Инт.: а молодежь куда ходит?

Интервьюер (Инт.): Расскажите пожалуйста о вашей жизни в селе?

Информант (Инф): [смеется] Уж скоро 79 лет будет, как живу в этом селе-то. Родилась 7 сентября 1933 года. Помню, как война началась. Было мне 7 лет. Помню, бабушка плакала, ну сына брали в армию, мне-то она бабушка была…И вот как она плакала, она мне запомнилась. Потом ещё была у нас корова там, где мы жили, на другой улице. И вот тогда все забирали в сельский совет, вроде как на войну все отправлять.

Инт.: Это в военные годы, да?

Инф.: Да, да, как раз в 41 год начался. Вот сделают масло из коровьего, там сметаны. «Баб, говорю, помажь мне кусочек маслом», а она говорит: «Нельзя, потому что язык проглотишь». Ну а на самом деле…Всё отбирали, ничего не было, ели вон одну картошку немазаную…и хлеба-то не было. Уже потом начали по 100 грамм хлеба-то выдавать. Очередь бабушка пойдет занимать с самого вечера и до самого утра, целыми ночами ждала. Ещё когда дадут эти 100 грамм, когда нет.

Инт.: А говорят у вас тут голод был?

Инф.: И голод был, ну 33 год, я только родилась, я ж не знаю, как он был, ну только вот во время войны. В школу идти обувать нечего. Помню, какие-то большие ботинки были, ну как военные они вроде бы были. Намотал на ноги что-нибудь, их оденешь, это зимой так в школу ходили.

Инт.: А как менялось село на протяжении вашей жизни, в каком году оно стало процветать?

Инф.: Так уж туды к 50тым годам. Я уж тут подросла и в 48 году мы отсюда уехали в Казахстан, и там мы жили 8 лет, вот так вот. А потом опять оттуда переехали, ну там говорили вроде хлеба много, тут мол хлеба нет, а там хлебный город, туда-сюда. Ну, конечно, это были только разговоры, а там не хлеба не было, ничего не было, ходили голодные тоже, как говорится, в пору иди и попрошайничай. Вот так вота. А село возникло около 300 лет назад, основал его какой-то Алексей, не знай поп, не знай кто ещё.

Инт.: А вот когда вы приехали обратно, что тут было интересного?

Инф.: Здесь уже стали лучше люди-то жить. Немножко хоть картошки, а то ведь и картошку отбирали, так вот и картошку стали вдоволь есть. Все отбирали раньше.

Инт.: А какие события самые важные для вас в селе происходили?

Инф.: Да какие? Мне кажется, все как было, так и есть, и никаких почти изменений нет. Кто был богатый, они так и остались, а мы, как говорится, как были голытьба, так голытьбой и остались. Ну потом тут уж я поступила учиться на медсестру, когда мне было 17 лет. И вот 40 лет проработала медсестрой. Теперь я на пенсии, а пенсия маленькая, всего 5 тысяч. Как можно прожить на 5 тысяч-то? Живешь, живешь [удрученно]. Все, что построено было, все гнилое, разваливается. А строить и сил нет, и денег нет. Одни лекарства только 1000 рублей стоят. А там не знай таблетки, не знай белая глина. Вот так вот.

Инт.: А что вы можете рассказать о жителях села?

Инф.: Да мы дома сидим, ничего уж сейчас и не знаем. Ну молодежь вон смотришь все вроде как нормальные. Богатые, они этого не знают, что мы знали. И траву ели и не знай чего ели, ещё во время войны, и было все сладко, все хорошее.

Инт.: Вообще как-то делятся у вас жители села? На богатых, бедных?

Инф.: Да [вздыхает], если я уж бедная, то бедная, а богатые, так они и есть богатые.

Инт.: А вообще много тут коренных жителей?

Инф.: Да почти все. Это сейчас вот приезжают

Инт.: А откуда приезжают, не знаете?

Инф.: Из Казахстана, со всех сторон.

Инт.: А работают они где?

Инф.: Да которые в колхозе, которые нигде. Но все строятся и все богатые, с деньгами приезжают наверное.

Инт.: А работа здесь есть у вас?

Инф.: Нет, молодежь вон, в колхозе и то нет работы. А был раньше колхоз-миллионер. А уж сейчас и колхозов нет, все выкупили богатые, а мы как были бедные, так и остались, уж помрем скоро.

Инт.: А приезжие здесь постоянно живут?

Инф.: Да постоянно, стройки у них здесь, у богатых, нравится им здесь. Скотины у них нет, да её сейчас почти ни у кого нет, бедным не на что содержать, богатым не нужна.

Инт.: Скажите, а почему в селе так много одинаковых фамилий?

Инф.: Да кто его знает? Женяться между собой наверно. Вот, например, Чернов и у него сын Чернов, а у него опять сын Чернов народился, вот так и идет много фамилий.

Инт.: А люди уезжают отсюда?

Инф.: Наоборот, все сюда едут. Молодежь только учиться уезжает, потом так и сидят с дипломами, работы-то нет. Вот так.

Инт.: А вот кто на лето приезжает, вы что о них можете сказать?

Инф.: Ничего не могу сказать, не знаю. Сижу у двора своего, мало, что вижу. На рынок не хожу, денег нет, 5000 тысяч пенсия, как хочешь, так и живи. Скотину-то теперь не держут особо, денег нет содержать.

Инт.: А люди вашего поколения, которые здесь живут, в основном также живут?

Инф.: Да конечно, что там. Уже вымирает наше поколение.

Инт.: А куда вы ходите обычно, какие места посещаете?

Инф.: Да никуда, вот к соседке придешь, соседка ко мне, сидим у двора одна-две соседки.

Инт.: А на базар ходите?

Инф.: Нет, какой базар…

Инт.: А в дом культуры?

Инф.: Раньше ходили, когда молодые были. Побежишь кино индийское смотреть там. Или там на танцы [смеется].

Инт.: А молодежь куда ходит?

Инф.: Ну в клуб, может в кино, на танцы или дискотеки какие. Сидишь тут, откуда чего знаешь? Куда там молодежь ходит…

ЭЛДЖЕЙ РАССКАЗАЛ О КОНФЛИКТЕ С FEDUK


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: