, будет всегда.

?? Обратимся к классике и истории. Давайте вспомним героев литературных произведений и исторических личностей, которые являют собой образцы высокой нравственности и наоборот.

III. Закрепление материала.

Учитель:Итак, мы вспомнили основные понятия морали, познакомились с критериями, по которым ставится моральная оценка, рассмотрели общечеловеческие ценности и нравственные стороны поведения человека. А теперь на основании этого я прошу вас составить портрет нравственной личности, но сделать это нужно в трех предложениях.

3-й этап, закрепление материала


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: