Iv. распределение часов по темам и видам работ

Тема Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Часть первая (А) Искусство индуизма, буддизма, ислама 36 час. 36 час. 24 час.
Тема 1. Близость традиционного искусства Востока семиотическим принципам древнего искусства. Связь с религиозными представлениями. Наиболее существенные отличия искусства Востока от искусства Запада. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 2. Сакральная символика индуистского храма. Символика круга, квадрата и креста. Символика алтаря. Храм – центр Мира. 32 типа мандалы в основании храма. Памятники пещерного зодчества. 4 час. 4 час. 2 час.
Тема 3. Основные принципы индуистской скульптуры. Особенности индуистского канона красоты; асурический элемент как неотъемлемая часть этого канона. Чувственный характер индийских скульптур. Связь скульптуры и танца. Танец Шивы – наиболее известное скульптурное символическое изображение «танца Вселенной». 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 4. Индуистский танец. История становления храмовых танцев. Их связь с мифологией. Основные части искусства танца. Язык жестов. Используемые средства для выражения темы танца и передачи эмоционального настроя. Типы и стили индуистского танца. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 5. Музыка в системе индуистских представлений. Раги – устойчивые мелодические гаммы, их разновидности и деление каждой раги на пять нот. Естественные корреляции раг как отражение основ музыкального искусства Индии, строящегося на законах союза человека с Природой. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 6. Роль искусства в буддизме. Основные сведения и буддизме и его отличии от индуизма. Три главные ветви буддизма (хинаяна, махаяна и ваджраяна). Искусство как средство визуальной поддержки буддийских догм. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 7. Образ Будды – главная тема в искусстве буддизма. Эволюция образа Будды: от ранних символических изображений до более поздних, включающих трансцендентные черты (махаяна). Гандхарская школа. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 8. Основные отличия искусства хинаяны (тхеравады) и махаяны. Основные принципы буддийской архитектуры. Символика ступы. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 9. Основные геометрические и иные символы буддизма. Мандала – «карта Мира». Символика и типы мандал. Тибетская Калачакра. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 10. Буддийская танка – искусство создания сакральных образов на ткани. Разновидности и символы танки. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 11. Исторические сведения о становлении искусства ислама.Принципы и методы искусства ислама. Отражение кочевого семитского менталитета в искусстве ислама. Культура ислама – культура Слова. Графический по преимуществу характер искусства ислама. Проблема изобразительных запретов в искусстве ислама. 4 час. 2 час. 2 час.
Тема 12. Значение орнаментики. Символика арабески. Составные части арабески, виды арабески. Смысл и цели стилизации как основного творческого приема в мусульманском искусстве. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 13. Сакральная архитектура ислама. Семиотика мечети. Заимствованные из иных этнокультурных традиций элементы. Символика мавзолея. Современные тенденции в архитектуре мечети как отражение изменений в догматике ислама. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 14. Искусство каллиграфии. (Искусство калама). Основные исторические сведения. Реформы арабской письменности. Разновидности письма, символика. Проблема нечитаемых надписей. час. 2 час. 2 час.
Тема 15. Влияние культуры Ирана на формирование искусства ислама. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 16. Суфийская литература: суфийская поэзия и притчи. Многомерность и сложная символика суфийской поэзии. Творчество Руми, Хафиза, Омара Хайама, Саади и др. Притчи – уникальный жанр религиозно-учебной литературы. Цикл о Хадже-Насреддине. 4 час. 2 час. 2 час.

Тема Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Часть вторая (Б) Искусство Китая и Японии. Искусство каллиграфии в дальневосточной традиции. 32 час. 32 час. 24 час.
Тема 1. Китайская пейзажная живопись – основной вид искусства Китая. Исторические сведения о формировании китайского пейзажа. Связь с системами религиозных идей. Отличия китайской живописи от живописи Запада. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 2. Китайские свитки – закрытые картины. Основные принципы. Вертикальные и горизонтальные свитки. Материалы, технические приемы, «инструментарий» китайского художника. Принципиально иное в отличие от западной традиции восприятие китайской живописи, служившей одним им средств духовного общения. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 3. Основные жанры китайской пейзажной живописи. «Горы и воды», «птицы и цветы», «растения и насекомые», «люди» и др. Особенности творчества китайских живописцев. Многослойная символика китайских свитков. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 4. Китайская живопись в самые ранние периоды своей истории. Творчество Гу Кай-чжи и Чжан Цзы-цяна. Китайский пейзаж в классическую эпоху (Тан и Сун). Возникновение литературной академии Ханьлинь и ее влияние на творчество китайских мастеров. Работы Ван Вэя, У Дао-цзы, Ли Сы-сюня, Ли Чжао-дао и др. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 5. Китайские средневековые теоретические трактаты по живописи (Сэ Хэ, Го Си др.). «Шесть законов живописи» Сэ Хэ. Значение многовековой традиции в искусстве Китая.. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 6. Ван Вэй, поэт и художник, основатель монохромной живописи тушью. «Живопись интеллектуалов». 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 7. Художники эпохи Сун. Поэт и живописец Су Ши, Ми Фэй, Цуй Бо, Ван Симэн, Чжан Цзе-дуаня, Ли Тана, Ма Юаня и др. Роль академии в Кайфыне. Пейзажная живопись конца XIII – начала XVII века. Культ старины. Основные современные тенденции. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 8. История становления японского искусства. Основные исторические эпохи – вехи в формировании специфического облика искусства Японии. Влияние китайской и корейской культурных традиций. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 9. Синтоистская основа японского искусства. «Культура предания». Принцип дзюн-гяку («всё движется туда-сюда»). Поэтика ёдзё (сверхчувства). Культура молчания («разговор без слов»). Мононо-аварэ (грустное очарование вещей). Представление о красоте и гармонии как основа японского искусства. 4 час. 2 час. 2 час.
Тема 10. Пейзажная живопись Ямато-э («живопись на японские темы»). Постепенный отход от китайских канонов. Влияние литературы на формирование основных принципов японской живописи. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 11. Женская и мужская живопись как отражение особенности японского менталитета и миросозерцания. «Гэндзи-монотогари эмаки». «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу X века – важное культуропределяющее явление. Цикл «Развлекающихся зверей» (образец мужской живописи). Появления жанра сатирического рисунка, манга (эпоха Эдо). 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 12. Поэзия Мацуо Басё. Басё – признанный мастер жанра «хайку» («хокку»), противостоящего классической аристократической поэзии. Хокку – «сжатая до точки Вселенная». 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 13. Кацусика Хокусай – художник, поэт, прозаик (эпоха Эдо). Картины Хокусая, гравюры, рисунки, иллюстрации к книгам. Краткость и сжатость японской гравюры. Суримоно (поздравительные открытки) – уникальный вид творчества японских графиков. 2 час. 2 час. 2 час.
Тема 14. Искусство каллиграфии в дальневосточной традиции. Формирование каллиграфической традиции в Китае. Поэт, живописец и каллиграф Су Ши. Творчество представителей «живописи интеллектуалов». Музыкальность искусства каллиграфии. Каллиграфия в современной Китае (Ци Байши, Хоу Иминь и др.). Досужие печати. 4 час. 2 час. 2 час.
Тема 15. Развитие каллиграфической традиции в искусстве и культуре Японии в рамках синтеза каллиграфии, поэзии и живописи. Каллиграфия Рёкана, Басё. Вариации на тему стихотворения Басе «Старый пруд». 4 час. 2 час. 2 час.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ ЗА 5 МИНУТ?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: