Классный час по программе «Разговор о правильном питании».
Тема. «Самые полезные продукты. Молоко.»
Цель. Дать представление о значении молока и молочных продуктах, составе молока.
Задачи
— содействовать осознанию учащимися значения правильного питания для здоровья человека;
— формировать отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни;
— расширять представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;
— расширять представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах.
I. Организационный момент.
-Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся!
Беседа по теме:
1.-Ребята, как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?
— Чем питается человек?
— Какие , по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны?
— Мы с вами говорили о пользе и видах каш. Какие каши вы знаете и любите?
— Чем полезны каши?
— Люди издавна любят каши. Об этом упоминают многие литературные произведения. Послушайте несколько отрывков, назовите произведение и автора.( Братья Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Каша из топора», Носов «Мишкина каша», Перро «Золушка»)
— Дети, давайте поможем Золушке перебрать крупу. Каждый ряд — команда называет крупу. Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее назовет крупу:
— Лучшая команда образует поезд, который привезёт в магазин «Самобранка» продукты.
(Дети одного ряда изображают поезд, каждый ребёнок получает рисунок продукта. Под музыку «поезд» привозит продукты в магазин, распределяет их по полкам, объясняя расстановку. Зелёная полка – полезные продукты; жёлтая – продукты, которые можно нечасто употреблять; красная – запрещённые продукты)
II. Знакомство с новым продуктом – молоком.
— А теперь посмотрите внимательно на витрину нашего магазина (на доске картинки продуктов) и запомните продукты. Теперь закройте глаза. (учитель добавляет илл. пакета молока)
— Что изменилось?
— О каком продукте питания мы сегодня поговорим?
— Что бы вы хотели узнать о молоке?
— Откуда на наших столах появляется молоко?
(звучит песня «Кто пасётся на лугу?» сл. Ю. Черных, муз. А Пахмутовой )
— Почему молоко полезно?
III. Знакомство с составом молока.
— Молоко – незаменимый продукт для детского питания. В его состав входят множество веществ, необходимых растущему организму. Все они замечательно сочетаются друг с другом, поэтому молоко легко усваивается.
Опыт №1.
— Несколько часов назад в этот стакан я налила свежее молоко. Что вы теперь видите на нём?
— Это жир. Он входит в состав молока (карточка «жир»).
— Жир делает молоко питательным, им можно утолить голод. Сейчас мы говорим «пьём молоко», а в старину – «едим молоко».
Опыт №2.
— В пробирке находится трёхдневное молоко. Оно уже скисло. Я его нагрею, а вы внимательно следите за изменениями.
— Какие изменения произошли?
— Белые хлопья – это белок (карточка «белок»). Он помогает организму расти, а головному мозгу работать.
— Жидкость – это сыворотка. Из чего она состоит? (карточка «вода») Вода позволяет утолить жажду.
— Из сыворотки я заранее выпарила воду. Остались светло — коричневые кристаллы, сладковатые на вкус. Это – углеводы (карточка «углеводы»). Они также помогают работе головного мозга.
— Кроме того, в состав молока входят витамины и различные минералы: кальций и фосфор. Они укрепляют кости и мышцы (карточки «витамины», «минералы»).
В результате опытов составляется таблица:
Молоко
Жир вода углеводы белок минералы витамины
IV. Знакомство с разнообразием молочных продуктов.
— Из молока может быть приготовлено множество вкусных и полезных продуктов. А каким одним словом они называются? (молочные)
— Какие молочные продукты вы знаете? Найдите их иллюстрации среди наклеек и выполните задание №2 на стр. 42.
— Какие молочные продукты вы выбрали?
— А сможете узнать эти продукты на вкус?
— Проведём конкурс дегустаторов. Ваша задача с закрытыми глазами узнать выбранный молочный продукт по запаху и вкусу. (каждому из участников завязывают глаза)
Сыр- твёрдая масса, получаемая путём специальной обработки молока (известно около 700 видов)
Кефир- густой питательный напиток из кислого молока.
Творог — скисшее молоко без сыворотки.
Сгущёнка – сгущённое молоко, т.е. с малым содержанием воды и большим количеством сахара для консервирования и длительного хранения.
Сметана — кисломолочный продукт, название которого произошло от слова «сметать».
Масло- жировой сгусток молочного происхождения.
Йогурт — кислое молоко с фруктовыми добавками.
Мороженое — замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока.