Индивид, личность, индивидуальность, субъект жизнедеятельности.

Тема 3. Понятие о личности.

1. Индивид, личность, индивидуальность, субъект жизнедеятельности.

2. Социализация и индивидуализация личности.

3. Я-концепция.

4. Структура личности (по К.К.Платонову)

5. Типология личности (по К.Г.Юнгу).

6. Теории личности.

Индивид, личность, индивидуальность, субъект жизнедеятельности.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее полным является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка с взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода.

Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Понятие «индивид» (от лат. Individuum – неделимое) используют для обозначения человека как биологического организма, носителя общих генотипических наследственных свойств биологического вида Homo sapiens, как отдельного представителя человеческой общности.

Наиболее общие характеристики индивида: 1) целостность психофизиологической организации, которая указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида; 2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности; 3) активность, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Понятие «личность» используется для обозначения социально-психологической сущности человека, формирующейся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Личность есть понятие социальное, оно выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; это системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, формирующееся в совместной деятельности и общении в социуме.

Личность характеризуется: 1) активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т.п.); 2) направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп, 4) степенью осознанности своих отношений к действительности (отношения, установки и т.п.).

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента.

Для современных психологических исследований все более характерным становится системный подход к исследованию становления субъектной позиции человека.

К.А. Абульханова-Славская, указывая на проблемы определения субъекта в психологии, отмечает, что при создании теоретической концепции субъекта необходимо исходить из двух положений. Во-первых, являясь специфической формой организации, субъект не является совершенством, но «постоянно решает задачу совершенствования, и в этом его человеческая специфика и постоянно возобновляющаяся задача». Во-вторых, необходимо учитывать, что активность субъекта проявляется в постоянном разрешении противоречия между организацией личности и требованиями внешней среды. По мнению автора, разрешая это противоречие, субъект вырабатывает способ организации, систему своей деятельности, в которой личность преобразуется и выступает в новом качестве.

Общество и человек: Человек (индивид, индивидуальность, личность). Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: