История развития автоматизированных систем ведения истории болезни

Введение

Врач XXI века — это профессионал, владеющий всеми методами современной профилактики, диагностики и лечения болезней и вооруженный для этого современными медицинскими технологиями. Действительно, результативность лечебно-диагностического процесса, эффективность использования ресурсов в нем задействованных во многом определяются своевременностью и качеством решений, принимаемых врачом. Врач всегда был и остается главным звеном всей системы здравоохранения.

Объем профессиональных знаний, необходимых для успешной работы врача, значителен. Сейчас же он увеличился многократно и продолжает постоянно расти. Поэтому актуальность усиления информационной поддержки профессиональной врачебной деятельности, медицинских работников в целом обусловлена не только потребностью в повышении качества оказываемой медицинской помощи населению, но и необходимостью оптимизации используемого для этого потенциала лечебного учреждения.

Эффективное решение этой проблемы возможно только посредством новых подходов, через систему информатизации основных направлений деятельности учреждений здравоохранения и труда медицинских работников, путем реорганизации системы управления ресурсами здравоохранения (кадры, финансы, материально-техническая база, лечебно-диагностический процесс, обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и др.) на основе системы медицинских и информационных технологий.

Поэтому проблема создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) врачей и других медицинских работников в ЛПУ давно уже перешла из плоскости теоретических рассуждений в плоскость практических действий.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это совокупность средств, реализованных на базе персонального компьютера, для решения задач в определенной предметной области.

АРМ (определение С.А. Гаспаряна) – это автоматизированное рабочее место врача, оснащенное средствами вычислительной техники и программными комплексами для сбора , хранения медицинской информации, используемой в качестве интеллектуального инструмента при принятии диагностических и тактических.

АРМы медицинского назначения, используемые на уровне ЛПУ, делятся на 3 группы:

-АРМы лечащих врачей

-АРМы медицинских работников параметрических служб (по профилям диагностических и лечебных подразделений)

-АРМы для административно-хозяйственных подразделений

Общими требованиями к АРМ различных специалистов являются:

-простота общения пользователя с АРМ;

-оперативность ввода, обработки и поиска документов;

-возможность оперативного обмена информацией между различными АРМ;

-исключение положений, когда пользователь оказывается в тупиковой ситуации;

-контроль ввода данных с указанием ошибок;

-возможность настройки АРМ под конкретного пользователя;

-эргономичность конструкции;

-безопасность для здоровья пользователя и пациента.

История развития автоматизированных систем ведения истории болезни

Содержание больничных историй болезни стало объектом тщательного изучения в 40-е годы, когда организации по аккредитации больниц начали настаивать на доступности аккуратных, хорошо организованных историй болезни как непременном условии аккредитации. Затем эти организации стали требовать, чтобы больницы предоставляли определенную сжатую информацию из истории болезни в национальные центры по обработке данных. В 60-е годы начали создаваться автоматизированные больничные информационные системы (АБИС). Эти системы были рассчитаны в первую очередь на обеспечение взаимодействия. Хотя они и содержали некоторую медицинскую информацию, например рецепты и результаты многих диагностических исследований, тем не менее их основной задачей был сбор информации для формирования счета на оплату лечения, а не автоматизация самого лечения.

Когда Лоренс Вид ввел понятие проблемно-ориентированной истории болезни, это заставило пересмотреть традиционное отношение как к бумажной, так и автоматизированной истории болезни. Вид оказался одним

из первых, кто осознал важность придания истории болезни внутренней структуры независимо от того, хранится ли она на бумаге или в памяти компьютера. Он предложил, чтобы основой организации структуры истории болезни была медицинская проблема пациента и чтобы все диагностические и терапевтические планы были привязаны к определенной проблеме. Компьютеризованная версия проблемно-ориентированной истории болезни, получившая название PROMIS, предоставляла врачам советы в процессе ввода в компьютер своих записей, заказов и рецептов. В ней появились многие технические инновации, например ввод с помощью сенсорных экранов, скоростная обработка трансакций и объединение микрокомпьютеров в сети.

Амбулаторной истории болезни уделялось меньше внимания. нежели больничной, в связи с различиями в требованиях государственных и других контрольных органов к этим видам медицинского обслуживания. Кроме того, сиюминутный подход к хранению информации об амбулаторных пациентах и малый доход от визита пациента в клинику по сравнению со стоимостью стационарного лечения препятствовали вложениям средств и труда в составление сжатых описаний, являющемся обычным процессом в больницах.

Тридцать лет назад отдельный семейный врач обеспечивал почти всю амбулаторную медицинскую помощь своим пациентам. Однако сегодня ответственность за оказание такой помощи распределена между группами медицинских работников амбулаторных клиник и оздоровительных организаций. Амбулаторные истории болезни могут содержать длинные записи, сделанные различными медицинскими работниками, большое число результатов лабораторных тестов и разнообразный набор других элементов данных, например рентгенограммы, выписные эпикризы, заключения патологоанатомов. Поэтому потребности в применении компьютеров для облегчения амбулаторной помощи возросли.

Основная часть

АРМ врача хирурга

АРМ Врача Хирургапредназначен для использования в составе Медицинской информационной системы службы профпатологии (МИССП), и является АРМом врача-специалиста.
АРМ врача-специалиста выполняет следующие задачи:
• Поиск пациента;
• Ввод информации о проведенном осмотре по определенной схеме;
• Ввод информации о вредных производственных факторах, их параметрах, приведших к появлению профессионального заболевания;
• Ввод информации о диагнозах общих и профессиональных заболеваний, о стадии и форме заболевания (с использованием встроенных медицинских классификаторов), с учетом существования нескольких профессиональных заболеваний из справочника МКБ-10;
• Ввод информации об условиях обследования;
• Ввод результатов осмотра пациента: виды исследования,выявленной патологии или нормы, группы здоровья, статуса пациента (с использованием интегрированных медицинских классификаторов);
• Формирование шаблонов документов стандартных осмотров;
• Ввод данных о прохождении и результатах медицинских исследований (электрокардиография, тонометрия, флюорография, маммография и т.д.);

К АРМ врача хирурга предъявляют следующие требования:

-Ведение профильной истории болезни

-Формирование диагностического алгоритма

-Рекомендации по плану обследования пациента

-Дифференциальная диагностика с формированием клинического диагноза

-Рекомендации по выбору лечебной тактики

-Ведение дневника в истории болезни

-Формирование эпикриза

Самая утомительная работа врача — бумажная. Это заполнение амбулаторных карт, с бесконечным переписыванием одного и того же в разных ее частях.

Автоматизированное рабочее место врача хирурга упрощает, ускоряет и автоматизирует бумажную работу.

Сможете быстро и в привычной форме заполнять все документы амбулаторной карты пациента, включая Медицинскую карту (форма 025/у-04), Дневник, Направления, Эпикризы и пр.

У врача хирурга под рукой будут электронные справочники — МКБ-10, списки медикаментов и т.п.

Медицинские документы будут удобно сгруппированы по 4-м направлениям работы — амбулаторному, профилактическому и диспансерному осмотрам и осмотрам на дому.

При этом по каждому направлению медицинские данные будут автоматически обработаны и систематизированы по ряду параметров: возрастным, льготным и инвалидным категориям, по нозологиям заболеваний и др.

Не придется тратить время на составление статистических отчетов, поскольку АРМ делает это автоматически: автоматизирована нормативная отчетность по формам 0/39у-ВОП, 0/30у-ВОП (паспорт участка) и №1-ВОП.

Сверх того, АРМ поддерживает ведение всей медицинской документации дневного стационара.

Все документы, текущие и архивные, АРМ представляет в Web-интерфейсе — то есть автоматически формирует персональный сайт врача. Поиск нужного документа занимает минуту. АРМ врача хирурга может функционировать автономно, но при наличии сети легко интегрируется в общую медицинскую сеть, обеспечивая дополнительно обмен электронными документами как внутри одного медучреждения, так и между медучреждениями.

Плюсы в АРМ врача:

-простое, быстрое и точное заполнение истории болезни;

-400 шаблонных текстов для описания статуса, операций, дневников;

-ввод диагнозов из МКБ-10 одним щелчком,

-ввод диагностических назначений из справочника щелчком мыши,

-ввод лечебных назначений из справочника щелчком мыши;

-выделение тяжело больных и больных с факторами риска;

-автоматические напоминания и подсказки,

-автоматическое извещение руководителей о проблемах в ведении больного;

-автоматический подсчёт стоимости обследования и лечения;

-недельный план работы в поликлинике, месячный отчёт.

-освобождение от составления любых вторичных документов;

-анализ своей работы за период в сравнении с работой коллег.

Плюсы пациенту:

-повышение качества медицинской помощи,

-сокращение сроков госпитализации,

-полную преемственность при переходе от одного врача к другому,

-читабельность и строгую упорядоченность всех документов, получаемых на руки (выписки из истории болезни, рекомендации, памятки)

Недостатки

Автоматизированные системы ведения истории болезни имеют и некоторые недостатки. Они требуют больших начальных вложений по сравнению с бумажными эквивалентами из-за высокой стоимости компьютеров, программного обеспечения и обучения. При внедрении таких систем может потребоваться отвлечение ключевых работников на неделю или более для обучения пользованию системой, а затем они должны будут тратить свое время на обучение своих коллег. Имеющийся персонал может оказаться неспособен адаптироваться к выполнению компьютеризованных процедур, вследствие чего понадобится замена части работников, что, в свою очередь, приведет к нарушению нормального режима функционирования учреждения. Далее, между внедрением автоматизированной истории болезни и получением от нее ощутимой выгоды проходит определенное время, требуемое на то, чтобы для наиболее активных пациентов в системе образовался достаточный объем информации. Обеспечение должной конфиденциальности данных, хранимых в электронном виде, усложняет

систему и увеличивает ее стоимость.

Автоматизированные системы таят в себе потенциал как небольших сбоев, так и катастрофических отказов в работе. Если компьютер выходит из строя, то информация из его памяти может оказаться недоступной в течение часов или даже дней. Поэтому обязательно должны быть предусмотрены аварийные ручные процедуры. Далее, поскольку отказы в работе дисков могут вызвать потерю запомненных на них данных, то разработчики системы должны обеспечить процедуры дублирования и восстановления данных. Если данные записаны медицинским работником от руки, а затем с этого документа вводятся в систему оператором, то могут возникнуть ошибки ввода, а погрешности в программном обеспечении могут привести к искажению даже правильно введенных данных.

Большинство из этих проблем можно решить за счет правильного выбора аппаратных средств и программного обеспечения. Разработчики системы должны учитывать указанные выше потенциальные проблемы и проектировать систему с таким расчетом, чтобы свести опасность их проявления к минимуму. Например, они могут снизить стоимость ввода данных и обучения, используя графические образы и цветовые выделения, показывающие пользователям, что надо делать и на что обратить внимание. Кроме того, они могут добавить в систему контекстно-зависимые оперативные подсказки. Резервирование оборудования, если оно правильно выполнено, может снизить вероятность уничтожения данных или простоев системы из-за сбоев аппаратуры.

Наконец, центральной проблемой является ввод в компьютер собираемых врачами данных. Информационная ценность прямых наблюдений за состоянием пациента обычно бывает не очень высокой; поэтому врачам нередко приходится анализировать большие объемы данных. чтобы принять одно маленькое решение. Стоимость ввода всех данных, необходимых врачу в процессе принятия решения, может значительно превзойти ценность помощи компьютера в этом процессе. Новые методы облегчения врачам непосредственного ввода данных в компьютер (например речевой ввод) могут снизить остроту этой проблемы.

Заключение

Таким образом, применение экспертно-справочной системы позволяет

существенно облегчить жизнь врачам-хирургам. Нет необходимости

вручную писать протоколы осмотров пациентов. Врач лишь выбирает

нужные значения для требуемых параметров (из раскрывающихся списков).

Этим существенно снижается вероятность ошибок (указание некорректных

данных или пропуск важных параметров).

Одним из необходимых условий надежного функционирования любой современной информационной системы является задача разграничения доступа к ее ресурсам, т.е. поддержание требуемого уровня конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Любой медицинский работник несет полную ответственность (моральную, административную и уголовную) за конфиденциальность информации, к которой он получает доступ в ходе своей профессиональной деятельности. Поэтому МИС должна обладать мощной системой безопасности.

Список литературы

-лекции по медицинской информатике

— 1. Агальцов В.П.,Локальные базы данных. — М.:Изд-во ООО НВП ИНЭК, 2009. — 52с.;

— Временные санитарные нормы и правила для работников вычислительных центров, 1992г.

— Ю.Климова Л. М. Delphi 7. Основы программирования. Решение типовых задач. КУДИЦ-Образ, 2005. — 480 с.

— П.Культин Н. Б. Delphi в задачах и примерах. БХВ-Петербург, 2005. -288 с.

-. Поган А. М. Delphi. Руководство программиста. Эксмо, 2006. — 480 с.

Содержание

1.Введение……………………………………………………….2 стр.

2.Основная часть-Арм врача хирурга………………………….5 стр.

3.Заключение…………………………………………………….9 стр.

4.Список литературы…………………………………………..10 стр.

ГБОУ ВПО ВГМА им.Бурденко

Кафедра физики, математики и медицинской информатики

Реферат на тему: АРМ врача хирурга

Выполнила:

студентка Лечебного ф-та,

209 группы

Вышегородских Ирина

Проверила:

Канатникова Н.Н.

Воронеж 2012 г.

2017 Personality 02/03: Historical & Mythological Context


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: