История развития фехтования в японии

В Японии возникновение спортивного направления фехтования связано прежде всего с бамбуковым мечом — синаем. Испокон веков для тренировки фехтовальных приёмов в Японии применялись бокены — деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные травмы. Во время правления клана Токугава в Японии в период Эдо (1603—1868) мастер Наганума Кунисато ввёл бамбуковые мечи для тренировок, что уменьшило количество травм. Фехтовальные школы Итто рю, Оно рю, Хокусин рю применяющие инвентарь будущего кендо стали процветать. Это можно объяснить тем, что представители фехтования, в котором большое значение имели формальные упражнения — ката и кумитачи, слишком углублялись в теорию и недостаточно уделяли внимание практической стороне.

С конца XVIII века фехтование бамбуковым мечом уже напоминало современное кэндо. Кэндо — искусство фехтования, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом — кэндзюцу . С японского «кэн» — это меч, «дзюцу» — искусство, «до» — путь. Название «кэндо» было создано Обществом воинской добродетели Великой Японии (Дай Ниппон Бутокукай), которое появилось в 1895 году. Общество создало систему воспитания японской молодёжи, упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодёжь. После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В 1950 году американский контроль над учебными программами был отменён, и была сформирована Всеяпонская Федерация спортивного кэндо. В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах в полном объёме. После восстановления репутации кэндо оно распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кэндо. [9, 12, 16, 17]

Моментом официального провозглашения существования спортивной чанбары можно считать публикацию книги «Кодачи госиндо» в 1971 году автора Тецундо Танабе. Кодачи госиндо — это искусство самозащиты с коротким клинковым оружием. [8]

Эта боевая система состоит из трёх блоков:

1. Чанбара — поединки на безопасных мечах.

2. Тамэсигири — разрубание макивар (мишеней) острым мечом.

3. Йайджитсу — отработка приёмов выхватывания меча из ножен и нанесения различных ударов.

Мастер Танабе был директором охранной фирмы и сам лично тренировал телохранителей и охранников навыкам самозащиты. В таких тренировках для свободных боёв Танабе использовал специально изготовленные мягкие пластичные мечи, а так же лёгкие маски для защиты лица. [8] В последствии были разработаны надувные мечи с целью повышения безопасности занимающихся. В 1973 году Танабе основал Всеяпонскую федерацию Госиндо, а в 1974 году в Японии проведён первый чемпионат по спортивной чанбаре, положивший счёт мировым чемпионатам, которые традиционно проводятся в Японии в Йокогаме. Так как снаряжение в чанбаре позволяло безопасно вести бой в полную силу, это занятие стало набирать огромную популярность, не смотря на уже существующее спортивное направление фехтования – кендо. Тецундо Танабе в своей книге «Спортивная чанбара», изданной в 1996 году, сообщает о том, что современное кендо оторвалось от практических нужд самообороны, правилами разрешены удары только по маске (мэн), рукавицам (котэ) и кирасе (до), удары рекомендуется наносить только сверху вниз. И далее, обращаясь к истории, Танабе пишет: «Фехтовальщики в кендо поощрялись за храбрость, и сосредоточенность на атаке, что вело к пренебрежению обороной. Дух отчаянно — безрассудного ведения боя занял центральное место в военной подготовке. По всей стране это внушалось как сущность морального воспитания, что весьма приветствовали тогдашние политические лидеры Японии и эксплуатировали в целях военщины. Раскаянию и любви к человечеству не было места, японцы превращались в воинствующую нацию, среди молодёжи наблюдался порыв к самоубийственным заданиям. Здесь можно назвать камикадзе во Второй Мировой войне. Фехтование стало нести существенную ответственность за это. Результат — появление указа о запрете практиковать фехтование от 6 ноября 1945 года. Такова была не только воля стран победительниц. Фехтование рассматривалась как потенциальная опасность, способствующая милитаристскому духу своим отчаяньем, безрассудностью и самоубийственностью». Так же Танабе отмечает: «В мире существует большое разнообразие в искусстве фехтования. До настоящего времени, однако, не нашлось места где японское кендо сошлось бы в соперничестве с европейской школой фехтования. Чанбара позволяет состязаться представителям разных школ. Спортивной чанбаре суждено стать всемирным видом спорта».[17]

Type


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: