Итоги обсуждения 1 кор. 6:9-10; гал. 5:19-21; еф. 5:5-6

Итак, приведенные и кратко исследованные нами тексты свидетельствуют, что люди, являющиеся, так сказать, профессиональными грешниками, т.е. регулярно злоупотребляющие грехами, которые Писания относят к категории тяжких, не имеют общения со Святым Духом и участия в вечной жизни.

Некоторые авторы, придерживающиеся концепции «вечной безопасности», признают, что тексты, рассмотренные выше, могут относиться к людям, находящимся в церкви. Например, Дональд К. Кемпбелл в своем комментарии к Посланию к галатам пишет относительно Гал. 5:21:

«Апостол официально предупреждает галат, как уже делал это ранее, когда был с ними, что поступающий так, т.е. погрязший в этих и подобным им плотских грехах, будущего Царства Божия не наследуют».

Правда, он тут же оговаривается, что:

«это не означает, что христианин может потерять спасение, если впадет в какой-то плотской грех, однако человек, постоянно живущий такой растленной жизнью, свидетельствует о себе, что он дитятею Божиим не является».

Гораздо более ясным представляется вывод, который делает о том же тексте Р. К. Спраул:

«В этом отрывке Павел повторяет предупреждение Иисуса о потере Царства Божьего. Люди, чей стиль жизни таков, как описывается в этих строках из Послания к галатам, не наследуют Царства Божьего. Это не значит, что любой совершенный нами грех лишит нас права пребывания на небесах. Павел здесь Говорит о стиле жизни, который привычно и постоянно характеризуется такими пороками. Мы видим, что здесь речь идет и о внешних, и о внутренних грехах. Включены сюда как грехи тела, так и грехи сердца».

Думается, что проведенное краткое исследование трех текстов из посланий Павла дает дополнительное свидетельство в пользу того, что христианин может при определенных обстоятельствах утратить личное спасение.

Тексты, используемые сторонниками концепции «вечной безопасности»

Теперь рассмотрим тексты, которые чаще других приводятся сторонниками концепции «вечной безопасности» в подтверждение правильности своей позиции.

Ин. 10:27-29

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего».

Это место часто понимается как безусловное свидетельство невозможности потерять спасение. Например, Моррис пишет по этому поводу следующее:

«Это одна из самых драгоценных вещей в нашей вере, что наше продолжающееся существование вечной жизни зависит не от того, что мы слабо держимся за Него, а от того, что Он крепко держит нас».

Здесь можно найти три аргумента, которые якобы указывают на то, что спасенный не может потерять своего спасения:

1. Я даю им жизнь вечную. Прежде всего следует отметить, что вечность не принадлежит верующему, вечностью всегда распоряжается только Бог. Кроме того, хотя верующему и обещана вечная жизнь, Писание определенно говорит, что эту вечную жизнь верующий имеет в Сыне: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5:11). Наличие в данном тексте личного местоимения ego (kago = kai + ego) также акцентирует внимание на Иисусе как источнике вечной жизни. Итак, пока человек находится во Христе, он имеет в Нем вечную жизнь. Теряя Христа, человек теряет вместе с Ним и участие в вечной жизни.

2. Не погибнут вовек. Эти слова сказаны по отношению к верующим людям, т.е. к людям, имеющим спасительную веру. Косвенное подтверждение этому мы находим в том, что Иисус, говоря об овцах, имеет в виду тех, кто слушаются голоса Его и идут за Ним. Это не может служить доказательством невозможности утратить спасение. В отношении неверующих мы также имеем сходное утверждение: «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). Конечно же из этого не следует, что неверующий, став верующим, не увидит жизни. Точно так же верующий имеет жизнь до тех пор, пока собственно остается верующим.

3. Никто не похитит их из руки Моей. Смысл данного выражения достаточно прост: ничто и никто не в силах сделать из верующего человека неверующего, однако Христос явно говорит здесь о возможности внешней угрозы взаимоотношениям между Собой и верующим. Это утверждение Иисуса Христа не имеет отношения к тому случаю, когда верующий сам порывает отношения со Христом. Некоторые могут возразить, что христианин тоже не может похитить сам себя из руки Господа, поскольку он не сам себе даровал духовное рождение. Такое замечание не лишено смысла. Однако в случае утраты живой веры человек лишается вечной жизни не по своему желанию, а потому, что Бог не относится к нему более как к верующему и отнимает у него право на участие в вечной жизни как у фактически неверующего.

Рим. 8:38-39

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Прежде всего по контексту данное место относится скорее к поддержанию верующих в период испытаний, чем к проблеме сохранения святых. Апостол Павел хочет убедить римских верующих, что Бог любит их (т.е. они не отлучены от любви Божией), хотя имеют массу проблем и неприятностей, связанных с гонениями.

Если мы все же считаем, что данное место относится к вопросу сохранения спасения, то мы, как и в случае с Ин. 10:28, должны признать, что речь здесь, скорее всего, может идти лишь о внешней угрозе спасению, а не о том случае, когда верующий сам отворачивается от Бога. М. Генри по этому поводу замечает:

«Никакое… творение, которое только может существовать, не может отделить нас от любви Божьей во Христе… ничто, кроме греха».

Рим. 11:29

«Ибо дары и призвание Божие непреложны».

Исходя из контекста, мы можем утверждать, что сказанное здесь Павлом имело непосредственное отношение к этническим израильтянам. Данн пишет:

«Поднимая вопрос относительно отвержения Израилем Евангелия, Павел не мог допустить мысли, что Бог оставил Израиль».

Таким образом, речь здесь идет о верности Бога обещаниям, данным народу Израилеву, и их нерушимости, несмотря на неверность самих израильтян. Однако из этого никоим образом не следует, что израильтяне угодны Богу и будут Им во что бы то ни стало спасены, невзирая на их неверие.

Если толковать данный текст несколько шире, его смысл будет состоять в том, что Господь всегда остается верным Своим обетованиям. Однако, как и в случае с Израилем, здесь речь не идет о том, что личное спасение, будучи даром, сохраняется без всяких условий. Надо иметь в виду, что Господь, даруя что-либо человеку, в том числе и жизнь вечную, и обещая хранить верующего, ставит необходимым условием пребывание спасенного в вере. Иными словами, если Бог обещал что-либо на каких-либо условиях, следовательно, это обещание Божие остается неизменным именно в том виде, в котором оно было дано, т.е. с условиями. Таким образом условия обетования точно так же неизменны, как и сами обетования. Бог обещал вечную жизнь всякому человеку, обладающему спасительной верой, и в случае потери веры человек уже не может отнести к себе действия данного обетования.

Флп. 1:6

«…будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа».

Тиссен, будучи уверенным, что данный текст говорит о невозможности утратить спасение, высказывается следующим образом:

«Одно дело — желать сохранить в безопасности, а другое дело — обладать способностью хранить. Бог обладает способностями в этих двух отношениях».

Трудно не согласиться с тем, что Бог не только желает, но и может сохранить верующего. Однако из этого отнюдь не следует, что Бог сохраняет его без всяких условий. Апостол Павел пишет, что Господь будет продолжать спасительную работу в верующих до дня Иисуса Христа. На первый взгляд кажется, что однажды начатая в ком-либо Богом спасительная работа никогда не прекратится, покуда верующий навеки не упокоится в Господе в Его небесном Царстве. Однако следует иметь в виду одно обстоятельство: речь, собственно, идет о том, что Бог делает со Своей стороны все возможное, чтобы человек не утратил свое спасение, но мы знаем, что человек имеет спасение не сам по себе, но во Христе. Следовательно, работа по спасению человека и по сохранению его спасения может Производиться Духом Святым только в тех сердцах, которые не утратили способности общаться со Христом. Если человек утратил эту возможность (Евр. 6:4-6), то такого рода спасительная работа со стороны Бога просто не может производиться в нем.

Итоги

Подводя итоги изучения текстов, которые обычно используются сторонниками концепции «вечной безопасности», можно сделать следующие выводы:

Из рассмотренных текстов безусловно следует, что, пока человек имеет спасительную веру, — он спасен.

Из рассмотренных текстов следует также, что Бог предпринимает определенные усилия для сохранения спасенных в вере.

Однако из рассмотренных текстов, по всей видимости, отнюдь не следует, что веру нельзя утратить или что человек, переставший верить, все равно остается спасенным.

Библия Новый Завет Послание к Ефесянам


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: