Использование тестов, методов, антропометрических индексов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности.

Содержание программы

Учебная дисциплина Физическая культура включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного материала:

— теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

-практический, состоящий из двух подразделов:

1. методко-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортиьной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности,

2. и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой, практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;

— контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной

Эффективность техники определяется соответствием ее реальным задачам и высоким конечным результатам. Стабильность связана с помехоустойчивостью независимо от условий состязаний и функционального состязания спортсмена. Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении различных приемов и действий. Тактическая подготовка. Спортивная тактика – искусство ведения спортивного поединка со спортивными соперниками, а также умение наиболее эффективно использовать свои возможности для достижения высоких спортивных результатов. Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Также тактика может быть пассивной и активной. Пассивная тактика – это заранее предусмотренное предоставление инициативы сопернику, для того чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Активная тактика – это навязывание сопернику действий выгодных для себя. Тактика спортсмена в соревнованиях определяется задачей которая ставится перед ним. Все разнообразие задач можно свести к четырем: 1.Показать максимальный результат. 2.Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат. 3.Выиграть соревнования и одновременно показать хороший результат. 4.Показать результат для выхода в следующий круг. В процессе тактической подготовки занимающихся предусматривается усвоение ими те6оретических знаний о спортивной тактике, изучение возможностей спортивных

5. Виды подготовки в процессе тренировки В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Спортивная подготовка – сложный специализированный процесс, оказывающий на занимающихся разносторонне воздействие. В основном этот процесс реализуется спортивными тренировками. Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы: — теоретическая подготовка; — техническая подготовка; — тактическая подготовка; — морально-волевая и психологическая подготовка; -физическая подготовка. Теоретическая подготовка заключается в привитии знаний по теории и методики спортивной тренировки, в области гигиены и самоконтроля, ведение здорового образа жизни, в изучении механизмов воздействия на организм человека различных физических упражнений и тренировочных нагрузок. Формами теоретической подготовки являются проведение лекций и семинаров, бесед на практических занятиях, изучение специальной литературы. Техническая подготовка заключается в изучении и совершенствовании техники выполнения физических упражнений и технических приемов. Спортивная техника – это целесообразный способ выполнения физического упражнения. Под совершенной техникой подразумеваются наиболее рациональные, эффективные способы выполнения двигательного действия. Понятие «спортивное мастерство» предполагает высокую степень владения техническими приемами. В процессе технической подготовки необходимо добиться чтобы техника отвечала следующим требованиям: эффективность, стабильность, экономичность и вариативность.
деятельности студентов. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функции. В условиях свободы выбора студентом деятельности и самостоятельной стратегии общекультурной подготовки, материал Программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный или базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, региональные условия и традиции развития культуры. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, в том числе авторских, интегративных и других. Вопросы для собеседования: 1. Цели и основные задачи физкультурного воспитания в ВУЗе. 2. Формы организации физкультурного воспитания: учебные занятия, внеурочные занятия. 3. Дать определение понятию: физическое развитие. 4. Дать определение понятию: физическая подготовленость. Зачетные требования к студентам: специальному медицинскому отделению, основному и спортивному

5.отделениям. 6. Обязанности студентов, условия получения зачета по физической культуре. 7. Этапы развития физического воспитания в Вузах. 8. Физическая культура и спорт – социальные феномены общества. ЛИТЕРАТУРА 1. Физическое воспитание. Учебник 1983г. Под ред. В.А. Головина. 2. Теория и методика физической культуры. Учебник 1991г. Л.П. Матвеев. 3. Теория и методика физической культуры. Учебник для Вузов. 2005г. Курамшин Ю.Ф. 4. Физическое воспитание: теория, методика, практика. Учебник 2005г. Менхин Ю.В. Жигало Владимир Яковлевич. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Содержание 1 Организм человека как единая биологическая система. Обмен веществ и энергии. а) Функциональная активность. Гиподинамия.
выполнение норм и требований, при соблюдении их выполнения. Для присвоения звания Мастер спорта России международного класса нормы и требования выполняются на соревнованиях международного уровня, если спортсмен выступал за сборную команду России, а так же в случае установления или повторения рекорда Европы или мира. Для присвоения звания Мастер спорта России обязательным условием является участие в судействе соревнований не менее 3-х судей Всероссийской или Международной категории. Для присвоения спортивных разрядов обязательным условием является участие в судействе соревнований: — Кандидат в мастера спорта – не менее 2-х судей Всероссийской категории и выше; — I-й разряд – не менее 3-х судей первой категории и выше; — других массовых разрядов – не менее 5-и судей. Порядок присвоения спортивных званий и разрядов Спортивные звания (Мастер спорта России международного класса), (Мастер спорта России) присваиваются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Разряд Кандидат в мастера спорта присваивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Спортивные звания присваиваются пожизненно. Спортивные разряды необходимо подтверждать один раз в два года. Спортивная классификация носит подвижный динамичный характер. Периодически в нее вносятся изменения, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их механическая оснащенность и другие факторы.

ориентиры, как для начинающих, так и для высококвалифицированных спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса. Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от высших к низшим). Спортивные звания: 1. «Мастер спорта России международного класса» (МСМК) или «Гроссмейстер России»; 2. «Мастер спорта России» (МС); 3. За особо выдающиеся достижения присваивается звание «Заслуженный мастер спорта России» (ЗМС). Спортивные разряды: 1. «Кандидат в мастера спорта» (КМС); 2. I разряд; 3. II разряд; 4. III разряд; 5. I юношеский разряд; 6. II юношеский разряд; 7. III юношеский разряд. Нормы и требования для присвоения спортивных званий и разрядов Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса. Разрядные требования определяются такими положениями: — занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба; — добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов. Спортивные разряды и звания присваиваются только по результатам официальных соревнований за
б) Кровь и кровообращение. в) Дыхание. Гипоксия. г) Другие внутренние органы и системы организма человека 2. Физиологические основы двигательной активности. а) Регуляция деятельности организма. б) Двигательные навыки и координация движений. в) Физические качества человека. г) Утомление. д) Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям среды. 3. Литература. 1 Организм человека как единая биологическая система. Обмен веществ и энергии Естественнонаучными основами физического воспитания является комплекс медико-биологических наук и в первую очередь анатомия, физиология, биология, гигиена. На достижениях этих наук базируется теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки. Медицинская наука при рассмотрении отдельных органов и систем человека исходит из принципа целостности человеческого организма и его единства с внешней средой. Все органы человеческого организма тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются основой единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиямиокружающей среды. Внешние природные и социальные условия существования, с которыми человеческий организм находится в постоянном взаимодействии, могут оказывать на него как полезные, так и вредные воздействия. Отличительной особенностью человека является

возможность сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической трудоспособности и продления жизни. Однако без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов, систем и всего организма, особенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности невозможно правильно организовать процесс физического воспитания, определять объем и интенсивность физических упражнений, а также их подбор с учетом задач тренировки и индивидуальных особенностей занимающихся. Единство организма человека с внешней средой проявляется, прежде всего, в постоянно непрекращающемся обмене веществ и энергии. Ни одна ткань, ни одна клетка организма не может нормально осуществлять свои жизненные функции без притока питательных веществ и кислорода, без непрерывного удаления продуктов распада. Постоянный обмен веществ и энергии выражается, с одной стороны, процессами ассимиляции – усвоением поступающих в организм питательных веществ и кислорода, которые сопровождаются накоплением в организме потенциальной энергии, с другой стороны, процессами диссимиляции – постоянным распадом усвоенных сложных химических веществ на более простые с высвобождением химической энергии, которая затем переходит в тепловую, механическую, биоэлектрическую. В процессе обмена веществ различают три этапа: 1 – й этап – поступление в организм питательных веществ и кислорода; 2– й этап – усвоение питательных веществ и кислорода тканями тела и протекание окислительных биохимических реакций с поглощением и высвобождением энергии; 3 – й этап – выведение из тканей и организма продуктов распада. Кислород поступает в ткани организма с помощью дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а питательные
нормативным правовым документом в области физической культуры и спорта, определяющим требования, условия и порядок выполнения и присвоения спортивных званий и разрядов. Единая всероссийская классификация имеет цель и задачи. Цель: способствовать привлечению граждан России к активным занятиям спортом, повышать уровень всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства, занимающихся спортом. Задачи: 1. Устанавливать разрядные нормы и требования, а так же условия их выполнения с учетом уровня развития вида спорта в России и в мире и задачами, стоящими по развитию конкретных видов спорта. 2. Определить порядок присвоения спортивных званий и разрядов по всем видам спорта, признанным в установленном порядке в Российской Федерации. 3. Содействовать развитию видов спорта посредством совершенствования системы и организации проведения соревнований. Действующая спортивная классификация включает в себя все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения. Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта, (например — марафонский бег и тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статистическую достоверность установленной трудоемкости и реальных средств достижения одного и того же разряда. Так, звание «Мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6 – 8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реально возможные сроки достижения нормативов и требований отдельных разрядов и званий – это и определенные временные

который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки. И вот вы сверили все свои показатели. Все в полном порядке. К тому же спортивная федерация, спонсоры и Российский студенческий спортивный союз взяли вас под опеку и у вас нет проблем ни со специальным оборудованием и местами занятий, ни с дорогим качественным спортивным инвентарем, ни со специальным медико-биологическим обеспечением (питанием, витаминизацией и т.д.), ни с восстановительными процедурами (спортивным массажем, сауной и др.) у вас есть все! Казалось бы вперед, к олимпийским вершинам! Но не тут-то было! Не учли того, что в сутках всего 24 часа! Современная подготовка спортсменов суперкласса требует больших ежедневных временных затрат. Совмещение активных занятий в сфере большого спорта с полноценной учебой в высшем учебном заведении неизбежно сталкивается с проблемой времени. В числителе – за недельный цикл, в знаменателе за год. Таким образом, общий объем тренировочной работы примерно равен или несколько превышает недельный объем аудиторных занятий студентов вузов. А если учесть, что спортсменам проводится 2-3-разовая тренировка в день, и что в приведенные данные не вошло время, затрачиваемое на восстановительные процедуры, переезды к месту занятий, то сумма затраченного времени окажется еще выше. Самый существенный минус в попытке совмещать активное функционирование студента в большом спорте и профессиональное становление в вузе – катастрофическая нехватка времени. 4. Единая спортивная классификация Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая всероссийская классификация (ЕВСК). Единая всероссийская классификация является
вещества – углеводы, жиры, белки, минеральные соли, микроэлементы, витамины и вода – поступают в организм с пищей. Углеводы используются организмом преимущественно как источник энергии (один грамм углеводов дает 4,1 ккал.). Особенно интенсивно углеводы используются мышцами и клетками головного мозга. Организм постоянно насыщает углеводами, которые в виде глюкозы в небольших количествах содержатся во всех тканях. Глюкоза постоянно содержится в крови в количестве (в норме) от 0,08 до 0,12%. Организм обладает свойством откладывать в запас углеводы в виде гликогена в печени и в мышцах. Величина запаса в среднем составляет 350 гр., у спортсменов она может достигать 560 гр., что увеличивает их постоянные возможности к проявлению физической и умственной работоспособности. Перед интенсивной физической и умственной работой рефлекторно повышается количество глюкозы в крови. Исследования показали, что особенно много углеводов потребляется мышцами при физической работе. В то же время интересно отметить, что содержание глюкозы в крови у студента перед экзаменом такое же, как у боксера перед боем. При интенсивной длительной физической работе, равно как и при умственной, количество углеводов в крови, печени и мышцах истощаются. Уменьшение концентрации глюкозы в крови до 0,07% (гипогликемия) снижает мышечную и умственную работоспособность и может привести к нарушению деятельности нервной системы вплоть до потери сознания. Снижение концентрации до 0,06% приводит в большинстве случаев к невозможности продолжения физической и умственной деятельности. Однако у тренированных спортсменов наблюдается способность продолжать физическую работу при снижении концентрации глюкозы в крови даже до 0,04%, что указывает на высокие резервные возможности организма тренированного к физическим нагрузкам человека. Источниками углеводов являются почти

исключительно растительные продукты. Жиры обладают более высокой энергетической ценностью. При расщеплении 1 гр. жиров выделяется 9,3 ккал. Жиры выполняют в организме и другие функции. Подкожно-жировая клетчатка предохраняет организм от излишней потери тепла, жировая ткань окружает и внутренние органы брюшной полости, способствует их фиксации и предохраняет от механических повреждений. Жир покрывает поверхность кожи и предохраняет ее от высыхания и излишнего смачивания при соприкосновении с водой; молекулы жиров и жироподобные вещества входят в состав клеточных мембран, на внутренней и внешней поверхности которых постоянно протекают сложные реакции обмена веществ. Жиры как энергетический материал в рабочих условиях используются сердечной мышцей: 67% потребляемого сердцем кислорода расходуется на сжигание жирных кислот. Скелетные мышцы начинают использовать жиры в качестве источника энергии только после длительной, интенсивной работы, когда запасы углеводов истощаются и организму грозит «энергетический кризис». В этих условиях процесс замещения углеводов жирами может быть интенсивным, до 80% всей необходимой энергии освобождается в результате расщепления жира. Поэтому регулярные активные занятия спортом, особенно циклическими видами упражнений (ходьба, бег, лыжи) активизируют в организме обмен жиров, не дают возможности к накоплению излишнего количества жировой ткани, которое вредно отражается на состоянии здоровья и работоспособности человека. Большое количество жира содержится в масле, сметане, сливках, в некоторых растительных продуктах. Белки являются основным пластическим материалом, из которого построена клетка всех тканей организма. Однако при длительном голодании организма, когда истощаются запасы углеводов и жиров, белки используются как источник энергии. При окислении 1 г. белка, так же как и 1 г.
надежности и безопасности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень классификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому человеку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого молодого человека уже не получиться пловец экстра – класса, он достигнет другой цели – заблаговременно подготовит себя к будущей профессии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни. Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов предполагает попытку совмещения успешной подготовки к избранной профессии в вузе с объемной, физически и психологически тяжелой спортивной подготовкой к достижениям высоких результатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек должен хорошо представить себе и объективно оценивать все его плюсы и минусы, сопоставлять цели с реальными возможностями, так как в возрасте 17-19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5-8-летнюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире. Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом спорте – от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разработаны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установлены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам физической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установленных этапов спортивного пути,

предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен в работе, склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, если способен в течение длительного периода времени выполнять физически тяжелую работу, значит ему подойдут занятия длительным бегом, лыжным спортом, плаваньем, велоспортом; а если замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Индивидуальные занятия соответствующими видами спорта и системами физических упражнений без отвлекающих факторов в этом случае могут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение. Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активный отдых, и занятия проводятся преимущественно в свободное время. Психологическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагает направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии. Так если ваша будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени, развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.д.) Если ваш будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного туризма и альпинизма необходимы будущим экспедиционным работникам; гребля и плавание – гидрологам; верховая езда- ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д. Использование прикладных видов спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической
углеводов, выделяется 4,1 ккал. В виде запасов белки в организме не откладываются, поэтому при голодании белки одних органов могут использоваться для поддержания жизнедеятельности других, более жизненно важных. Минеральные соли, микроэлементы и вода поддерживают необходимое осмотическое давление в клетках и биологических жидкостях и наряду с белками, жирами и углеводами обеспечивают постоянство внутренней среды организма. Витамины специфические органические соединения, обладающие большой биологической активностью. Они оказывают значительное воздействие на обмен веществ в организме, повышая его активность. Витамины обеспечивают высокую работоспособность организма и повышают его сопротивляемость к различным заболеваниям. Некоторые витамины активизируются организмом, большинство же из них человек получает с пищей. Активные занятия физическими упражнениями и спортом повышают потребность организма в витаминах. Спортсменам рекомендуется больше употреблять в пищу продуктов, богатых витаминами, и в наиболее напряженные периоды спортивной деятельности применять искусственно синтезированные витамины. Интенсивность процессов обмена веществ на всех этапах очень высокая. Каждую секунду в организме разрушается огромное количество молекул различных веществ, и одновременно образуются новые вещества, необходимые организму. В течении трех месяцев половина всех белков нашего тела обновляется. За 5 лет учебы у студентов, например, ткань роговицы глаза обновляется 250 раз, а слизистая оболочка желудка – 500 раз. Обмен веществ между организмом и внешней средой сопровождается обменом энергии. С одной стороны, человек получает энергию с потребляемой пищей, с другой стороны, он тратит энергию на работу внутренних органов, на физическую и умственную работу и на поддержание оптимальной температуры тела.

Каждый взрослый человек должен стремится не нарушать так называемый энергетический баланс, то есть равное соотношение между количеством энергии, поступающей в организм, и величиной энергетических трат. У многих людей сейчас наблюдается тенденция к нарушению энергетического баланса, особенно среди городского населения. Обследования установили, что настоящее время у многих людей от 30 лет и старше, особенно у женщин, вес относительно роста увеличен. Это следствие избыточного питания и недостатка количества движений в режиме дня. Современный человек получает с пищей в сутки 4000 и более ккал, а затрачивает в большинстве случаев меньше. Например, работники умственного труда и люди, профессии которых связаны с физическим трудом, или люди умственного труда, занимающиеся регулярно физическими упражнениями или спортом, затрачивают 4500-5000 ккал в сутки: занимающиеся тяжелым физическим трудом и квалифицированные спортсмены затрачивают до 7000 и более ккал в сутки. Среди спортсменов самый большой расход энергии наблюдается у участников лыжной гонки на 100 км. он достигает 10000 ккал в сутки. Мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительно сказывается на умственной и физической работоспособности человека. а) Функциональная активность. Гиподинамия. Функциональная активность предлагает оптимальное количество движений в режиме дня, которые включают деятельность всех органов и систем организма человека. Наблюдения показывают, что к 70-ти годам мускулатура человека, ведущего малоподвижный образ жизни, может уменьшится в объеме на 40%. Особенно страдают мышцы, обеспечивающие сохранение позы, что делает человека
спорта, который может «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно может реализоваться уже определившаяся способность к проявлению конкретного качества. Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно для себя сразу же точно определить мотивацию выбора. В первом случае – оздоровительная направленность, разносторонняя физическая подготовка (а заодно и выполнение учебных зачетных нормативов в «отстающем» тесте). При этом следует осознавать, что успехи в избранном виде спорта по спортивным меркам и классификации будут заведомо не высоки. Во втором случае, возможно, достичь значительных спортивных результатов. Конечно, выбор за самим студентом, но думается, что первый вариант можно рекомендовать молодым людям со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй – для студентов с хорошей предварительной общей физической и спортивной подготовленностью. Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимает их как активный отдых, как «разрядку» от однообразного аудиторного учебного труда. Право студента выбирать различные виды спорта, системы физических упражнений только поддержит его интерес к таким занятиям. А где интерес, там и большая эффективность занятий, польза активного отдыха. Существенную роль в возникновении и протекании эффекта активного отдыха играют не только особенности предшествующего утомления (умственного, физического, нервно-эмоционального), но и психологическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и реже темперамент. Так, если человек легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в спорах, для него

Не случайно представителей различных видов спорта отличают характерные антропометрические показатели: у гимнастов – хорошее развитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы нижних конечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д. Однако, наибольшие возможности, например, в избирательной коррекции отдельных недостатков телосложения представляют регулярные занятия атлетической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми упражнениями, которые и направлены преимущественно на решение подобных задач. Повышение функциональных возможностей организма Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая культура» предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каждого учебного года) за динамикой физической подготовленности каждого студента. С этой целью используется три обязательных простейших теста, отражающих уровень развития основных физических качеств: скоростно-силовой подготовленности (бег на 100 м), силовой подготовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин; общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин). Оценки выполнения этих тестов производится в очках. Пройдя через тесты в первый же месяц своего пребывания в ВУЗе каждый студент может произвести самооценку состояния силы мышц, общей выносливости (характеризующей главным образом работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем) и отчасти быстроты. На основании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональных возможностей или для акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического качества (быстроты, силы, выносливости). Но здесь возникает альтернатива: выбрать тот вид
сутулым, а подчас изменяют весь его облик. Значительно атрофируются и некоторые другие органы и ткани, почти вдвое уменьшается печень. Недостаток движения может приводить к ожирению. От атрофии страдает и первая ткань, мозг. Это, в частности, связано недостаточной функциональной активностью пожилых людей. У них отмечается атрофические явления в коре больших полушарий, что сопровождается и функциональными нарушениями. Явления преждевременной атрофии вызваны, прежде всего, снижением двигательной активности, отсутствием функциональной нагрузки. Ткани работающего и утомленного организма жадно поглощают из крови необходимые ему кислород, питательные вещества и соли, компенсируя с их помощью утраченные пластические материалы и энергию. Если нагрузки были оптимальные, то организм не ограничивается после окончания работы восстановлением физиологических процессов до исходного уровня, в нем происходит процесс сверх восстановления. Сверх восстановление происходит на вершине цикла самообновления, в так называемой фазе экзальтации (рис 1). Использование тестов, методов, антропометрических индексов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности.
Рис. 1 Фаза экзальтации возникает после периода восстановления и характеризуется дальнейшим

Юнит-тестирование в разработке


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: